Оригинал взят у
ts58 в
Красноярск, ч.1 - Сила Сибири Серебристая "Тойота Камри" предыдущего поколения с заметным превышением неслась по широкому шоссе от аэропорта в сторону Красноярска. Сибирский таксист небрежно одной рукой держал руль несущейся по свежей пороше машины, попутно распрашивая про погоду в Москве. За окном медленно, с достоинством падали свежие, пушистые, белые снежинки. Температура уже опустилась ниже десяти, что не позволяло снегу превратиться в мокрую грязную кашу как в Москве. Всё вокруг было каким-то масштабным, величественным. Посреди бескрайних сибирских просторов и выплывающих из-за поворота холмов и сопок скорость в 150 км/ч не казалась какой-то особенно большой. Здесь всё большое, раздольное и широкое - природа, улицы, души, реки, сопки, характеры... Так начиналось моё знакомство с Сибирью. Конечно, современный, красивый, чистый и уютный мегаполис Красноярск не даст представления об этом грандиозном регионе, он скорее должен разительно отличаться от реальной сибирской жизни. Но тем не менее, уже здесь ощущаешь причастие к чему-то великому.
Мой восторженный рассказ про Красноярск будет в уже полюбившемся мне по
Кирову и
Краснодару формате - пять постов по сорок фото. В первой части - самое яркое и интересное в центре города, что заставило меня полюбить его до дрожи. Но, безусловно, не всё.
1. Одна из центральных площадей Красноярска - Театральная (ранее - Лесная, 350-летия Красноярска). Она расположена на левом берегу Енисея у начала Коммунального моста (того самого, с 10-рублёвой купюры). Несмотря на наличие в черте города уже четырёх мостов, Коммунальный, в силу своей расположенности в самом центре, по-прежнему перегружен. Значительная часть красноярцев, проживающих на правом берегу, ежедневно пересекают Енисей по Коммунальному мосту утром в центр (на левый берег), а вечером - обратно. Из-за этого в вечернее время все прилегающие к Театральной площади улицы наглухо стоят в сторону моста. Зачастую быстрее дойти до Театральной площади пешком и уже здесь, непосредственно перед мостом, сесть на нужный автобус, благо что тут делают остановку все маршруты, двигающиеся на правый берег, а таковых очень много. В результате в будние дни Театральная площадь превращается в этакий импровизированный автовокзал, на выходных же тут разворачивается ярмарка. Словом, движуха здесь всегда очень мощная.
На заднем плане - театр оперы и балета, возведённый в конце 70-х, перед ним - фигура Аполлона на тринадцатиметровой колонне (2006), перед которым, слегка закрытый ларьками, - цветомузыкальный фонтан, в полной мере оценить который можно только летом:
2. Ярмарка выходного дня на Театральной площади весьма интересна - здесь торгуют всевозможными товарами, большинство из которых могут быть непривычны и интересны жителю центральной России - всякие домашние варенья-соленья из местных овощей и ягод, местная рыба, конечно же кедровые орехи, оленина, местные изделия из меха и шерсти, присутствуют торговые точки представителей Эвенкии и Таймыра, входящих в состав Красноярского края. Большинства из этих товаров я больше нигде в Красноярске в продаже не видел. Думаю, такое изобилие на площади перед центральной гостиницей неспроста. Красноярск сосредоточил в себе множество промышленных мощностей и офисов компаний, управляющих жизнью и производством на территории примерно в 4,5 Франции или 3/4 всего Евросоюза. Поэтому в городе постоянно находится множество командировочных не самого низкого ранга, цены в гостиницах ломовые, но при этом нормальных свободных мест нет уже как правило за неделю.
Справа от драмтеатра - гостиница "Красноярск", построенная с ним в едином комплексе в 70-е, и всё та же статуя Аполлона. Аполлон здесь выступает как покровитель искусства и культуры (слегка попахивает
Йошкар-Олой с её памятниками Медичи Великолепному и Грейс Келли):
3. Спуск к набережной Енисея от Театральной площади оформлен в виде ещё одного цветомузыкального фонтана "Реки Сибири". В центре - могучий Енисей с бородой, по бокам - нимфы, символизирующие другие реки, впадающие в Енисей - Ангара, Тунгуска, Хатанга и др. Хочется сравнить с похожей по смыслу скульптурой в Ростове-на-Дону "Дон-батюшка". Тот представлен каким-то цыганом-разбойником с кучей цепей, украшений, бирюлек и цацок и почему-то державой в руке. Енисей в Красноярске выполнен всё же с каким-то достоинством.
