Искусствоведы о картине "Скрипка", 1918, ГРМ.
"Скрипка, прислоненная к окну, за которым виден покачнувшийся на пространственных осях пейзаж бесчисленных петербургских крыш и тесных дворов, своим изящно-артистичным силуэтом эстетизирует этот печальный мир и, в свою очередь, получает от него щемяще-минорную окраску.
Картина - ибо это скорее картина, чем просто натюрморт, - пронизана единым напряженным чувством, исходящим в равной мере от изображения скрипки и пейзажа за переплетом окна."
(Петров-Водкин. Натюрморты)
Козьма Сергеевич Петров-Водкин - Скрипка (A Violin), 1918. Государственный Русский музей
К. С. Петров-Водкин хорошо играл на скрипке и не раз в 1918-1920 годах писал её в своих натюрмортах. В натюрморте 1918 года скрипка воспринимается как живое одушевлённое существо, явленное на фоне урбанистического пейзажа за окном. Изящной форме инструмента противопоставлена жесткая геометрия оконных переплетов, теплому дереву - холодное стекло, маленькому пространству комнаты, служащей художнику приютом - громады каменных зданий безликого города за окном. Мотив извечного конфликта духовного и бездушного приобретает в этом натюрморте у Петрова-Водкина философское звучание и скрипка выступает как воплощение духовного начала. (
cyclowiki.org/wiki )