Frank Horvat: космополит

Feb 15, 2008 18:20


«Фотография - это искусство не нажимать на кнопку», - говорил известный американский фотограф Фрэнк Хорват. В начале 50-х годов он много путешествовал, его фоторепортажи печатали ведущие журналы по всему миру. В 1955 году Хорват переехал в Париж, чтобы заниматься модной и рекламной фотографией.



 Paris, 1958 - Givenchy Hat at Longchamp horse track




У Фран­ка Хор­ва­та на уди­в­ле­ние мно­го об­ще­го с Уиль­я­мом Кляй­ном. Оба ро­ди­лись в ап­ре­ле 1928 го­да, оба ев­реи по на­ци­о­наль­но­сти, про­фес­си­о­на­лы в изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве и са­мо­уч­ки в про­фес­си­о­наль­ной фо­то­гра­фии. Оба сни­ма­ли для жур­на­ла Vogue. В 50-60-е вме­сте ре­ши­тель­но ло­ма­ли тра­ди­ции в ре­пор­тер­ской фо­то­гра­фии и в съем­ке мо­ды, со­з­да­ва­ли про­из­ве­де­ния, ко­то­рые на­мно­го опе­ре­жа­ли свое вре­мя. И то­му и дру­го­му при­шлось дол­го ждать при­зна­ния. Обо­им при­су­ща не­ве­ро­ят­ная спо­соб­ность к ра­бо­те в лю­бых ус­ло­ви­ях и при лю­бых об­сто­я­тель­ст­вах. Что ка­са­ет­ся Хор­ва­та, то этой спо­соб­но­стью он обя­зан сво­ему уди­ви­тель­но­му ко­с­мо­по­ли­тиз­му.


Текст: Вла­ди­мир БИР­ГУС


 Paris, 1959 - Model Monique Dutto, in French Haute Couture cocktail dress, photographed in subway entrance

Ро­див­шись в италь­ян­ском го­род­ке Аб­ба­ция, позд­нее ото­шед­ше­м к Хор­ва­тии, у от­ца-венг­ра и ма­те­ри-ав­ст­ри­яч­ки, Франк про­вел свое дет­ст­во в из­гна­нии в Швей­ца­рии. Пос­ле окон­ча­ния вто­рой ми­ро­вой вой­ны изу­чал изо­бра­зи­тель­ное ис­кус­ст­во в ми­лан­ской ака­де­мии Ди Бре­ра, ра­бо­тал ху­до­же­ст­вен­ным ди­зай­не­ром в од­ном из ми­лан­ских ре­к­лам­ных агентств. В 50-е го­ды жил во Фран­ции, за­тем в Ин­дии и Ан­г­лии и толь­ко в 1956-м окон­ча­тель­но обос­но­вал­ся в Па­ри­же.

Фо­то­гра­фи­ро­вать на­чал в 16 лет, ра­ди это­го про­дал кол­лек­цию ма­рок и ку­пил про­стей­ший фо­то­ап­па­рат. «На пер­вых по­рах я счи­тал фо­то­гра­фию са­мым про­стым спо­со­бом вы­ра­же­ния мо­их твор­че­ских по­ры­вов, - вспо­ми­на­ет Хор­ват. - Про­и­зош­ло это, ко­гда я осоз­нал, что мои сти­хи ни­ку­да не го­ди­лись, а ри­сун­ки и то­го ху­же. Мне расхо­те­лось тра­тить вре­мя над бе­лым ли­ст­ком бу­ма­ги, и с фо­то­ап­па­ра­том в ру­ках я от­пра­вил­ся на по­ис­ки но­вых пу­тей са­мо­вы­ра­же­ния».



 Paris, 1957 - Model Tan, wearing French Haute Couture cocktail dress, photographed at Le Chien Qui Fume

