Aug 07, 2016 23:31
Сознательно приведу обширную цитату.
5 На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие.
6 Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми:
7 мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои.
8 Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него.
9 Не засевай виноградника своего двумя родами семян, чтобы не сделать тебе заклятым сбора семян, которые ты посеешь вместе с плодами виноградника [своего].
10 Не паши на воле и осле вместе.
11 Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе.
Параллельное место: Левит, 18:22-24
Буквально там бы должно было бы быть так: "На женщине не должно быть мужской сбруи, (снаряжения), и мужчина не должен одеваться в женское (царское/жреческое) платье",
Славянский перевод такой: «Да не будет утварь мужеска на жене, ни да облачится муж в ризу женску: яко мерзость есть Господеви Богу твоему всяк творяй сия»
В общий смысл текста этот стих как-то непонятно вклинивается. Это если поверхностно рассматривать. Но это несоответствие уходит при простом комментарии - здесь перечислены обычаи языческих народов. Бог ограждал евреев от этих обычаев, чтобы они вместе с ними не подхватили бы ложную веру.
Несколько лет назад задался вопросом о мужской и женской одежде по Библии. Тогда вообще не удалось найти святоотеческих комментариев на это место, что удивительно. Но нашел западные, в слабоватом автопереводе Гугла. И сейчас искать это заново желания нет - перескажу.
У иудеев были соседи-язычники, а тех был культ плодородия. Обряд состоял в том, что правитель народа приходил в языческий храм (кстати, в виде мавзолея). На крыше этого самого храма (который при этом еще и на горе стоял) он занимался сексом с верховной жрицей, причем переодевался в ее женскую одежду, а она в его мужскую «сбрую». И все это чтобы урожай был и проч. блага. А рядовые язычники обмен половыми ролями переносили в свои семьи - чтобы урожай и проч. было. Евреи сначала копировали секс (интересно же), а за ним и религию. Вот Бог это и запрещает. Сразу оговорка: секс такой все одно плохо - он рожден именно извращённым пониманием Бога, а как следствие - извращением во всех сторонах жизни, в том числе богослужебной и семейной.
Вывод: речь не про одежду, а про извращение полового самосознания, стирание половых различий, либо про обмен половыми ролями. И главное - через это впитывание извращенных обычаев, а с ними и бесовских верований.
а вот и комментарии:
Свт. Амвросий Медиоланский. Послания: "Если истинно исследуешь это, то увидишь, что неприличным является то, чего чуждается сама природа. Почему же, человек, ты не хочешь являться тем, кем рожден? Почему избираешь себе иное обличье? Почему уподобляешься женщине, или ты, женщина, мужчине? Каждый пол природа облекла в соответствующие одежды. Наконец, различно обхождение, различны цвет кожи, движения, походка, различны силы, различается голос у мужчины и женщины"
Лопухин А.П. Цель законодателя - предохранить народ от всякого рода вредных противоестественных смешений (ср. Лев XVIII:22-24). Обычай переодевания в одежды иного пола в видах наслаждения противоестественными формами разврата практиковался у многих языческих народов древнего мира.
«Библейский культурно-исторический комментарий» состоит из двух частей: часть 1 - Ветхий Завет и часть 2 - Новый Завет. Ветхий Завет - авторы Джон X. Уолтон, Виктор X. Мэтьюз, Марк У. Чавалес.
Трансвестизм на древнем Ближнем Востоке. В Древнем мире одежда не только указывала на социальный статус, но и позволяла различать пол. В классическую эпоху переодевание в женскую одежду встречалось в театре, где не разрешалось играть женщинам, а также было одним из проявлений гомосексуальной практики. В древних ближневосточных текстах примеры переодевания в одежду противоположного пола, или трансвестизма, чаще всего встречаются в материалах культового или правового характера. Например, после убийства *угаритского героя *Акхата его сестра Пагату надевает мужскую одежду, чтобы в отсутствие мужской родни выступить в роли кровного мстителя. В одном нравоучительном ассирийском тексте содержится разговор между мужем и женой, в котором они предлагают друг другу поменяться одеждой и таким образом присвоить половые роли друг друга. Возможно, это описание ритуала плодородия или часть религиозного представления в честь какой-то богини. Очевидно, именно из-за связи с другими религиями трансвестизм назван в Книге Второзаконие «мерзостью», хотя причиной такого неприятия могло послужить и стирание различий между полами. Хеттские тексты описывают использование одежды и связанных с полом предметов в различных магических ритуалах, направленных на повышение собственного сексуального статуса и на понижение или изменение сексуального статуса соперника. «Женскими» предметами были зеркало и прялка; «мужскими» - различные виды оружия.
Это Толкование Библии было составлено на основании исследований, проводившихся учеными богословами Даллаской Богословской Семинарии.
Втор. 22:5. Переодевание в одежду противоположного пола запрещалось потому, что этим затемнялось различие между полами, а значит нарушалась некая важная часть сотворенного Богом порядка жизни (Быт. 1:27). Возможно также, что такое переодевание ассоциировалось с близостью между людьми одного пола или рассматривалось как располагающее к этому греху. Еврейское слово, которое переводится как "мерзок" (буквально "мерзкое дело"), употребляется для выражения Божиего отношения к упомянутому греху (Лев. 18:22; 20:13). Имеются также некоторые свидетельства в пользу того, что переодевание в одежду иного пола могло быть связано с поклонением языческим божествам.