- 25 -
В книге «Движущая Сила» («Driving Force»), вышедшей в свет в 1991 году, Майкл Крауфорд и Дэвид Марш продвинули эту теорию на следующий этап, добавив в блюдо еще один продукт, причем в буквальном смысле этого слова. Самое важное, что может предоставить нам жизнь у моря, это морские продукты. И самое важное, что могут предоставить морские продукты организму, это «незаменимые жирные кислоты», наиболее ценные составляющие тканей головного мозга. Действительно, мозг на две трети состоит из жирных кислот, которые являются строительным материалом клеточных мембран. С помощью электрических сигналов в мембранах мозг обрабатывает информацию.
Миелин, оболочка нервных волокон, ускоряет передачу сигналов в нервной системе примерно в пять раз. Большой и быстродействующий мозг человека требует значительное количество незаменимых жирных кислот, значит для растущих мозгов наших далеких предков необходимо было найти богатый источник этих кислот. Однако, как это ни странно, наш организм не умеет синтезировать эти важные насыщенные кислоты из более простых молекул, подобно тому, как он синтезируют многие необходимые биохимические соединения. Мы должны получать насыщенные жирные кислоты в готовом виде вместе с пищей, вот почему их называют «незаменимыми». Еще более странно то, что на саванне незаменимые кислоты найти не так просто. Тела животных, конечно же, содержат их, но в слишком малом количестве. Богатейшим источником незаменимых насыщенных кислот являются морские продукты.
Возможно, что благодаря этим объяснениям, мы теперь знаем, почему мы так любим пляж. Однако, как бы то ни было, способность вырастить большой мозг стала одним из ключевых шагов в эволюции, уводящей нас все дальше и дальше от наших волосатых четвероногих стотысячпра-дедушек.
Следует отметить, что размер мозга это еще не все. Важно также и то, чем он занимается. И мы нашли хорошее занятие для наших мозгов - соревнование с другими мозгами, так, что на протяжении тысячелетий они развивались, общаясь друг с другом и конкурируя.
Мозги приматов состязались с мозгами львов, участвуя в «гонке вооружений», которая усовершенствовывала и тех и других. Однако, эта гонка происходила довольно медленно, потому что в этих состязаниях оба мозга использовались в довольно ограниченных целях. Мозг примата, состязающийся с мозгом другого примата, все время работает в полную силу, поэтому в таких условиях эволюция, по-видимому, происходит быстрее.
Для каждого биологического вида основным соревнованием является соревнование с особями своего же вида. Это логично; ведь именно наши сородичи претендуют на те же самые ресурсы, что и мы. Говоря плоскомировыми метафорами, эта конкуренция открывает дверь для вторжения эльфов. Отвратительная сторона человеческой природы, в своей крайней степени приводящая к порокам, неразрывно связана с нашими лучшими качествами. Один из самых наглядных способов состязания с соседом, это врезать ему по голове и посильнее.
Однако, как мы убедимся позже, существуют другие, более изящные способы получения выгоды от эволюции. Эльфийский подход слишком груб и в конечном счете обречен на провал для достаточно экстеллигентных видов.
Наличие мозга открывает новые не генетические пути передачи характерных признаков потомству. Можно дать детям хороший старт в жизни, формируя у их мозгов реакцию на окружающий мир. Привилегия, это общее понятие для подобной разновидности негенетической передачи свойств между поколениями. Существуют многочисленные примеры привилегий в животном мире. Самка черного дрозда откладывает яйца с белком внутри, чтобы птенец мог им питаться, и это привилегия. Когда корова вырабатывает молоко для теленка, это еще большая привелегия. Оса, парализующая паука, чтобы ее личинки росли в нем, тоже предоставляет своему потомству привилегию.
Человечество подняло привилегии на качественно новый уровень. Родители тратят огромное количество своего времени и сил на детей, и десятилетиями - во многих отношениях, всю жизнь - приглядывают за ними. Вкупе с мозгом большого размера, постепенно увеличивающегося в последующих поколениях, привилегии позволили нам освоить два новых трюка - преподавание и учебу. Эти трюки подпитывают друг друга и для них обоих требуются как можно лучшие мозги*.
* С их помощью можно присваивать привилегии других видов; например, еду в виде семян, зерен, клубней и луковиц.
Гены влияют на развитие мозга и возможно, что гены могут влиять на способность человека к обучению или преподаванию. Однако, оба этих образовательных процесса зависят не от одних генов: они протекают в определенных культурных границах. Ребенок учится не только у своих родителей. Он учится у своих дедушек и бабушек, братьев и сестер, тетушек и дядюшек, у всего своего рода или племени. Он также учится, как к своему ужасу обнаруживают практически все родители, из нежелательных источников, в той же степени, как и из желательных. Преподавание - это попытка передать идеи из мозга взрослого человека ребенку; обучение - это попытка ребенка воспринять эти идеи своим мозгом. Эта система несовершенна, информация часто искажается при переносе, но несмотря на ее недостатки, она дает результат намного быстрее, чем генетическая эволюция. И все потому, что мозги, сеть нервных клеток, могут адаптироваться намного быстрее, чем гены.