4. Надо сказать, что моему восторженному впечатлению о Красноярске немало способствовала погода. Из Москвы я улетал в нулевую температуру с моросящим мелким дождём и низкими серыми облаками. В Красноярске же меня встретил свежий сухой мороз, который однако переносился гораздо легче московского, чистый белый снег и частенько вылезающее из-за облаков солнце.
Всё тот же фонтан, верхняя часть:
5. Лично моё мнение - Красноярск город зимний. Для себя решил - есть города летние (
Ульяновск, Москва), которым зима вообще не идёт, есть весенние (
Рязань). А вот Красноярску, несмотря на обилие фонтанов и легендарные красноярские пальмы на улицах, больше всего к лицу снег и холод. Именно белый снег и сухой сибирский морозец придают ему того очарования, которое заставляло мои уже онемевшие и бастующие ноги волочиться дальше, дабы пройти хотя бы ещё один квартал. Во время второго моего приезда снега ещё не было, город предстал хоть и красивым, но уже не столь обворожительным.
Спустившись вдоль фонтана "реки Сибири" к набережной, сразу оказываемся у памятника Чехову. Антон Павлович останавливался в городе на Енисее в 1890-м по дороге на Сахалин. Пробыв здесь один день, он остался о Красноярске хорошего мнения и позднее написал об этом. Хвалебные строки Чехова о городе приведены на монументе:
6. Ещё одна из главных площадей - Революции. Номинально - главная, на ней расположено краевое правительство. Его мрачное здание видно на фото, за часами. Но на деле какого-то движения и энергетики, которые присущи главным площадям городов, здесь нет - большое пустое пространство с памятником Ленину и вот этими монументальными часами. Здесь просто нет ничего, что делает место действительно центральным. Вероятно, тут проводят митинги и демонстрации.
Часы на площади открыты в 1970-м году и называются "380 лет истории города Красноярска". На циферблате помимо цифр - памятные даты из истории города. Каждый час голос диктора в часах рассказывает подробности об этих событиях. Похожие внешне часы, только меньшие в размерах, встречаются по всему городу.
7. Количество всевозможных городских деталей в Красноярске просто огромное - скульптуры и памятники встречаются повсеместно, кругом множество фонтанов, декоративных посадок, малых архитектурных форм и инсталляций. Всё сделано с умом, чувством меры и вкуса. Благодаря всему этому город невероятно уютен и насыщен приятными декоративными мелочами. Возвращаясь к неожиданному сравнению с Ростовом-на-Дону - там тоже море подобного декора, но сделано и установлено всё весьма бестолково, из-за чего такого уюта и ощущения обжитости не появляется.
Главная в архитектурном плане улица города - проспект Мира. Здесь очень высокая концентрация шикарных, вычурных особняков и зданий прошлых веков, подавляющее большинство из которых - в отличном состоянии:
8. На проспекте Мира и ещё на нескольких центральных улицах и площадях из динамиков прямо на улице льётся негромкая приятная музыка, что-то из джаза или блюза. Такую "фишку" в российских городах встречал ещё в
Краснодаре и Таганроге. Всё это вместе - музыка, чистота, обилие красивых памятников и скульптур, декор и украшательство с хорошим вкусом, свежий ноябрьский снег - создало ощущение какой-то сказки, эйфории. Описать впечатления от центра Красноярска иначе как "восторг" просто не получается. Да и нецентральные части города тоже весьма неплохи.
Вид на шикарный фасад доходного дома Либмана XIX-го века:
9. В Красноярске на своей шкуре проверил легенду о том, что сухой сибирский мороз переносится легче, нежели влажный среднерусский. Да, действительно, гуляя по городу три часа кряду при температуре около минус 15, чувствовал только бодрящий холодок. Но зато, зайдя в помещение, по сильному покалыванию в конечностях я понял, что знатно замёрз и не заметил этого. При подъёме на сопки, впрочем, мягкость мороза исчезает - на высоте он пронизывает до костей. Да и если столбик термометра опустится ниже 25, думаю, тут уже никакая влажность не спасёт.
