Панорама холодного унылого леса кажется бесконечной, усиливая чувство трагедии и пустоты, вдобавок к ощущению абсурдности и театральности происходящего...
«Дуэль после маскарада» (фр. Suites d'un bal masqué ) - картина французского художника Жана-Леона Жерома, написанная им в 1857 году. Дословный перевод названия - «Последствия бала-маскарада». Сам художник считал, что картина является одной из величайших его работ.
Дуэли на шпагах и пистолетах стали необычайно популярны среди французского среднего класса начала XIX века. Дуэли выражали не столько аристократическую гордость, сколько буржуазную благопристойность и респектабельность, а также суицидальные намерения, о которых невозможно было открыто высказаться.
Находясь под впечатлением от одного поединка, произошедшего зимой 1856-1857 года в Булонском лесу, Жером написал картину, в которой, по мнению критиков, отразил весь драматизм трагического итога дуэлей, губящих беспечную молодёжь.
Жан-Леон Жером - Дуэль после маскарада. (фр. Suites d'un bal masqué)
1857 год
Холст, масло. 50 × 72 см
Музей Конде, Шантийи, Франция
Трагическое окончание дуэли, состоявшейся при участии шести человек серым зимним утром в окутанном туманом Булонском лесу. Человек, одетый в костюм Пьеро, был смертельно ранен в поединке на шпагах и рухнул на руки друга, одетого как герцог де Гиз. Хирург в одеждах венецианского дожа рассматривает рану с левой стороны груди смертельно бледного Пьеро и пытается остановить поток крови, в то время как человек в костюме Домино упал на колени и в жесте отчаяния обхватил руками голову. Оставшийся в живых дуэлянт, одетый как индеец, бросил шпагу рядом с перьями из своего головного убора на оттаявшую от многочисленных следов и капель крови землю. Он идёт под руку со своим секундантом Арлекином по дороге к ждущей их карете, еле заметной вдали. Рядом с каретой на краю леса прогуливается несколько человек.
Панорама холодного унылого леса кажется бесконечной, усиливая чувство трагедии и пустоты, вдобавок к ощущению абсурдности и театральности происходящего, создающихся у зрителя из-за ярких костюмов участников дуэли.
Работа выставлялась на Парижском салоне 1857 года, где пользовалась успехом у публики, а затем была продана Эрнесту Гамбару, поместившему её в свою художественную галерею в Лондоне. Через некоторое время полотно выкупил находившийся в изгнании в Англии герцог Омальский, у которого Жером одолжил картину для Всемирной выставки 1867 года в Париже, где она получила главный приз в области живописи. Вернувшись на родину во Францию, герцог Омальский в 1871 году поместил картину в коллекцию своей загородной усадьбы Шантийи, где она и хранится по сей день. Помимо этого, известно местонахождение предварительных рисунков Жерома, а также двух версий картины, которые хранятся в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе и Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
КОПИИ
В 1859 году на выставке в Национальной академии дизайна в Нью-Йорке копия картины была приобретена коллекционером и бизнесменом Уильямом Томпсоном Уолтерсом.
Написание художниками копий своих картин было необычным для того времени, однако Жером создал ещё две версии - для великого визиря Османской империи Али-паши и российского императора Александра II. Последняя была заказана графом Кушелевым-Безбородко, пожелавшим изменить сюжет, так как было непонятно, кто убил Пьеро - Арлекин или Индеец, потому что они беседуют, повернув головы друг к другу; данное пожелание было принято Жеромом - он изменил положение фигуры Индейца, погруженного в печальные мысли, отвернув его голову в сторону от Арлекина и намекнув на то, кто из них является убийцей.
Жан-Леон Жером - Дуэль после маскарада. Коллекция Государственного Эрмитажа
В марте 1861 года картина выставлялась в Академии художеств, где у неё задерживалась публика, вероятно, ещё помнящая трагический исход дуэлей Пушкина и Лермонтова, в связи с чем в путеводителе по выставке было отмечено, что «у кого не сжималось сердце перед этой волнующей драмой, где великий художник так хорошо сумел передать ужасный контраст оледенелой природы и дикой горячности человеческих страстей», а в журнале «Русский художественный листок» говорилось, что «несмотря на маскарадные костюмы, содержание её [картины] полно драматизма и затрагивает одну из мрачных сторон общественной жизни, которые губят благородную, беспечную и увлекающуюся молодежь». В 1922 году копия была передана из кушелевской коллекции Академии художеств в Государственный Эрмитаж.
wikiwand.com/ru