Два портрета кисти Константина Сомова

Oct 12, 2018 14:57


Две картины кисти К. Сомова - "Дама с весенним пейзажем" и "Дама в голубом. Портрет Е.М. Мартыновой."

Талант Сомова в написании портретов ещё при жизни художника был признан уникальным. В графике и живописи он создал много замечательных образов современников, точно передав сложность и тонкость их натур и душевного состояния. Таков его портрет "Дама с весенним пейзажем".



Константин Сомов - Дама с весенним пейзажем. 1897
 Картон, темпера. 65 x 48 см
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина.
«Дама с весенним пейзажем» кисти Константина Сомова - выдающегося русского художника, одного из основателей творческого объединения «Мир искусства»  была приобретена П.М. Догадиным в галерее П.П. Саурова на Тверском бульваре в Москве в соперничестве с Третьяковской галереей. Художественный музей не располагал к тому времени запрашиваемой художником суммы, и полотно досталось частному коллекционеру.

Незадолго до отправки работы Догадину Сауров писал в Астрахань: «Считаю своим долгом заметить, что «Дама с весенним пейзажем» есть та самая натурщица, которая в Третьяковской галерее изображает «Даму в голубом». Она очень нравится совету Третьяковской галереи, но в настоящее время они не могут расходовать такой суммы, а в кредит покупать им запрещено».
Упомянутая натурщица - Елизавета Михайловна Мартынова - сокурсница Сомова по Академии художеств. По мнению биографов художника, она была единственным женским увлечением Константина Сомова. В год написания работы Елизавета Мартынова была уже тяжело больна туберкулёзом. Болезнь помешала ей реализовать многие свои дальновидные планы. Ни одной из её работ не сохранилось. Как современникам Сомова, так и сегодняшнему зрителю Елизавета Мартынова известна как натурщица Сомова.
На портрете «Дама с весенним пейзажем» девушка изображена, словно остановленная художником в минуту горя и по его просьбе откинувшая траурную вуаль, обнажив едва тронутое румянцем болезненно-бледное лицо. Её печаль и попытки скрыть несомненный душевный надлом контрастируют с безмятежно пробуждающейся весенней природой.(https://izi.travel/ru/fa9b-k-a-somov-dama-s-vesennim-peyzazhem-1897/ru)

И другой портрет Елизаветы Мартыновой, очень известный.



Дама в голубом. Портрет Е.М. Мартыновой.1897-1900. Третьяковская галерея, Москва

Из книги  "Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г.