Напротив дома с прошлого кадра - здание женской гимназии, в котором ныне располагается факультет педагогического университета:
10. Один из наиболее заметных памятников Красноярска - советскому художнику Андрею Поздееву. За пределами Красноярского края он широкой публике не сильно известен. Кто-то придумал очередную легенду про удачу, которую приносит потирание носа у памятника, в результате чего он натёрт лучше, чем у известной собаки на "площади Революции":
11. Абсолютно ни на что не претендующая, но очень милая скульптура двух кошек на стене педагогического университета. Чтобы их увидеть, придётся задрать голову - кошки расположились где-то на уровне 2-го этажа. Именно такие мелочи создают уют в городе:
12. Красноярск - отличный пример города не просто вылизанного, вычищенного, покрашенного и благоустроенного "для галочки", а города, в который вложили душу и чувства. Здесь отлично сочетается русская архитектура и образ жизни с западной чистотой и аккуратностью. И нет никаких преград в виде какого-то не такого менталитета жителей, мешающего жить нормально. Деньги плюс желание плюс чувство прекрасного - и наши города тоже могут смотреться отлично. Ещё примеры подобных крупных городов -
Белгород, Саранск, Краснодар и к моей огромной радости примкнувшая к ним за последние пять лет Москва.
Общественный книжный шкаф - признак "продвинутости" города:
13. Скажу честно - после моего первого посещения Красноярск стал для меня любимым городом в стране, если оставить за скобками Москву и Питер. За прошедшие пару лет я, конечно, объездил много новых мест и понятие какого-то "любимого города" размылось на десяток городов, но Красноярск всё равно запомнился.
Перспектива проспекта Мира:
14. Отдельно надо сказать и о людях. Они несильно, но всё же отличаются. Как по мне, здесь сильнее, резче проявляются черты характера, как персональные, так и групповые (например национальные). Словно на картинку личности наводят резкость. Никаких смягчений и сглаженных углов. Хотя я запросто могу ошибаться, с людьми я здесь общался не так много.
Главный дом усадьбы купца Гадалова, 1913:
15. Что касается молодёжи - дух большого, стильного и богатого города делает своё дело. Основная масса стремительно хипстеризируется. Ребята одеты очень современно, по последним трендам; кругом множество модных кафе, где они пьют кофе и постят что-нибудь в инстаграм. Маргинальной молодёжи немного. Вернее сказать, я её вообще не видел, но где-то всё-таки она тут быть должна.
Обескураживает своей деревянной красотой дом купца Цукерман, внутри которого сейчас расположен литературный музей:
16. Что удивило - даже на окраинах, когда я пытался сфотографировать какую-нибудь совсем не туристическую ерунду типа вывески или советского здания, люди пригибались, чтобы не мешать съёмке. Где-нибудь в окрестностях Питера в кадр бы обязательно попала чья-нибудь недовольная фотосъёмкой физиономия, а под Краснодаром задали бы вопрос "А что это Вы тут фотографируете?". А здесь совсем наоборот.
Даже в стороне от основной части исторического центра продолжают попадаться шикарные дома. Здание женской прогимназии конца XIX-го века:
17. Комплекс усадьбы Гадаловой 1909-го, использовавшийся для торжественных приёмов. Сегодня в нём - один из отделов художественного музея.
18. Дом Зельмановича 1911-го. Изначально первый этаж использовался как магазин и кондитерская, верхний - жилой. Стандартная компоновка купеческого дома. Только столь шикарны они бывали разве что в двух столицах и в единичных экземплярах - ещё в нескольких городах. В среднерусских губернских городах такие дома как правило были попроще.
С 1925-го - музыкальное училище, позднее и до сегодняшнего дня - детская музыкальная школа. В музыкальной жизни Красноярска дом сыграл довольно весомую роль - его зал долгие годы был единственным в городе, обустроенным для проведения концертов камерной музыки.
19. На небольшом участке улицы Горького около площади Революции каким-то чудом сохранилось несколько старых деревянных красноярских домов. Причём идут они подряд, один за другим, благодаря чему получается целый квартал деревянных фасадов. Вот например флигель усадьбы Телегиных, построенный в 1910-е годы. Меня в этих домах поразили окна высотой в человеческий рост. Вот она, сибирская широта характера! Ещё любопытная деталь - запоры на ставнях.
20. Ещё одно из важнейших с точки зрения архитектуры зданий города - Преображенский католический храм 1911-го года. В советские годы использовался как телерадиостудия, с 1982-го - органный зал. После перестройки католикам разрешили проводить здесь службы, а в настоящее время ведутся поиски места для переезда органного зала дабы окончательно вернуть костёл католической общине.
