(no subject)

May 22, 2015 01:30

...была и другая ересь - спиритуализм - искавший средства противопоставить себя войне боевой техники, вдохнув в нее искусственную душу. Это идеология «святой войны», «крестового похода». Она имело множество оттенков: борьба во имя демократии, во имя свободы и человеческого достоинства, во имя западной культуры и христианской цивилизации, наконец - во имя божественной справедливости. Я говорю «ересь» потому, что эти идеи, часто справедливые сами по себе, не были основаны на живом опыте, они не проистекали из глубокого и святого источника, который один мог бы преобразовать их в «идеи-силы». И эти слова звучали ложно, как все абстрактное. Они звучали ложно в особенности потому, что хотели представить в качестве абсолютных вторичные, относительные понятия и ценности. Даже христианская цивилизация, будучи цивилизацией, есть лишь результат, реализация, внешнее проявление реальности абсолютной - веры христианского народа. Не может быть святой войны за соборы, теологические суммы, требники. Это лишь одежды Церкви - одежды Христа, разделенные воинами у подножия Креста. Что же касается Церкви, источника этих вторичных благ, то она не нуждается в нашей материальной защите, в наших игрушечных мечах. Бесполезно заново воспроизводить наивный жест апостола Петра, отсекшего ухо рабу в Гефсиманском саду… Война не ведется во имя абсолютных ценностей: это главное заблуждение войн, именуемых «религиозными», первая причина их бесчеловечной жестокости. Тем более, не может быть войны во имя относительных ценностей, которые пытаются абсолютизировать, ради абстрактных понятий, которым придают религиозный характер. Противопоставим ли мы идолам «чистой расы» более человечные идолы права, свободы, гуманности - они не станут от этого в меньшей степени идолами, гипостазированными и абсолютизированными понятиями, и по-прежнему это будет война идолов, а не война людей… Человеческая война - единственная, которая может быть названа справедливой (если война вообще может быть названа справедливой) - это война во имя относительных ценностей, которые понимаются как относительные. Это война, в которой человек, будучи призванным к абсолютной цели, осознанно, без сомнений, посвящает себя относительным ценностям, зная, что они относительны: земля, Родина. И эта жертва приобретает абсолютный, неуничтожимый и вечный характер для человеческой личности. Божественная миссия Жанны Д’Арк имела своей целью относительную ценность: привести Дофина в Реймс, чтобы вернуть Франции короля. У нее не было вражды к англичанам, которых следовало «изгнать из Франции». И это важнейший признак войны человеческой, и в то же время присущее качество души Франции, наиболее совершенным образом которой явилась Жанна Д’Арк.
В.Н.Лосский, Семь дней на дорогах Франции

Из него же:
"То, что Франция может обновлять свой «национальный организм», вбирая в себя новые элементы, при этом не переставая быть той же Францией, продолжая ту же традицию, вычерчивая ту же судьбу на страницах истории - все это кажется неоспоримым. Но чтобы смочь ассимилировать другие культуры, нужно уметь их понимать, схватывать их изнутри. Иначе новые пришельцы навсегда останутся «чужаками», сохраняя под французской видимостью иную ментальность, добавляя свои пороки к нашим. Душа должна раскрываться, чтобы их принять, узость - всегда начало смерти."
Что бы сказал сегодня мыслитель о Франции?
Previous post Next post
Up