По­на­ча­лу, под вли­я­ни­ем италь­ян­ско­го ре­а­лиз­ма в ки­но и фо­то­ре­пор­та­жей жур­на­ла Life и агент­ст­ва Magnum, Хор­ват ув­ле­к­ся бы­то­вы­ми съем­ка­ми, от­кры­вая ро­ман­ти­ку не­из­ве­дан­но­го в по­все­днев­ной жиз­ни. В 1952-1954 го­дах в Ин­дии сде­лал мно­же­ст­во сним­ков, ко­то­рые не по­те­ря­ли ак­ту­аль­но­сти и в на­ши дни (пуб­ли­ко­ва­лись в пре­стиж­ных из­да­ни­ях - Picture Post, Life, Paris Match). В 1955 го­ду один из этих сним­ков был вклю­чен Эд­вар­дом Стей­хе­ном в экс­по­зи­цию из­вест­ней­шей вы­став­ки «Род че­ло­ве­че­ский» в Му­зее со­в­ре­мен­но­го ис­кус­ст­ва в Нью-Йор­ке. В это же вре­мя Хор­ва­ту пред­ло­жи­ли со­т­руд­ни­че­ст­во с агент­ст­вом Black Star, он ста­но­вит­ся соб­ст­вен­ным кор­рес­пон­ден­том в Лон­до­не. По­ми­мо за­каз­ных ре­пор­та­жей он со­з­да­ет мно­же­ст­во ра­бот, с изу­ми­тель­ной точ­но­стью рас­кры­ва­ю­щих ти­пич­ные осо­бен­но­сти ан­г­лий­ско­го бы­та, в ко­то­ром со­еди­ни­лось, ка­за­лось бы, не­со­в­ме­с­ти­мое - край­ний кон­сер­ва­тизм и экс­цен­т­ри­ка, сто­лет­ние обы­чаи, рез­ко вы­ра­жен­ные со­ци­аль­ные барь­е­ры и са­мые по­с­лед­ние до­с­ти­же­ния мо­ды и сти­ля. Хор­ва­ту уда­лось вы­явить скры­тые и яв­ные кон­т­ра­сты про­ис­хо­дя­ще­го в обы­ден­ных ин­терь­е­рах - на рын­ках, в па­бах, клу­бах и про­сто на ули­цах. На­ме­ти­лись сим­во­лич­ность и мно­го­знач­ность об­ра­зов, при­су­щих и его бо­лее позд­ним ра­бо­там, уже па­риж­ско­го пе­ри­о­да. В 1957 го­ду из­вест­ный швед­ский жур­нал Camera по­свя­тил им це­лый но­мер. В этих фо­то­гра­фи­ях мно­го об­ще­го с ра­бо­та­ми Брас­сая, и не толь­ко из-за оби­лия про­сти­ту­ток, стрип­ти­зерш и за­столь­ных сцен в кад­ре, но и из-за при­вер­жен­но­сти к гро­те­ско­во­му и аб­сурд­но­му изо­бра­же­нию ре­аль­но­сти.



 Warsaw, Poland, 1963 - Couple in café



 Paris, 1959
Models Tan and Simone d’Aillencourt, wearing French Haute Couture, photographed in the Paris subway



 Firenze, Italy, 1950 - Italian Haute Couture

Эта при­вер­жен­ность за­мет­на и в сним­ках мо­ды, ко­то­рые Хор­ват на­чал де­лать в 1957 го­ду для жур­на­ла Jardin Des Modes. Здесь пуб­ли­ко­ва­ли свои ра­бо­ты не­тра­ди­ци­он­ные фо­то­гра­фы мо­ды - Жан­лу Сьефф и Хель­мут Нью­тон. В то вре­мя у Хор­ва­та еще не бы­ло соб­ст­вен­ной сту­дии, по­э­то­му он ра­бо­тал с мо­де­ля­ми на ули­цах, в па­бах, в ав­то­бу­сах и да­же на скач­ках. Под вли­я­ни­ем Уиль­я­ма Кляй­на и венг­ра Мар­ти­на Мун­ка­ши, сни­мав­ших мо­ду в сти­ле ква­зи­ре­пор­та­жа, Хор­ват от­ка­зал­ся от не­по­во­рот­ли­вых, гро­мозд­ких ка­мер и ку­пил юр­кую «лей­ку», по­з­во­лив­шую ему фо­то­гра­фи­ро­вать мо­де­лей в ре­аль­ных ин­терь­е­рах, ко­то­рые на са­мом де­ле бы­ли очень точ­но сре­жис­си­ро­ва­ны (до­воль­но ча­с­то встре­ча­ю­щий­ся при­ем, ко­гда фо­то­гра­фы ис­поль­зу­ют кон­т­раст ме­ж­ду тща­тель­но по­ста­в­лен­ны­ми ми­зан­сце­на­ми и не­по­сред­ст­вен­ной ре­ак­ци­ей уча­ст­ву­ю­щих в съем­ке лю­дей). Пов­сед­нев­ная оде­ж­да, ко­то­рую мо­ло­дежь пред­по­чи­та­ла да­же в тор­же­ст­вен­ных слу­ча­ях, тре­бо­ва­ла и со­вер­шен­но ино­го ма­ки­я­жа: тол­стый слой ко­с­ме­ти­ки на ли­це сме­ня­ют бо­лее ес­те­ст­вен­ные и на­ту­раль­ные то­на и ли­нии. Не­т­ра­ди­ци­он­ный стиль фо­то­гра­фий Хор­ва­та поль­зо­вал­ся ог­ром­ным ус­пе­хом на стра­ни­цах жур­на­ла Elle, а с 1961 го­да - в ле­ген­дар­ных аме­ри­кан­ских жур­на­лах Harper’s Bazaar и Glamour. К на­ча­лу 60-х го­дов Хор­ват вме­сте с Уиль­я­мом Кляй­ном, Хель­му­том Нью­то­ном, Жан­лу Сье­фом, Дэ­ви­дом Бэй­ли, Те­рен­сом До­но­ва­ном и Бо­бом Ри­чард­со­ном ста­ли ве­ду­щи­ми мо­ло­ды­ми фо­то­гра­фа­ми но­во­го на­пра­в­ле­ния, сни­ма­ю­щи­ми мо­ду. Ди­на­мич­ность, ур­ба­ни­стич­ность и сверх­эро­тич­ность - осо­бен­но­сти их ма­не­ры, ко­то­рой ста­ли под­ра­жать мно­гие.