Архитектором храма выступил польский католик белорусского происхождения Владимир Соколовский. С его именем связано несколько десятков самых известных и красивых зданий Красноярска (в частности - здания на фото 14, 15, 17, 18) и еще сотня в Красноярском крае и окрестностях. Уже третий раз за год на примере городской архитектуры в русской провинции убеждаюсь, как много зависит от одного человека, его воли, талантов и умений. Аналогично, половину лучших зданий
Кирова-Вятки спроектировал И.А. Чарушин, а в
Сортавала и Выборге - Уно Ульберг.
21. Старейшее каменное здание Красноярска - Покровская церковь, открытая в 1795-м. Считается значимым представителем сибирского барокко - школы русского барокко, выделяемой на территории Сибири. В советские годы закрывалась с 1935-го по 1945-й и с 1962-го по 1989-й:
22. Рядом с храмом - памятник легендарному русскому живописцу Сурикову. Суриков родился в Красноярске в семье донских казаков, перебравшихся в Сибирь. Является прадедом Никиты Михалкова. Памятник и храм расположены на пересечении проспекта Мира и улицы Сурикова:
23. Вторая из важнейших церквей Красноярска - Благовещенская, едва моложе Покровской (постройка - 1804-1812):
24. Памятников и скульптур в Красноярске превеликое множество, самых разных - от серьёзных советских военных до современных дурашливых. И в центре, и на окраинах. Некоторые уже были выше, многие ещё будут в других постах. Сейчас - ещё несколько.
Памятник фотографу около фотосалона. Видимо, в Красноярске даже частники включились в марафон по облагораживанию города и вносят свою лепту:
25. Рельеф в Красноярске потрясающий. Город расположен в котловине между отрогами Саян, по обоим берегам Енисея. Расстояние между двумя хребтами, промеж которых зажат Красноярск, сравнительно небольшое. Их видно как правило по обе стороны, если здания не закрывают. А почти ровно посередине течёт Енисей. Т.е. город вытянут вдоль реки и относительно узок. Мелькание гор в разрывах между домами, в довершение к красоте самого города, просто сводит с ума. Красноярск - один из живописнейших городов страны, где прелести природы объединились с красотой, созданной руками человека.
Скульптурная композиция "Адам и Ева". Они сидят на очередном фонтане с яблоком в руках. В народе их почему-то кличут "Валентин и Валентина":
26. Благодаря рельефу, в городе чрезвычайно много мест, откуда открываются всевозможные виды. Их набралось столько, что вместе с рассказом про заповедник Столбы они займут весь следующий пост про Красноярск.
Памятник "детям войны", установленный к 60-летию Победы. За ним в военные годы размещался госпиталь. Памятник неслучайно имеет несколько отсылок к блокадному Ленинграду: кусок хлеба в руке девочки - суточный паёк в блокадном Ленинграде, бидон в руке мальчика, в каких носили воду из Невы, фрагмент ограды за спинами детей - решётка Ленинградского летнего сада. В годы войны в Красноярск было вывезено более 3000 человек из осаждённого города на Неве.
27. Ещё один "частный" памятник - "дядя Яша и стажёр", установленный в 2003-м около здания местного водоканала. Прототипом сантехника стал реальный работник организации, проработавший в ней 30 лет.
28. Недалеко от площади Революции, на высоком берегу Енисея, расположился комплекс Духовной семинарии, построенный на рубеже XIX-XX-х веков. Состояние слегка облезлое, но сами здания очень интересны - нехарактерные, на мой взгляд, для Красноярска, а уж тем более - для его центра. В объектив попал учебно-жилой комплекс:
29. Краеведческий музей в стиле египетского храма можно принять за амбициозный новодел, но на самом деле яркое здание на берегу Енисея построено в 1928-м. Смотрится здесь удивительно неплохо:
30. Здание красноярского речного вокзала, построенного в 1952-м при участии московских архитекторов: отдалённая схожесть с московским Северным собратом неслучайна. Правда сегодня красноярский речной вокзал выглядит куда лучше московского - часть здания уже приведена в порядок, часть продолжает реконструироваться. Московский же по сей день в состоянии рухляди, обёрнутой заградительными лентами, дабы на гуляющих по набережной не свалились куски штукатурки. "Решения" о его реконструкции принимаются едва ли не каждый год...
Енисей для Красноярского края - это полноценная транспортная артерия. Ввиду отсутствия дорог в большей части региона, судоходство является единственным способом снабжения и сообщения с внешним миром для по-прежнему существующих в сибирской тайге сёл и деревень. Интересно, насколько оно интенсивно здесь? Слышал только о двух старых круизных теплоходах, используемых в том числе и местными как способ передвижения в тёплое время года.
