(Untitled)

Mar 02, 2014 02:18

Можно меня, конечно, отфренживать или считать бесчувственной, но напишу.
Меня удивляет и вызывает у меня грусть волна постов во френд-ленте от тех, кому стыдно. "Стыдно за страну", "Стыдно, что я русский ( Read more... )

Leave a comment

anabellka March 3 2014, 23:17:58 UTC
Я не считаю, что кому-то должно быть стыдно за своих соотечественников.

Спасибо!

А по остальному... Мы с вами недавно перефрендились, а я ещё редко пишу в последние пару лет...
В общем, наверное, нужно предупредить, что у меня именно это, в основном, и идёт, когда я пишу о чём-то серьёзном по политическим, философским или психологическим темам.
Именно попытки - всегда - поверить гармонию (и дисгармонию тоже) алгеброй.

Я объясняю для себя это примерно так: у самой эмоции часто зашкаливают, и поэтому, чтобы меня эмоции не съели, нужно с ними работать через что-то другое.
А это "другое" - как раз логика. Самый удобный и надёжный для меня инструмент.
Так и делаю. И со своими эмоциями так работать стараюсь, и с чужими.

Ну и удивление по поводу их существования.

Нет-нет, конечно, это не так.
Я не удивлюсь факту существования какой бы то ни было эмоции, но я постоянно удивляюсь тому, что человек её не проанализировал (не захотел? не смог?), а "просто переживает" и считает, что вот так и надо. Хоть стыд за страну, хоть ревность, хоть агрессию по отношению к кому-то, кто его, например, мудаком назвал... Ну не знаю даже.

И я уже писала выше, что я, возможно, просто с другой планеты.

Reply

binary_dima March 4 2014, 06:12:54 UTC
Отчего же, ваш стиль я наплохо знаю - видел не раз и на листах, и в ЖЖ еще до зафренда. Не очень удачно выразился - удивила меня не попытка проанализировать эмоции, как таковые (сам так всегда делаю), сколько само удивление конкретно по поводу существования такого стыда - по-моему тут достаточно объяснимый случай, вполне можно ситуацию промоделировать и понять.
Давайте попробуем с анализом. Человек - существо социальное, без отождествления себя с какой-то группой выжить очень сложно. А отождествление предполагает в том числе и общность каких-то эмоций.
Индивидуум ощущает, что часть группы ведет себя так, что может ухудшить существование группы в целом. От этого испытывает дискомфорт, который преображается в негативные эмоции. Ну а дальше эти эмоции могут быть названы каким-то близким аналогом из эмоций индивидуальных. Так появляется "стыд за", хотя это не совсем то же самое, что стыдная персональная ситуация.

Ничего инопланетного тут нет, на самом деле. Вы же сами выше писали, комментаторам, которые такого дискомфорта(стыда) не испытывают что это нормально (и это действительно так, просто у них слаба общность с такой группой, как государство, например).
Но и испытывать такую эмоцию - это тоже норма. В данном случае норма может быть не одна.

Reply

iad March 4 2014, 08:00:31 UTC
Интересно, что определения (и включенные в них литературные примеры употребления) слов стыд и http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/18/ma429612.htm">стыдно в «Малом академическом словаре» вообще не предполагают такой категории, как стыд не за себя, а за кого-то другого или за группу.

Reply

binary_dima March 4 2014, 13:45:31 UTC
Да как сказать. Там же приводится цитата Толстого
Люди эти в сравнении с ним самим казались ему прекрасны, сильны, свободны, и, глядя на них, ему становилось стыдно и грустно за себя. Л. Толстой, Казаки.

Само по себе уточнение "за себя" в конце подразумевает, что стыдно бывает не только за себя - иначе оно избыточно.

Там же расписывается и более явно
К стыду своему (моему и т. д.) (в знач. вводн. сл.) - употребляется для выражения недовольства своим (или чьим-л.) предосудительным в каком-л. отношении поведением, поступками и т. п.

Так что недовольство действиями правительства - довольно допустимый даже с точки зрения словарей вариант употребления оборота "стыдно за".
Да и потом так ли это важно, насколько всё верно с точки зрения литературы? Главное, чтобы употребляемый термин был верно понят теми, к кому он адресован.

Reply

anabellka March 5 2014, 01:18:30 UTC
Да, пожалуй, разумно всё.

Единственное - жаль, что нет всё же в языке отдельного слова для обозначения специфического оттенка белого цвета вот этой самой эмоции.

Я вспомнила, что и сама называла стыдом иногда такие эмоции, которые возникают, если человек отстаивает где-то публично убеждения, которые мне близки, но делает это очень глупо или очень грубо. У меня тут возникает что-то вроде психологической зубной боли из-за того, что он дискредитирует идею.
Но на самом деле со стыдом-в-чистом-виде это не очень соотносится. Это другое.

Я допускаю, что и у тех людей, чьим словам я удивляюсь, что-то такое же происходит в голове. Слова подходящего нет, и они выбирают наиболее подходящее из существующих.

Reply

iad March 5 2014, 07:09:42 UTC
Я выше назвал это досадой, думаю, это слово подходит.

Reply

binary_dima March 5 2014, 08:42:51 UTC
Да, тоже неплохо. Но в общем-то в словах естественных языков главное, чтобы все участники коммуникации под ними понимали примерно одно и то же.

Reply


Leave a comment

Up