" А в  1897 году К. Сомов приступил к работе над новым портретом Е.М. Мартыновой, с подробно разработанным планом.
Перед художником была очень интересная модель, и его волновала мысль о портрете-картине, в котором бы он смог запечатлеть глубоко поэтический образ. Молодая женщина в пышном, сильно декольтированном платье, с томиком стихов в опущенной руке изображена стоящей у зеленой стены разросшегося кустарника.
Е.М. Мартынову художник переносит в мир прошлого, облекает ее в старинное платье, помещает модель на фоне условного декоративного парка. Это - стройный вымышленный мир природы (созданной человеком), мир музыки (музицирующие фигурки на скамье), мир вечернего покоя. Вечернее небо с легкими розовыми облаками, деревья старинного парка, темная гладь водоема - все это изысканно по цвету, но, как истинный "мирискусник", К. Сомов стилизует пейзаж. Например, пожухшая зелень листвы словно взята со старинных гобеленов или с пожелтевших картин старых мастеров.
Созданный К. Сомовым ретроспективный портрет стал новым явлением в русском искусстве. Художник был первым, кто поставил перед собой эту задачу и блестяще решил ее. Интерес к духовному миру человека связывает К. Сомова с традициями русской портретной живописи, и вместе с тем "Дама в голубом" намечает новую тенденцию. Художник отказался от всего случайного, бытового, он поднял созданный им образ над повседневностью, придав ему возвышенное очарование.
Прежде всего зрителя в портрете Е.М. Мартыновой привлекает необычное сопоставление старинного стилизованного парка, старинного костюма и современной художнику женщины с ее сложным духовным миром. Глядя на эту одинокую, тоскующую женщину, зритель не воспринимает ее как человека из иного мира, прошлого и далекого. Это - женщина конца XIX века. Все в ней характерно: и болезненная хрупкость, и чувство щемящей тоски, печаль в ее больших глазах и плотной линии скорбно сжатых губ. И та естественная бледность, которой в XVIII веке добивались лишь искусственными снадобьями...
На фоне дышащего волнением неба хрупкая фигура Е.М. Мартыновой полна особой грации и женственности, несмотря на тонкую шею, худые покатые плечи, затаенную грусть и боль. А между тем в жизни Е.М. Мартынову все знали как веселую, жизнерадостную молодую женщину. Подруга ее, М. Ямщикова, писала: "Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?"
Действительно, глубина проникновения К. Сомовым в образ просто поразительна. Е.М. Мартынова мечтала о большом будущем, хотела реализовать себя в настоящем искусстве и презирала житейскую суету. А случилось так, что в 30 с небольшим лет она умерла от туберкулеза легких, не успев ничего исполнить из задуманного.
Чтобы ярче передать утонченность образа своей модели, К. Сомов прибегает к лессировкам, добиваясь тончайших красочных нюансов, прозрачных голубых теней в живописи лица и открытых плеч. Замечательны по своей выразительности жесты прекрасно написанных рук. В левой, поднесенной к груди, и в бессильно опущенной правой есть что-то невыразимо беспомощное. Обычно в своих портретах К. Сомов не столь открыто пользовался жестом как средством характеристики, но "Дама в голубом" стала исключением.
Несмотря на парадность портрета, в нем звучит скрытая задушевная нота. И она заставляет зрителя пережить настроение героини, проникнуться к ней тем сочувствием, каким был полон и сам художник. Между этой грустной женщиной и изображенными в глубине лицами нет сюжетной связи, нет взаимодействия.
Мужская фигура, обликом напоминающая самого К. Сомова, а также жанровая сценка еще острее подчеркивают ее одиночество. Темная плотная купа деревьев словно отгораживает это хрупкое создание от окружающего мира. С. Маковский в 1913 году отмечал, что в портретах К. Сомова, в его отношении к жизни как к "маске небытия" таится "скорбное сознание своей одинокости в этом мире, слишком призрачном, чтобы верить ему до конца".
"Дама в голубом" трагически одухотворена, устала, надломлена. Взгляд ее воспален, губы запеклись, на щеках горит лихорадочный румянец. Она больна, и художник поэтизирует ее болезнь и одиночество. Искусство рубежа веков, по выражению Т. Манна, видит в болезни "небуржуазную форму здоровья". Современный человек с его тоской и неудовлетворенностью противопоставлен на картине К. Сомова гармоничному миру прошлого - миру XVIII века, но это опять же не ощутимо реальный мир, а идеальный. Мир, который воспринимался К. Сомовым через искусство рококо и музыку, недаром он изобразил сценку с музицирующими, которая напоминает "галантные празднества". Эта ретроспективная стилизация пронизывает весь портрет, ощущается она и в самом изображении образа Е.М. Мартыновой: в характере тонкого, мечтательного, слегка наклоненного лица; в холодных, прозрачных тенях на шее и груди; в фасоне старинного платья и в том, как написан блестящий, ниспадающий тяжелыми складками синий муар и тонкие ажурные кружева.
"Дама в голубом" появилась на выставке "Мира искусств" в 1900 году (из-за отъезда художника в Париж и болезни модели эта картина писалась три года) под названием "Портрет", а через три года она была приобретена Третьяковской галереей. "Дама в голубом платье", просто "Дама в голубом" - под такими названиями портрет Е.М. Мартыновой вошел в историю русской живописи." (http://nearyou.ru/100kartin/100karrt_79.html)

живопись, портрет, художники, russian art, искусство, живопись 19/20 века, #художники, Сомов Константин

Previous post Next post
Up