Наука Плоскомирья - 2

Oct 09, 2012 11:20

(Лежит пара глав переведенных, вот решила выложить подредактированное)
Начало - http://anafema-device.livejournal.com/?skip=30&tag=%D0%9D%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0%20%D0%9F%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%8C%D1%8F%20II
- 30 -


Общее название этих обезьян - лесные приматы или дриопитеки. К ним относятся, например, Рамапитеки, имеющие довольно изящное или, говоря по научному, грацильное телосложение. Более крупных и сильных обезьян, таких, как Сивапитеки, называют робустными. От сивапитеков ведут свое происхождение орангутаны. Эти ранние человекоподобные обезьяны, осторожные и необщительные, как современные приматы, изредко бывали игривыми, но взрослые особи вели себя агрессивно и жестко соблюдали иерархию в группе.

По мере того, как климат становился холоднее и суше, леса, в которых обитали древесные обезьяны, стали вытесняться степями - саваннами. Однако в тропиках, несмотря на периодически наступающие похолодания, среднегодовая тепмература не понижалась слишком сильно. Приход ледников влиял только на смену сезонов. В это время на земле появилось много наземных видов обезьян, таких, как павианы и верветки, а популяция приматов сократилась.
Примерно десять миллионов лет назад человекообразные обезьяны чуть не вымерли. В почвенных слоях того периода находят очень мало их ископаемых остатков. Общие предки человека и шимпанзе не слишком выделялись среди остальных обитателей леса. Возможно, что они занимали ту же среду обитания, что и современные шимпанзе: в заливных лесах, как современные бонобо, или в тропических лесах и на довольно открытых пространствах лесостепей, но встретить их было не так-то уж просто. Марсиане могли бы занести всех этих приматов в Красную Книгу Млекопитающих. Как любые эволюционирующие животные, лесные обезьяны вскоре стали представлять больший интерес для истории, чем экологии. Примерно в это же время от приматов отделилась линия горилл.
Первое время марсиане не замечали бы ничего интересного, пока, согласно некоторым популярным теориям происхождения человека, новый вид приматов не приобрел прямохождение, не потерял волосяной покров и не переместился в саванну. Другие млекопитающие тоже эволюционировали, приспосабливаясь к жизни в широких травянистых долинах. Плодородные саванны изобиловали стадами травоядных животных, на которых охотились гигантские гиены, крупные дикие собаки, львы и гепарды. Гигантские питоны, возможно также обитали на равнинах.

Эту историю пересказывают часто и каждый раз по новому. В том-то и дело, что все знания о своих предках мы получаем с помощью вот таких историй. Нельзя установить свое происхождение только по выкопанным останкам. Сначала надо понять, на что именно надо смотреть, и это учитывая, что редкие останки доходят до нас в более-менее сохранном состоянии.

Следующее поколение наших предков, приматов с равнин, смотрели на жизнь по другому. Судя по поведению современных шимпанзе, особенно бонобо, это были в высошей степени интеллигентные животные. Мы назвали этих вымерших обезьян австралопитеками, и написали о них сотни книг. Австралопитеки могли переселяться поближе к морю или обустраиваться около озер, чтобы пользоваться преимуществом жизни на побережье. Современные шимпанзе применяют камень, чтобы расколоть орех, и веточки, чтобы извлечь муравьев из муравейников. Австралопитеки тоже применяли камни и плаки в качестве орудий труда, прочем намного чаще, чем их кузены шимпанзе. Они могли охотиться на мелкую дичь, совсем как шимпанзе. Они, вероятно, могли использовать сексуальное поведение, чтобы избавляться от напряжения и враждебности в отношениях с другими, как бобоно. Но скорее всего, они осознавали свою гендерную принадлежность и самцы доминировали в группах. Как и их предшественники они разделились на две ветви - грацильную и робустную. Робустный вид, так называемые Парантропы Бойса и Зинджантропы или «щелкунчики», получившие это позорное прозвище за массивные челюсти, были вегетарианцами, подобно современным гориллам. Считается, что эта ветвь не оставила после себя потомков, доживших до наших времен.

Похоже, что разделение вида на две ветви, робустную и грацильную, является стандартным эволюционным сценарием. Согласно математическим моделям, такое разделение может происходить в результате того, что смешанная популяция крупных и мелких особей способна более эффективно осваивать среду обитания, чем популяция особей одного размера. Однако эта идея все еще считается недостаточно доказанной. Ученые лишь недавно обнаружили, что подобное разделение встречается чаще, чем они полагали ранее.

Возьмем наиболее известное и наиболее подходящее для Плоского мира животное - слона*. Каждый ребенок знает, что существуют два вида слонов, африканский и индийский.

