"В искусстве человек раскрывает свою душу, а не окружающие его предметы" (Н. Ромадин)
"Я молился перед Святой Богородицей, чтобы она помогла в длительности моей жизни, которая нужна мне... потому что мне нужно закончить своё произведение, закончить слово о России... Ведь последний раз, и больше никто не скажет...
Русь моя православная, христианская, что с тобой сделали? Уничтожили душу и Бога в ней...» (из записей дневника Н. Ромадина, 1970-е )
Н.М. Ромадин. Весенний дождь 1967г.
Н.М.Ромадин. В родных местах Сергея Есенина. 1957
Николай Михайлович Ромадин - Корженец
Предлагаю Вашему вниманию отрывки из статьи "Заметки о живописи" писателя К. Паустовского
"Картины Ромадина всегда вызывают ощущение, что в любую минуту ты можешь войти в знакомый, но всегда новый мир нашей природы - стоит только переступить за порог золоченой рамы.
Ромадина трудно увидеть в Москве. Он всегда в скитаниях то по Керженцу, то по Волге, то по каким-то только ему одному известным посадам, то в непролазных дебрях. Он подолгу живет на лесных кордонах, на волжских пристанях-дебаркадерах, где-нибудь под Костромой или Хвалынском."
.
Н. Ромадин. Розовая весна
.
Н. Ромадин.Розовое утро. 1975
.
Н.Ромадин - Розовый вечер
.
Ромадин Николай Михайлович - Радуга, 1951г.
Николай Михайлович Ромадин Воробушки,1961
Николай Михайлович Ромадин - У сельсовета
Николай Михайлович Ромадин - Ели в половодье
Николай Михайлович Ромадин - Свежий ветер
Николай Михайлович Ромадин - Весенний ручей
Н. Ромадин - Первое цветение
Н.М. Ромадин - Вербы в половодье
.
"Я зрительно припоминаю некоторые картины Ромадина.
Начнем с весны, с самого мягкого, как первые клейкие листья, времени года. У Ромадина есть цикл картин о зиме, весне, лете и осени.
В начале весны бывает короткое время, когда сливаются вешние воды и зацветает ветла.
У Ромадина цветущая ветла с ее пушистыми барашками - олицетворение весны. Есть у него одна картина - над озером или речным затоном с тихой темной водой цветет одинокая ветла. Она отражается в воде, усыпанная серебряными барашками - мягкими на ощупь и теплыми, похожими на птенцов крошечной птицы. Таких птиц Пришвин называл «птичиками».
Трудно избавиться от ощущения, что эти барашки - живые существа, и такие теплые, будто их ворсистая шубка вобрала все тепло весеннего дня, хотя день пасмурный и солнце лишь изредка проглядывает белым размытым пятном на сером пологе неба.
В такие дни нас иногда охватывает от весеннего пара, сырой теплоты и тишины какое-то оцепенение. Тогда можно часами сидеть на берегу у такой вот ветлы и следить, как тянут высоко над Россией с юга на север позванивающие косяки журавлей.
В такие минуты предстает перед внутренним взором вся неохватная страна с ее постоянной загадкой и зовом синеющих далей. Каждая такая минута прибавляет еще одну крупицу к нашей любви и укрепляет сознание, что мы кровь от крови этой удивительной страны и что наша жизнь вне ее и без нее - невозможна, бессмысленна и ничтожна
Картина Ромадина с цветущей ивой - это по существу портрет дерева. Единственная эта ветла открывает нам все обаяние русской весны.
Как это сделано - трудно понять. В таких случаях Алексей Николаевич Толстой с глубоким убеждением говорил только одно слово: «Колдовство!».
Н.М.Ромадин. Весна (пейзаж с козочками), 1949г.
Н.М.Ромадин. Золотая речка, 1970
.
"Ромадин работает под открытым небом в любое время года и при всякой погоде, даже в те окаянные дни, когда над оттаявшими болотами валит мокрый снег с дождем, сапоги полны ледяной воды и порывистый ветер рвет во все стороны подрамник. Ведь как же - в другие дни не увидишь всех красок хмурости, неуюта, аспидного тяжелого неба - всех красок того времени, что называется весенним ненастьем, мокропогодью.
Зато какое наслаждение вернуться в тесную, но теплую лесную сторожку, где от крыши пахнет сырой замшелой дранкой и горячей золой из русской печки, где поет, подремывая, погнутый самовар-работяга, где за крутым чаем из старых и кривоватых граненых стаканов пойдет разговор о приближении весны, о том, что, по стародавним присказкам, уже прилетели кулики из заморья и освободили весну из неволи.
Мне кажется, что Ромадин - один из художников, умеющих жить в полном ладу со счастьем. Разве не счастье вот такие дни в сторожке, когда самая прелесть бродячей этой лесной жизни подкреплена сознанием удачно законченного любимого дела, созданием новых картин.
Картины Ромадина неотъемлемы от природы. Они - живые ее куски. От этих картин можно озябнуть на ветру, вдыхать всей грудью весенний речной холодок, промокать насквозь от дождя, услышать запах сосновой перегретой хвои."
Николай Михайлович Ромадин - Берендеев лес
Николай Ромадин - Ольха
Николай Ромадин - На Родине Сергея Есенина. Гроза
Н. Ромадин. Черемуха,1971 г.
