Художник Антонелло да Мессина (Antonello da Messina, 1429/30-1479 ) - итальянский художник, видный представитель южной итальянской школы живописи эпохи Раннего Возрождения. Учитель Джироламо Алибранди, прозванного «мессинским Рафаэлем».
Зрелое творчество Антонелло да Мессина представляет собой сплав итальянских и нидерландских элементов. Он одним из первых в Италии стал работать в технике чистой масляной живописи, во многом позаимствовав её у Ван Эйка.
Стиль художника характеризуется высоким уровнем технической виртуозности, тщательной проработкой деталей и интересом к монументализму форм и глубине фона, свойственным итальянской школе.
Антонелло да Мессина - Портрет юноши, 1474
В 1470-е значительное место в творчестве стали занимать портреты («Юноша», ок. 1470; «Автопортрет», ок.1473; «Мужской портрет», 1475 и др.), отмеченные чертами нидерландского искусства: темный нейтральный фон, точная передача мимики модели. Его портретное искусство оставило глубокий след в венецианской живописи конца XV в. - начала XVI в.
Антонелло да Мессина - Портрет молодого человека, возможно 1475, фрагмент
Антонелло да Мессина - Портрет молодого человека, возможно 1475, фрагмент
Антонелло да Мессина. «Мужской портрет», Берлин
Со временем искусство художника становится более классическим и «плэнерным». К этому периоду относится его последний портрет (из Берлина). В нём ощущается влияние живописи Пьеро делла Франческа.
Антонелло не дает развитого пейзажного фона. Ландшафт занимает маленький кусочек пространства - все остальное небо с белыми облаками. На его фоне четко читается темный силуэт головы. Светлый фон, взамен привычного художнику темного, дает возможность более мягкой и прозрачной светотеневой лепки лица. Ослабевает острота персональной характеристики модели, нет контрапоста, спокойнее взгляд и неподвижнее губы. Перед нами - спокойствие, новый художественный идеал, который определит ведущее направление в развитии венецианского портрета. Любопытно, что ни в одном портрете Антонелло, видимо, изображавшем южноитальянских баронов и венецианских патрициев нет избыточной роскоши одежды, которая позволила бы догадаться об их положении. Все эти образы подчеркнуто демократичны. Художник демонстрирует их человеческую, личную уникальность, а не сословную исключительность
Антонелло да Мессина - Святой Себастьян, ок.1475
détail du visage de saint Sébastien
Антонелло да Мессина - Дева, получившая благую весть (Virgin Annunciate), ок.1475
Антонелло да Мессина
Антонелло да Мессина. Авраам и три ангела
Мадонна с Младенцем, ок.1475
источник