Но это не так. На самом деле, существует три вида. Почти целый век между зоологами велись споры о том, правильно ли они классифицировали подвид африканского слона Loxodonta africana. Типичные африканские слоны, большие и сильные, живут в саванне. Слоны, обитающие в лесу, более пугливы и их труднее встретить: например, в парижском зоопарке содержится только один экземпляр лесного слона. Биологи полагали, что поскольку лесные и равнинные слоны могут скрещиваться, то они относятся к одному и тому же виду. В конце концов, стандартным определением вида, выдвинутым эволюционистом Эрнстом Майером, является «способность к скрещиванию». Поэтому биологи настаивали, что лесной слон Loxodonta africana cyclotis представляет собой не более, чем подвид африканского слона.

* Недавно было сделано очень интересное открытие о слонах, но рассказать об этом мы можем только в сносках. (В конце концов, сноски для этого и предназначены). В 1982 году было установлено, что легкие слонов не имеют плевральной полости, (пространства между легкими и грудной клеткой, заполненного жидкостью), которая есть у большинства млекопитающих. Вместо этой жидкости легкие слонов окружены рыхлой соединительной тканью. В 2001 году физиолог Джон Вест рассчитал, если бы у слонов были легкие с нормальной плевральной полостью, то они не смогли бы плавать под водой, потому что давление воды разорвало бы крохотные кровеносные сосуды плевральной мембраны. Похоже, что необычные легкие нужны слонам, чтобы они могли плавать под водой, дыша через хобот. Интересно, может хобот, своего рода дыхательная трубка, появилсь у слонов в результате приспособления к жизни в океане? Наземные позвоночные животные произошли от рыб, которые вылезли на берег моря. Намного позже некоторые млекопитающие вернулись в океан и эволюционировали в разные виды морских млекопитающих, среди которых самым ярким примером являются киты. Недавнее открытие показывает, что во время этого путешествия часть морских млекопитающих решила вернулться на сушу, чтобы стать слонами. Получается, что слоны сейчас второй раз проходят эволюционный путь из моря на землю. Пора бы им окончательно определиться с местом жительства.

С другой стороны, зоологи, которым повезло увидеть вживую африканского лесного слона, отмечают, что внешне они очень сильно отличаются от саванных слонов: они меньше ростом, у них прямые, длинные хоботы и круглые уши, а не заостренные. Николас Георгиадис, биолог исследовательского центра Мпала в Кении, говорит - «Увидев в первый раз лесного слона вы только и сможете подумать - а это еще что такое?» Но поскольку биологи знали, что теория относит этих животных к одному виду, они просто отвергали очевидные факты, как неубедительные.
Однако, в августе 2001 года группа из четырех биологов, Георгиадиса, Альфреда Рока, Джилла Пекон-Слаттери и Стивена О’Бриена, опубликовали в журнале «Наука» статью «Генетическое доказательство существования двух видов слонов в Африке». Они проанализировали ДНК этих животных и установили, что африканский слон действительно разделилися на две ветви - более массивную, робустную, и грацильную, изящную. Более того, грацильный африканский слон отличается от робустного так же, как африканский слон отличается от индийского. Следовательно, теперь у нас есть два отдельных вида: робустный африканский слон Loxodonta africana и грацильный африканский слон Loxodonta cyclotis.

Однако, как быть с положением, что разные виды не могут скрещиваться между собой? В настоящее время это определение вида перестает играть главную роль, потому что стало ясно, животные предпочитают не скрещиваться, даже если они могут это делать.

История о Третьем Слоне отнюдь не нова: мы уже сталкивались с подобным, только с другими участниками. До 1929 года каждый биолог «знал», что существует только один вид шимпанзе. После 1929 года, когда на труднодоступных болотах Заира обнаружили новый вид шимпанзе бонобо, многие зоопарки мира осознали, что у них содержатся оба вида шимпанзе. Точно такая же история произошла и со слонами.

* См. Науку Плоскомирья, главу 38

Как мы упоминали ранее, на Плоском мире возродился интерес к пятому слону, историю о котором можно найти в книге «Пятый Слон». Согласно легенде, первоначально на А’Туине стояло пять слонов, держащих Диск, но один подскользнулся, свалился с панциря черепахи и разбился о Диск:

«Говорят, что в давние-предавние времена пятый слон, громогласно трубя, пронзил атмосферу молодого тогда еще мира и с такой силой врезался в поверхность, что континенты раскололись и новые горы образовались.
На самом деле, никто не видел, как он падал, поэтому возник интересный философский вопрос: если миллионы сердитых тонн слона падают с неба, но никто не слышит этого, то, с философской точки зрения, производит ли это падение шум?
И если никто не видел, как он упал, то упал ли он на самом деле?»

