Проблемы этнографии

May 09, 2016 15:07





Общество распространения полезны

х книг«Труженица востока» между ленинским лучом и сталинским семенем
Какая-то крутая серия была, алтайка (ойртака есть), хакаски нет.
Где бы почитать?



Michel Klimin

06 мая 2016 в 12:24 ·
798



Michel Klimin

Общество распространения полезных книг (FB) (VK) (Telegram)

Блог читателя

________

Одна из глав фильма Дзиги Вертова «Три песни о Ленине»(1934) посвящена эмансипации восточной женщины. Ленин, представляющий собой луч света, проникает в темный мир восточной женщины и освящает его своим ламповым светом. Свет как первопричина жизни дает женщине второе рождение, а щель паранджи оказывается влагалищем, из которого рождается новая труженица. Ответ на вопрос, зачем это делается, дается Вертовым в достаточно ироничной форме - эмансипированная женщина рождается рабочим. Страшно и смешно это рождение. В фильме Вертова за свою жизнь женщина делает лишь один шаг - в бетон. Так, в одной из сцен работница рассказывает про свой ударный многочасовой труд, в результате которого она теряет сознание и падает в бетон. В этом фрагменте раскрывается одна из стратегий создания советской женщины, вышедшей из тьмы и сразу оказавшейся на заводе. Ее тело - это форма из жидкого камня, которой и становится образцовая советская женщина, фигурой садово-парковой скульптуры, каменной бабой соцреализма.

«Колыбельная» (1937) настойчиво продолжает тему освобождения женщины, но и прибавляет к ней нечто новое. Фильм демонстрирует нам уже иную форму света, где луч играет не только эмансипирующую, но и оплодотворяющую роль. Полуобнаженные женщины с крепкими ногами выпрыгивают из самолетов, их мускулистые крепкие ноги упруго приземляются на землю. Небо становится оплодотворяющей стихией, где существует только один нравственный закон, выражающийся в ярком и иррациональном акте любви к одному человеку - Сталину. Крепкие женские ноги нужны не только для того чтобы маршировать, но и для того чтобы между ними зарождались будущие соколы. Но из всех мужчин в фильме есть только два - небо и Сталин. Совершенно не удивительно, что за свою языческую демонстрацию механизмов власти фильм был запрещен.

Между этими двумя парадигмами - Ленина, несущего прометеевский огонь освобождения, и небесного отца-оплодотворителя Сталина, было множество других проектов женской идентификации. Одним из таких конструктов, в перспективе самым устойчивым, оказывается национальный костюм.

Бесчисленные советские изображения и пособия, начиная с конца 20-х годов пестрят национальными костюмами. Все, начиная от золотых фонтанов ВДНХ и, заканчивая коллекцией спичечных коробков - подчеркивает обособленное различие единого многонационального народа.

Так, стоит ли удивляться, что одной из самых ярких ранних конструкций национального костюма оказывается серия брошюр «Труженица Востока», изданная в 1927-1928 годах по заданию Отдела работниц и крестьянок ЦК ВКП (б). Хронологически, оказываясь между ленинским лучом и сталинским семенем, восточная женщина превращается в невесту демиурга, проходящую стадию зеркала. Одетая в свой лучший наряд, она предстает перед советским читателем в виде загадочной принцессы, которой только предстоит стать частью трудового коллектива, упасть в бетон и получить частичку неба в свое по-новому свободное лоно.

«Общество распространения полезных книг» представляет подборку обложек книг серии «Труженица Востока» (1927-1928)



Евг. Штейнберг. Камчадалка. Москва: Изд. Охрана материнства и младенчества НКЗ, 1927-1928



А.И. Михайлов. Чувашка. Москва: Изд. Охрана материнства и младенчества НКЗ, 1927-1928



Проф. А. Бергер. Чеченка. Москва: Изд. Охрана материнства и младенчества НКЗ, 1927-1928



Проф. А. Бергер. Азербайджанка. Москва: Изд. Охрана материнства и младенчества НКЗ, 1927-1928



А.И. Михайлов. Вотячка. Москва: Изд. Охрана материнства и младенчества НКЗ, 1927



С. Ивановский. Кабардинка. Москва: Изд. Охрана материнства и младенчества НКЗ, 1927-1928



В.Н. Добрянский. Бурятка. Москва: Изд. Охрана материнства и младенчества НКЗ, 1927-1928



Н.И. Смирнов. Турчанка. Москва: Изд. Охрана материнства и младенчества НКЗ, 1927



А.И. Михайлов. Мордовка. Москва: Изд. Охрана материнства и младенчества НКЗ, 1927



А. Шамхалов. Дагестанка. Москва: Изд. Охрана материнства и младенчества НКЗ, 1927-1928



Н.Н. Венедиктов. Туркменка. Москва: Изд. Охрана материнства и младенчества НКЗ, 1927-1928



В.И. Москалев. Узбечка. Москва: Изд. Охрана материнства и младенчества НКЗ, 1927-1928



И.А. Стина. Башкирка. Москва: Изд. Охрана материнства и младенчества НКЗ, 1927-1928



В.Н. Худадов. Грузинка. Москва: Изд. Охрана материнства и младенчества НКЗ, 1927-1928



А. Дубровская. Монголка. Москва: Изд. Охрана материнства и младенчества НКЗ, 1927-1928



Н. Смирнов. Калмычка. Москва: Изд. Охрана материнства и младенчества НКЗ, 1927-1928



В.Н. Добрянский. Ойратка. Москва: Изд. Охрана материнства и младенчества НКЗ, 1927-1928



З.Л. Хацревич. Персиянка. Москва: Изд. Охрана материнства и младенчества НКЗ, 1927-1928

этнография, индигены

Previous post Next post
Up