Художник Николай Ромадин ( 1903 - 1987). Лирические пейзажи

Jan 12, 2020 21:21



"В искусстве человек раскрывает свою душу, а не окружающие его предметы" (Н. Ромадин)

"Я молился перед Святой Богоро­дицей, чтобы она помогла в дли­тельности моей жизни, которая нужна мне... потому что мне нуж­но закончить своё произведение, закончить слово о России... Ведь пос­ледний раз, и больше никто не ска­жет...
Русь моя православная, христи­анская, что с тобой сделали? Унич­тожили душу и Бога в ней...» (из записей дневника Н. Ромадина, 1970-е )


Н.М. Ромадин. Весенний дождь 1967г.



Н.М.Ромадин. В родных местах Сергея Есенина. 1957



Николай Михайлович Ромадин - Корженец

Предлагаю Вашему вниманию отрывки  из  статьи "Заметки о живописи" писателя К. Паустовского

"Картины Ромадина всегда вызывают ощущение, что в любую минуту ты можешь войти в знакомый, но всегда новый мир нашей природы - стоит только пере­ступить за порог золоченой рамы.

Ромадина трудно увидеть в Москве. Он всегда в скитаниях то по Керженцу, то по Волге, то по каким-то только ему одному известным посадам, то в непро­лазных дебрях. Он подолгу живет на лесных кордо­нах, на волжских пристанях-дебаркадерах, где-ни­будь под Костромой или Хвалынском."

.


Н. Ромадин. Розовая весна
.


Н. Ромадин.Розовое утро. 1975
.


Н.Ромадин - Розовый вечер
.


Ромадин Николай Михайлович - Радуга, 1951г.



Николай Михайлович Ромадин Воробушки,1961



Николай Михайлович Ромадин - У сельсовета



Николай Михайлович Ромадин - Ели в половодье



Николай Михайлович Ромадин - Свежий ветер



Николай Михайлович Ромадин - Весенний ручей



Н. Ромадин - Первое цветение



Н.М. Ромадин - Вербы в половодье
.
"Я зрительно припоминаю некоторые картины Ро­мадина.
Начнем с весны, с самого мягкого, как первые клей­кие листья, времени года. У Ромадина есть цикл кар­тин о зиме, весне, лете и осени.
В начале весны бывает короткое время, когда сли­ваются вешние воды и зацветает ветла.
У Ромадина цветущая ветла с ее пушистыми ба­рашками - олицетворение весны. Есть у него одна картина - над озером или речным затоном с тихой темной водой цветет одинокая ветла. Она отражается в воде, усыпанная серебряными барашками - мягкими на ощупь и теплыми, похожими на птенцов крошечной птицы. Таких птиц Пришвин называл «птичиками».
Трудно избавиться от ощущения, что эти барашки - живые существа, и такие теплые, будто их ворсистая шубка вобрала все тепло весеннего дня, хотя день пас­мурный и солнце лишь изредка проглядывает белым размытым пятном на сером пологе неба.
В такие дни нас иногда охватывает от весеннего пара, сырой теплоты и тишины какое-то оцепенение. Тогда можно часами сидеть на берегу у такой вот ветлы и следить, как тянут высоко над Россией с юга на север позванивающие косяки журавлей.
В такие минуты предстает перед внутренним взо­ром вся неохватная страна с ее постоянной загадкой и зовом синеющих далей. Каждая такая минута при­бавляет еще одну крупицу к нашей любви и укрепляет сознание, что мы кровь от крови этой удивительной страны и что наша жизнь вне ее и без нее - невоз­можна, бессмысленна и ничтожна
Картина Ромадина с цветущей ивой - это по су­ществу портрет дерева. Единственная эта ветла от­крывает нам все обаяние русской весны.
Как это сделано - трудно понять. В таких случаях Алексей Николаевич Толстой с глубоким убеждением говорил только одно слово: «Колдовство!».



Н.М.Ромадин. Весна (пейзаж с козочками), 1949г.



Н.М.Ромадин. Золотая речка, 1970
.
"Ромадин работает под открытым небом в любое время года и при всякой погоде, даже в те окаянные дни, когда над оттаявшими болотами валит мокрый снег с дождем, сапоги полны ледяной воды и порывистый ветер рвет во все стороны подрамник. Ведь как же - в другие дни не увидишь всех красок хмурости, неуюта, аспидного тяжелого неба - всех красок  того времени, что называется весенним ненастьем, мокро­погодью.
Зато какое наслаждение вернуться в тесную, но теплую лесную сторожку, где от крыши пахнет сырой замшелой дранкой и горячей золой из русской печки, где поет, подремывая, погнутый самовар-работяга, где за крутым чаем из старых и кривоватых граненых стаканов пойдет разговор о приближении весны, о том, что, по стародавним присказкам, уже прилетели кулики из заморья и освободили весну из неволи.
Мне кажется, что Ромадин - один из художников, умеющих жить в полном ладу со счастьем. Разве не счастье вот такие дни в сторожке, когда самая прелесть бродячей этой лесной жизни подкреплена сознанием удачно законченного любимого дела, созданием но­вых картин.
Картины Ромадина неотъемлемы от природы. Они - живые ее куски. От этих картин можно озяб­нуть на ветру, вдыхать всей грудью весенний речной холодок, промокать насквозь от дождя, услышать за­пах сосновой перегретой хвои."



Николай Михайлович Ромадин - Берендеев лес



Николай Ромадин - Ольха



Николай Ромадин - На Родине Сергея Есенина. Гроза



Н. Ромадин. Черемуха,1971 г.