Богатые месторождения жира и золота (кости великих слонов-дискодержателей содержат золото), под Сальцбергом в Убервальде говорят в пользу падения слоная. Однако, существует еще одна гипотеза, так называемая, поддисковая теория: в далеком прошлом миллионы мамонтов, бизонов и гигантских землероек погибли в результате некой катастрофы и затем их останки были скрыты под слоями породы. В Круглом мире проверить теорию Пятого Слона было бы довольно просто - посмотреть, повторяют ли залежи жира форму слона, разбившегося о землю. Но на Плоском мире это не сработает, все равно повествовательная причинность постарается, чтобы месторождения оформились в животное, даже если бы они возникли в результате разложения миллионов туш мамонтов, бизонов и гигантских землероек. Реальность обязана подстраиваться под легенду.

Круглый мир добрался пока до своего третьего слона, хотя Джек надеется, что тщательная селекция поможет возродить четвертого слона - карликового, который жил на Мальте и был размером с шетландского пони. Из него получилось бы чудесное домашнее животное, если примириться с тем, что подобно многим миниатюрным животным, он бы отличался довольно раздражительным нравом. Это адское создание сразу бы отобило у вас охоту садиться на диван.

Мы относимся к грацильным приматам (хотя в некоторых уголках мира нельзя не заметить близкое сходство населения с робустным бегемотом). Примерно четыре миллиона лет назад, одна линия грацильных приматов начала наращивать массу мозга и создавать более эффективные орудия труда. Против всех правил классификации, мы назвали эту ветвь, нашу ветвь, Человеком - Homo, хотя на самом деле, ее следует называть Шимпанзе, Pan, потому что мы являемся третьим видом шимпанзе. Но мы предпочитаем называться Homo, потому что нам нравится подчеркивать, насколько мы сильно отличаемся от обезьян. Ну, некая доля истины в этом есть: даже если 98% генов у нас общие с шимпанзе, 47% наших генов, в то же самое время, совпадают с генами капусты. Больше всего мы отличаемся от обезьян в культурном отношении, а не генетическом.
Вид гоминид так же подразделяется на грацильные и робустные подвиды. Homo habilis, человек умелый, является нашим грацильным предком. Homo ergaster - человек работающий и другие пошли по вегетарианскому, робустному пути. Если снежный человек или йети на самом деле существует, то он скорее всего относится к робустным Homo.

Homo habilis, Homo с большими мозгами процветал и со временем распространился по всей Африке. Затем он двинулся в Азию (пекинский человек) и Восточную Европу примерно 700 миллионов лет назад.

Общее название для всех этих ископаемых Homo - Homo erectus, человек прямоходящий. Случайно забредший в это время на Землю эльф, несомненно обратил бы внимание на этих ребят. У них было несколько разновидностей орудий труда и они использовали огонь. У них даже мог быть своего рода язык. И мы имеем все основания полагать, что в отличии от своих предков и кузенов приматов, эти первые люди могли «понимать» окружающий их мир и изменять его. Шимпанзе способны совершать разнообразные логические операции со связкой «если...то», включая обман: «если я притворюсь, что не замечаю этот банан, то смогу прийти позже и забрать его, когда тот большой самец уйдет».

Детеныши ранних гоминид росли в семейных группах, где получали опыт, какой вряд ли кто еще на планете мог получить. Конечно, и другие млекопитающие растили детей в стаях и выводках, где молодняк играл со взрослыми особями или просто резвился на воле, гнезда обеспечивали сохранность и метод проб и ошибок редко приводил к смертельныи последствиям, поэтому молодняк мог обучаться в безопасности. Но в роду гоминид отец изготовлял каменные орудия, а женщина заботилась о детях, о пещере, подкидывая ветки в огонь. У них была любимая тыквенная бутылка, чтобы хранить в ней воду и барабанить, копья для охоты и множество каменных зубил.

Между тем, примерно 120000 лет назад в Африке возникла и развилась другая ветвь гоминид, мы называем их древними Homo sapiens, человеком разумным, и это наши непосредственные предки. Мозги Homo sapiens были еще больше и в пещерах на побережье Южной Африки они - мы - начали изготавливать более эффективные орудия труда и даже покрывать стены и камни примитивными рисунками. Наша популяция резко увеличилась и мы стали мигрировать. Мы достигли Австралии примерно 60 тысяч лет назад и Европы примерно 50 тысяч лет назад.

Переводы, Наука Плоскомирья II

Previous post Next post
Up