Н. Ромадин - Лето
Николай Михайлович Ромадин - У кормушки
Н.М.Ромадин. Незамерзающая речка
Н.М.Ромадин. Зима
Н.М.Ромадин. Лесная деревня,1978 г.
Н. Ромадин. Снежная тропинка
Н.М. Ромадин. Нарядная зимка. 1947г
Кудинское озеро. 1974-1978
.
"Особенно щедр Ромадин в изображении лесов и осени. Керженские леса, стоящие по колено в полой воде, рудые северные сосны в низком свете заката, свежие перелески в полусвете сумерек, могучие скульптурные ели, лесистые края России - все это существует во всей своей подлинности на его картинах.
И существует осень, - ее золотое и багряное зарево, ее дали, как бы промытые голубоватой водой, ломкость ее воздуха и тишина пажитей, чуть поседевших от сентябрьской паутины."
Н.М. Ромадин.Лесное озеро
.
На Севере бледность красок приобретает несколько величавый характер. Немые северные дали суровы. Но есть одно время года, когда Север приобретает мягкость очертаний и красок, прозрачный и таинственный блеск, Так бывает во время белых ночей.
В живописи трудно передать не столько сумрак и мягкое сияние белой ночи, сколько то ощущение задумчивости и покоя, которое вызывает у нас эта ночь. Его пытались выразить многие писатели, поэты и художники; но только одному Пушкину это удалось с гениальной точностью и простотой:
Прозрачный сумрак, блеск безлунный
Твоих задумчивых ночей...
Н. Ромадин - Белая ночь
.
"Эти строки - всеобъемлющее выражение белой ночи. У других поэтов даны только отдельные ее черты: «опасная» - у Блока, «ясновидящая» - у Фета, а Полонский писал: «Отчего я люблю тебя, светлая ночь, так люблю, что, страдая, любуюсь тобой». Все таки кажется, что было бы сильнее, если бы он написал: «что страдаю, любуясь тобой». Потому что красота белых ночей настолько совершенна, что, как все почти избыточно прекрасное, вызывает даже легкую душевную боль - сожаление о том, что эта красота неизбежно умрет.
Есть своя белая ночь и у Ромадина. Но это не белая ночь над Ленинградом. Это ночь за городом, в печальных урочищах Севера. У этой ночи иная окраска.
На первом плане написана дощатая терраса. Окна на террасе настежь распахнуты в белую ночь. На стуле около брошенной постели желтоватым огнем горит керосиновая лампа. Видно, что человек проснулся, не выдержал загадочной власти белой ночи, встал и ушел в луга. Они видны за окнами - все в непонятном сумрачном сиянии белесого неба, в отсветах дальних озер, в темной от росы траве. И только где-то очень далеко, на самом краю этой ночи, догорает костер, забытый мальчишками-пастухами.
Тишина. Ничто не нарушает медлительного течения этой ночи - одной из тысяч ночей на земле, но все же единственной и неповторимо прекрасной."
Н. Ромадин - Белая ночь
Н. Ромадин - Окно на Волгу
Н. Ромадин - Окно. 1960-е. Масло, картон
.
"Я уже говорил, что Ромадин - художник со свободным и богатым размахом: от Волги, сизой от ветра, до карельских чахлых болот, от уюта среднерусских селений до Рембрандтовского зала в Эрмитаже.
Название этой картины неожиданно врывается в список работ Ромадина, стоит как бы особняком среди знакомых лугов, осенних дней, разливов и рассветов.
Ромадин увидел Рембрандтовский зал и написал его, конечно, по-своему. Это замечательный по желтоватому свету, по тону серебра, переходящего в золото, пейзаж изображает зал Рембрандта снаружи, из сада, вечером, когда свет из окна проходит через опущенные желтоватые занавеси и падает на деревья под окнами, покрытые инеем. Игра этого света в снежных шапках, в ледяных кристаллах окружает зимние деревья необыкновенно мягким и таинственным ореолом.
Эта картина значительна еще и тем, что она подтверждает некий закон творчества. По этому закону истинный художник отличается от ремесленника своей способностью как бы на лету и в один миг открывать скрытые от многих, почти неуловимые вещи и закреплять их в точных образах для длительной жизни."
Н. Ромадин - Вид на зал Рембрандта в Эрмитаже, 1955
.
"Труд Ромадина - не только труд живописца, но и подлинного патриота. Его полотна - поэма о России. У Ромадина есть много общего с Есениным и, подобно Есенину, он может с полным основанием сказать: «И буду славить я всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким Русь».
Ромадин не один. Вместе с ним славят эту шестую часть земли и другие наши замечательные художники. И, как любили говорить в старину, «честь им и слава» за то, что они показывают нам безмерную прелесть нашей земли - вплоть до какой-нибудь стыдливой ромашки, до листопада в лесах, до бледного неба, глядящего в глубину ее чистых вод."
.
Константин Паустовский "Заметки о живописи" - текст целиком можно прочесть здесь
арублев.рф/maslovka Работы Н. Ромадина можно посмотреть у меня в другом журнале:
Soviet art / Sotheby's / 2017 ( работы А. Мыльникова, А. Тутунова, Н. Ромадина и др. )
Russian Pictures / Sotheby's, 2019 / 2 часть ( работы В. Поленова, Б. Анисфельда, М. Ларионова, П. Кончаловского, Ю. Анненкова, Г. Нисского, Н. Ромадина и др.)