Н. Ромадин - Лето



Николай Михайлович Ромадин - У кормушки



Н.М.Ромадин. Незамерзающая речка



Н.М.Ромадин. Зима



Н.М.Ромадин. Лесная деревня,1978 г.



Н. Ромадин. Снежная тропинка



Н.М. Ромадин. Нарядная зимка. 1947г



Кудинское озеро. 1974-1978
.
"Особенно щедр Ромадин в изображении лесов и осени. Керженские леса, стоящие по колено в полой воде, рудые северные сосны в низком свете заката, све­жие перелески в полусвете сумерек, могучие скуль­птурные ели, лесистые края России - все это суще­ствует во всей своей подлинности на его картинах.
И существует осень, - ее золотое и багряное за­рево, ее дали, как бы промытые голубоватой водой, ломкость ее воздуха и тишина пажитей, чуть поседевших от сентябрьской паутины."



Н.М. Ромадин.Лесное озеро
.
На Севере бледность красок приобретает несколько величавый характер. Немые северные дали суровы. Но есть одно время года, когда Север приобретает мягкость очертаний и красок, прозрачный и таинствен­ный блеск, Так бывает во время белых ночей.
В живописи трудно передать не столько сумрак и мягкое сияние белой ночи, сколько то ощущение за­думчивости и покоя, которое вызывает у нас эта ночь. Его пытались выразить многие писатели, поэты и ху­дожники; но только одному Пушкину это удалось с ге­ниальной точностью и простотой:
Прозрачный сумрак, блеск безлунный
Твоих задумчивых ночей...



Н. Ромадин - Белая ночь
.
"Эти строки - всеобъемлющее выражение белой ночи. У других поэтов даны только отдельные ее черты: «опасная» - у Блока, «ясновидящая» - у Фета, а Полонский писал: «Отчего я люблю тебя, светлая ночь, так люблю, что, страдая, любуюсь тобой». Все таки кажется, что было бы сильнее, если бы он написал: «что страдаю, любуясь тобой». Потому что красота белых ночей настолько совершенна, что, как все почти избыточно прекрасное, вызывает даже легкую душев­ную боль - сожаление о том, что эта красота неиз­бежно умрет.

Есть своя белая ночь и у Ромадина. Но это не белая ночь над Ленинградом. Это ночь за городом, в печаль­ных урочищах Севера. У этой ночи иная окраска.
На первом плане написана дощатая терраса. Окна на террасе настежь распахнуты в белую ночь. На стуле около брошенной постели желтоватым огнем горит ке­росиновая лампа. Видно, что человек проснулся, не выдержал загадочной власти белой ночи, встал и ушел в луга. Они видны за окнами - все в непонятном сумрачном сиянии белесого неба, в отсветах дальних озер, в темной от росы траве. И только где-то очень далеко, на самом краю этой ночи, догорает костер, за­бытый мальчишками-пастухами.
Тишина. Ничто не нарушает медлительного течения этой ночи - одной из тысяч ночей на земле, но все же единственной и неповторимо прекрасной."



Н. Ромадин - Белая ночь



Н. Ромадин - Окно на Волгу



Н. Ромадин - Окно. 1960-е. Масло, картон
.

"Я уже говорил, что Ромадин - художник со сво­бодным и богатым размахом: от Волги, сизой от ветра, до карельских чахлых болот, от уюта средне­русских селений до Рембрандтовского зала в Эрмитаже.
Название этой картины неожиданно врывается в список работ Ромадина, стоит как бы особняком среди знакомых лугов, осенних дней, разливов и рассве­тов.
Ромадин увидел Рембрандтовский зал и написал его, конечно, по-своему. Это замечательный по желтоватому свету, по тону серебра, переходящего в золото, пейзаж изображает зал Рембрандта снаружи, из сада, вече­ром, когда свет из окна проходит через опущенные желтоватые занавеси и падает на деревья под окнами, покрытые инеем. Игра этого света в снежных шапках, в ледяных кристаллах окружает зимние деревья необыкновенно мягким и таинственным ореолом.
Эта картина значительна еще и тем, что она под­тверждает некий закон творчества. По этому закону истинный художник отличается от ремесленника своей способностью как бы на лету и в один миг открывать скрытые от многих, почти неуловимые вещи и за­креплять их в точных образах для длительной жизни."



Н. Ромадин - Вид на зал Рембрандта в Эрмитаже, 1955
.
"Труд Ромадина - не только труд живописца, но и подлинного патриота. Его полотна - поэма о России. У Ромадина есть много общего с Есениным и, подобно Есенину, он может с полным основанием сказать: «И буду славить я всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким Русь».
Ромадин не один. Вместе с ним славят эту шестую часть земли и другие наши замечательные художники. И, как любили говорить в старину, «честь им и слава» за то, что они показывают нам безмерную прелесть нашей земли - вплоть до какой-нибудь стыдливой ромашки, до листопада в лесах, до бледного неба, гля­дящего в глубину ее чистых вод."
.
Константин Паустовский "Заметки о живописи" - текст целиком можно прочесть здесь

арублев.рф/maslovka

Работы Н. Ромадина можно посмотреть  у меня в другом журнале:

Soviet art / Sotheby's / 2017 (  работы А. Мыльникова, А. Тутунова, Н. Ромадина  и др. )

Russian Pictures / Sotheby's, 2019 / 2 часть ( работы В. Поленова, Б. Анисфельда, М. Ларионова, П. Кончаловского, Ю. Анненкова, Г. Нисского, Н. Ромадина и др.)

российские художники, живопись, пейзаж, художники, Паустовский, russian art, живопись 20 века, искусство, #художники, Ромадин Николай

Previous post Next post
Up