Или I shall wear midnight
Сейчас буду отчаянно спойлерить, кто не хочет, пусть не читает.
Хочется восхищаться, есть чем восхищаться, но ложка дегтя, даже две, портят вкус.
Вот... Если бы не было, скажем, Шляпы, или там Баца, то эта книга была бы одной из лучшей у автора. Но...
Уверена, что позже пойдет волна хвалебных отзывов, но я немного покритикую.
Первая ложка дегтя. Знаете, мне в поздних книгах Пратчетта стало не хватать его фирменного юмора. Читаю книгу и сравниваю Тиффани с тремя "олдскульными" ведьмами - Гранни, Нянни и Маграт. Они зачастую были просто смешными, что нисколько не умаляло их достоинств. Великая Гранни Ветрововск, лучшая ведьма на Диске, попадала в смешные ситуации и менее великой от этого не становилась. До того, как превратить ее в памятник самой себе в Зимовом, автор описывал ее с такой мягкой иронией, которая естественно смешивалась с уважением - вспомните Машкерад, хотя бы. Про Нянюшку вообще, что говорить. Одна ее Поваренная книга чего стоит. А вот Тиффани во всех четырех книгах ужасающе серьезна. При этом она не безупречна, что радует, но автор над ней совершенно не посмеивается, как он делал над другими своими любимыми героями. Ну, может я пристрастна, допустим, в первых книгах она была ребенком, а над детьми особенно не поиронизируешь. Но вот читаю последнюю, где героине уже 16 лет, а она все так же "входит в горящие избы и останавливает на скаку коней" и все это с ужасающей серьезностью, и чувствую, что устала от Тиффани, от ее слишком реальных проблем и забот, от ее постоянной борьбы за право быть самой собой и так далее.
Нет, Пратчетт опять на высоте, слог, глубина мыслей, логичность сюжета - все присутствет. Но вот... обнаружила, что Вещие Сестрички мне милее сердцу. И написаны они с юмором, и поднимают примерно те же важные вопросы, что и все остальные ведьмовские книги. Не буду развивать тему пратчеттовского морализаторства, надеюсь, что и так понятно, о чем я.
Полночь мне напоминает Ночной дозор по степени мрачности и серьезности. Некоторые сцены просто тяжелые, люди, они такие люди...
Понятно, что все четыре книги цикла описывают последовательное развитие главной героини, ее взросление и становление даже не ведьмой, а тем, кем она должна стать, если сумеет реализовать весь свой потенциал. Все очень логично и выверено, Мастер знает, что делает. Но как же много и тяжело надо работать над собой, чтобы реализоваться, не профукать себя! Вот это создает такое впечатление безрадостности, несмотря на победу.
Вторая ложка дегтя. Всю дорогу меня преследовало ощущение, что я уже все это читала раньше. И мысли, и технические приемы донесения до читателя этих мыслей - все это уже было просто замечательно и литературно высказано Пратчеттом в предыдущих книгах. То есть наш любимый автор, словно опасаясь, что мы не поймем, пересказывает свои идеи, прибегая в слегка иным декорациям. И вот, что именно слегка, это удручает. Уже третью книгу подряд Тиффани сражается с неизмеримо могущестенным противником, которого привлека к себе своими неизмеримо мошущественными сопосбностями. Ну сколько можно то. Как приятно, что Гранни только один раз сражалась за свою душу - в Дамах и Господах, и то, с ней на пару в книге выступала Маграт. Не знаю, смогла бы я по прежнему восхищаться старой ведьмой, делай она это в каждой книге своего цикла.
Нематериальная сущность, пытающаяся захватить тело Тиффани - было. Правда на этот раз она хочет воспользоваться не только телом, но и душой, разумом, всем тем, что является Тиффани. Эта сущность является концентрацией идей и побуждений некого человека, квинтэссенцией его желаний, страхов, ненависти, любви... В поисках осуществления своего предназначения (ну, я так оцениваю мотивацию данной сущности) она захватывает чужие тела, которые изнашивает до их смерти. Хм... Роитель, Призываемая Тьма из Баца. Ведьмы, собирающиеся вокруг Тиффани перед последним раундом, чтобы уничтожить ее, если она проиграет - было. По мелочам что-то еще.
И да, как и ожидалось, Тиффани оказалась слишком хороша для Роланда. Не знаю, как других, а меня это разочаровало. Понятно, что так и надо (да?), что так будет правильнее (да?), правдивее, к тому же автор так старательно сводил эту пару все три книги цикла, что просто обязан был их развести в конце, чтобы "не идти на поводу". Вот только получилось так же предсказуемо, как появление Гранни и Нянни в финале, победа Тиффани надо злом в одиночку (но с мистической помощью) и заключительный хор ведьм - О да, ты доказала, ты Ведьма! Для меня лично, замужество Тиффани и Роланда оказалось бы очень приятным сюрпризом.