(no subject)

Nov 19, 2007 15:20

Вот тут мой комментарий был скрыт. Это понятно, не говоря уж о том, что хозяин журала в своем праве.
Я все же его запощу под кат (комментарий, не хозяина), сопроводив заодно постскриптумом от своего комментария из этого поста.
Прошу учесть, что текст - дискуссионный, т.е. слегка нарочитый и немного утрированный... кое-где.

...
Я Вас понимаю и в целом почти со всем согласен. Но подписывать письмо не буду, и вот почему.
Представим себе школу (не отдельную, а как общественный институт) в виде некоего ствола (система образования), к которому привиты различные веточки-предметы. Вы протестуете против привития еще одной веточки, поскольку считаете, что она гнила...

Согласен - гниловата.
Но ваш протест бессмыслен, поскольку не решит никакой проблемы! Ибо сгнил и сам ствол! Почему Вы и вообще не боитесь отпускать своих детей в школу? Вам не жалко 6-7 часов в день, которые у них отрывают от детства? И ради чего?
Преподавание истории в школе, как правило, таково, что вызубренные ради оценок даты ребенок забывает через день, а суть истории как системного процесса - не понимает, ему ее и не пытаются объяснить. Даже истмат при всей его предвзятости и однобокости был полезнее для мышления ребенка: он хоть какие-то взаимосвязи пытался усмотреть в процессе. А история как набор фактов и дат - кому и зачем она нужна? Пустая эрудиция, бесполезная на самом деле в жизни для 99% выпускников.
Уроки литературы, такое ощущение, преследуют одну лишь цель: привить детям отвращение к чтению вообще...
И в целом, нынешняя школа - это катастрофически, тупо формализованная система, причем, увы, почти обязательная как жизненный этап (ну нет у меня денег на частных учителей и экстернат), ведь без диплома - сами понимаете. И система эта, за редчайшими исключениями, лишь подтверждающими правило, штампует стандартизованных дебилов, лишенных мотивации к познанию, критического склада духа и мышления - и потому интеллектуально-инфантильных, значит, подверженных в дальнейшем какой угодно идеологической "прокачке" индивидов. Ну не будет ваш ребенок православным, зато будет, например, фашистом - это лучше?
В результате воспитательные усилия родителей вынужденно направлены не на то, чтобы помочь школе, а больше на то именно, чтобы ВОПРЕКИ школе сохранить в ребенке этику, эстетику, свободу воли, интерес к жизни во всем ее многообразии.
Школа должна прежде всего научить человека думать, привить основы вкуса - что вкупе и есть "основы культуры". Ныне же школа отучает думать даже тех, кто латентно умеет, и отбивает у детей вкус ко всему, что там "изучается".
В итоге ВУЗы воют (почитайте, напр., блоги преподавателей): некого набирать. Уже и Дерипаска (кстати, выпускник физфака МГУ, блесятщее системное мышление) забил тревогу: "Через 10 лет у моего холдинга будет жуткая проблема с вменяемыми кадрами, умеющими думать и творить, идут одни тупые исполнители".

И в этой ситуации стремление РПЦ ввести в школе ОПК указывает лишь на то, что там худо не только с православием (которое всё-таки несомненно является культурообразующей нашей религией, без него ни Достоевского, например, не понять, ни Леонида Андреева, да и вообще классику нашей культуры), начисто вытесненным, как кажется, понтово-административным началом, и с общей культурой, но и с тем самым умением думать - там та же беда. Да, цель введения ОПК - в конечном счете, расширение паствы, и в плане целеполагания Церковь можно понять (не надо путать церковь и веру, церковь - общественный институт, и нормальный "рыночный" цинизм вполне для нее естетствен). Но добьется-то она ровно противоположного! Если вдруг и вправду ввести ОПК в нынешней форме в нынешнюю школу - у детей разовьется такое отвращение к религии, что лет через 20 РПЦ останется вообще без паствы. При этом и знаний не добавится: Иуду с Фомой будут путать точно, хорошо если не с Пилатом...

А концепция "Школа должна учить тому, что пригодится в жизни" очень опасна! Ну, во-первых, с чьей точки зрения "пригодится"? С родительской? Но школа - государственный институт, и государство, содержа его, преследует свои цели: ему нужны граждане, способны поддерживать его самостийность (замешанную на "особости" культуры) и развивать это самое государство. Если же утрировать утилитарную концепцию, то в старших классах следует изучать "основы секса", "основы грамура" и тому подобные дисциплины - они по жизни куда полезнее большинству, нежели литература с историей и физика с химией.
Как раз для утилитарных знаний, господа самоуверенные родители, и существуют платные частные образовательные учреждения. А государственная школа, уж извините, призвана давать культурный фундамент, ее главная задача, повторюсь, - научить человека думать. А необходимые и/или интересные ему знания он приобретет потом сам.
...
Т.е, я полагаю, что прежде чем не удушен, например, ЕГЭ (а, наоборот, процветает) бороться с ОПК нет смысла. Весь пар уйдет в свисток. Хочет РПЦ совершить своеобразный акт самоубийства через эту бомбу замедленного действия - и бог с ней. (Своего ребенка я удержу, сил, воли и знаний хватит) И, может, после того, как эта бомба сработает, и вправду Бог с ней будет, наконец-то?

ЗЫ Вот если бы Виталий Каплан (писатель, гл. редактор журнала "Фома") предподавал сыну ОПК - я был бы первый За. Но где набрать таких Людей на все наши школы?

нудь, изком

Previous post Next post
Up