31. Ещё одно важное место в Красноярске - стрелка рек Качи и Енисея. Это место считается историческим центром города - здесь был основан красноярский острог. Хотя вся историческая застройка находится слегка в стороне, ближе к Коммунальному мосту, а здесь остались в основном мелкие двухэтажные особняки уровня уездного города. Место, тем не менее, интересно своим современным ансамблем - это для начала филармония (светлая, слева) и музейный комплекс (тёмный, справа):
32. Памятник Виктору Астафьеву, знаменитому писателю родом из села Овсянка близ Красноярска. Фасад музейного комплекса, что за его спиной, за три года почему-то сильно обветшал и облез. Сам музейный комплекс, построенный в советские годы как филиал музея Ленина, после перестройки стал крупнейшей в Сибири площадкой современного искусства:
33. Пространство вокруг музея насыщено объектами этого самого современного искусства в большом количестве. Они несколько оттягивают на себя внимание, и вместо точки основания города стрелка представляет собой скорее место для тусовки продвинутой молодёжи:
34. Для знакомства с современным искусством в музей можно и не ходить - экспонатов вокруг здания и так хватает с лихвой, я привожу далеко не все. Памятуя о походе в парижский центр Помпиду, ограничился осмотром прилегающей территории:
35. На вечном приколе у стрелки стоит пароход "Святитель Николай". Построен в 1886-м в Тюмени. Эксплуатировался как грузопассажирский на маршруте "Енисейск - Красноярск - Минусинск". В своё время был самым быстроходным на Енисее. С разницей в 6 лет на нём ездили Николай II и Ленин. Благодаря последнему в советские годы на нём был организован музей. В этой роли корабль выступает и по сей день.
36. В 2006-м на стрелке открыта скульптура "Лошадь белая", посвящённая русским первопроходцам в Сибири. По легенде, именно в этом месте на берег высадились казаки. Воевода, оставив лошадь отдыхать на берегу, отправился осматривать место для будущего города. Именно это и символизирует скульптура. Честно говоря, легенда о том, что воевода пешком и без оружия пошёл гулять по незнакомой местности, на которой вполне могли находиться недружелюбные аборигены, выглядит малоправдоподобной.
28-этажная стеклянная башня КатэкНИИуголь на заднем плане - здание ещё советских времён, долго бывшее легендарным недостроем и объектом интереса местных подростков. Строить её начали ещё в 80-е. В 2000-е она стала частным владением. Лишь в последнее десятилетие её обшили под хай-тек и в скором времени собираются открыть в ней офисы. На удивление, на советской основе вышло одно из лучших провинциальных хай-тековых зданий, неплохо вписавшееся в среду:
37. Здорово облагороженная Качинская набережная, как Вы могли догадаться, не имеет отношения к польским политикам, а названа в честь речки Качи. Несмотря на свой аккуратный вид, река и набережная находятся на периферии центра, фактически являясь его границей:
38. Как правило вокзалы в российских городах всегда красивы и представляют собой определённый интерес, но красноярский - настоящий дворец, являющий собой вполне самостоятельную достопримечательность.
Перед вокзалом - колонна с фигурой льва, изображённого на гербе города. Честно говоря, выбор для герба этого животного, нетипичного для центральной Сибири, мне не понятен. В быту, всё одно, медведи в качестве символа города попадаются гораздо чаще.
39. Первый каменный вокзал здесь построили в 1895-м. Уже тогда он был одним из наиболее крупных и продвинутых. В 1961-м в связи с возросшим потоком было построено новое, вроде бы типовое, здание с большей вместимостью и пропускной способностью. Нынешний же вокзал - результат глубокой реинкарнации советского варианта в 2004-м году:
40. Паровоз-памятник рядом с вокзалом:
После написания поста у меня нет ощущения, что мне удалось выразить всё, что хотелось, и так, как хотелось. Красноярск оказался очень глубоким, красивым и что немаловажно удобным для изучения городом. Впрочем, Америку я не открыл. Такая слава об этом городе идёт уже десяток лет, и, судя по отчётам в сети, посещаемость путешественниками Красноярска выше, чем у многих гораздо более близких и небезызвестных городов.
В следующей части про Красноярск - подборка общих видов города с различных высотных точек и смотровых площадок, а также двенадцатикилометровая прогулка по заповеднику "Столбы".