О Левитане - Григорий Островский

Aug 30, 2018 19:56


Из книги Григория Семеновича Островского "Рассказ о русской живописи", издательство "Изобразительное искусство", 1987


Исаак Левитан - Владимирка. 1892. Холст, масло. 79 × 123 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Однажды - это было летом 1892 года, когда Левитан жил в Болдине, бывшей Владимирской губернии,- художник долго бродил с охотничьим ружьем. Заблудившись в лесу, только под вечер вышел на незнакомую дорогу.


Куда-то далеко-далеко, за линию горизонта, уходила широкая, плотно утоптанная дорога. По окольной тропинке брела старуха-богомолка, на краю дороги - придорожный крест с иконкой, а вокруг равнина без конца и края, холмики, бугорки, кустарники, рощи. Облака сплошь затянули небо, нависли над притихшей землей. Владимирка, печально знаменитый Владимирский тракт, по которому веками гнали в Сибирь арестантов. Сколько их прошло этой дорогой горя и скорби! Казалось, человеческие страдания навсегда вошли в самую природу, дорогу, растрескавшуюся от летнего зноя, печальные пустынные поля. Как в «Колодниках» А. К. Толстого:

Спускается солнце за степи,
Вдали золотится ковыль,-
Колодников звонкие цепи
Взметают дорожную пыль.

День меркнет все боле, - а цепи дорогу метут да метут.... Вернувшись домой, художник под свежим впечатлением, по памяти набросал при тусклом свете керосиновой лампы небольшой эскиз. А на следующий день снова пришел сюда с большим холстом.
«Владимирка» - это пейзаж по всем своим жанровым признакам и в то же время по смыслу своему - историческая картина. Большое социальное содержание художник сумел выразить именно в пейзажных формах, не прибегая к пояснениям и комментариям, а гражданские, общественные идеи слились с личными переживаниями автора, его глубоко взволнованным отношением к природе. Все здесь имеет самостоятельное значение и ценность - и свинцовое, тусклое небо, и одинокая фигурка странницы, подчеркивающая пустынность дороги, но за всем этим ощущается подтекст - не прямые аналогии, а сложные и опосредствованные ассоциации, возникающие в процессе не столько осмысления, сколько эмоционального переживания картины. И тогда «Владимирка» воспринимается обобщенным образом тоски и горя народного - без конца и без края, как это небо, эта земля, эта дорога и уходящие вдаль извилистые тропинки. И в то же время образом, исполненным своеобразного величия, эпического размаха и громадной, нерастраченной силы.
Природа в творчестве Левитана - не бесстрастный объект живописи. Она живет в его полотнах, в ней слышатся и грусть, и радость, и философские раздумья художника, и его тоска, и тихое умиротворение.
В пейзажах Левитана изображение человека очень редко, но он незримо присутствует. Иногда это видимые следы его деятельности - деревенские избы, мостки на реке, баржи у берега, запряженная лошадь перед крыльцом; но всегда это его чувства, мысли, тончайшие душевные движения и переживания. С Левитаном в русскую живопись входит пейзаж настроения, природа одухотворенная, исполненная сложной и богатой внутренней жизни, отвечающей душевному ладу и настроениям человека.

http://isaak-levitan.ru/ostrovsky.php

живопись, Левитан, пейзаж, художники, russian art, живопись 19 века, искусство, #художники

Previous post Next post
Up