 Paris, 1959 - Men’s fashion, photographed at the Paris stock exchange


PAUL NEWMAN & LOUIS ARMSTRONG, 1961

Хор­ват ста­но­вит­ся од­ним из са­мых вы­со­ко­оп­ла­чи­ва­е­мых фо­то­гра­фов ми­ра, на­хо­дит­ся в бес­ко­неч­ных разъ­ез­дах ме­ж­ду Па­ри­жем, Лон­до­ном и Нью-Йор­ком, сни­мая экс­клю­зив­ные ра­бо­ты для пре­стиж­ных жур­на­лов мод. Тем не ме­нее он не хо­чет за­мы­кать­ся в од­ном жан­ре: пе­ред его объ­е­к­ти­вом по­зи­ру­ют Фе­де­ри­ко Фел­ли­ни, Мар­чел­ло Ма­ст­ро­ян­ни, Аль­бер­то Мо­ра­виа, Аньес Варда.

Хор­ват про­дол­жа­ет ра­бо­тать и в ре­пор­та­же и да­же сно­ва на­чал со­т­руд­ни­чать с агент­ст­вом Magnum. Мно­же­ст­во фо­то­ра­бот, по­свя­щен­ных го­ро­дам и стра­нам, бы­ло со­з­да­но для мюн­хен­ско­го жур­на­ла Revue. Пос­ле твор­че­ско­го кри­зи­са, пе­ре­жи­то­го ма­с­те­ром в 1968-1976 го­дах, ко­гда он при­знал­ся се­бе, что стал по­вто­рять­ся и сни­мать не­ин­те­рес­ные фо­то­гра­фии, он вновь об­рел уве­рен­ность и ус­пех. Опуб­ли­ко­вал две кни­ги со сним­ка­ми де­ревь­ев и улиц Нью-Йор­ка и ин­тер­вью, взя­ты­ми у зна­ме­ни­тых фо­то­гра­фов, а позд­нее - аль­бо­мы с уди­ви­тель­ны­ми по кра­со­те фо­то­гра­фи­я­ми жи­вот­ных, об­на­жен­ной на­ту­ры и ком­пь­ю­тер­ны­ми фо­то­ил­лю­ст­ра­ци­я­ми к клас­си­че­ским сказ­кам.

Се­год­ня фо­то­гра­фии мо­ды Фран­ка Хор­ва­та пред­ста­в­ле­ны в экс­по­зи­ци­ях пре­стиж­ней­ших га­ле­рей Нью-Йор­ка, Лон­до­на, Па­ри­жа и Ми­ла­на, на аук­ци­о­нах, в по­пу­ляр­ных из­да­ни­ях. Все это под­твер­жда­ет его не­оце­ни­мый вклад в ми­ро­вую ис­то­рию фо­то­гра­фии.



Model Tan, wearing French High Fashion,1957, near Paris | Fashion for Jardin des Modes

 


Model Monique Dutto in coctail dress with Horvat's son Michel, 1958, Paris | Fashion for Jardin des Modes



"Arsene Lupin" illustration, 1957, Paris | Fashion for Jardin des Modes



Fashion at Place Concorde, 1958, Paris | Fashion for Jardin des Modes



Fashion with Simone Daillancourt and Michel Horvat | Fashion for Jardin des Modes



Actress Anna Karina in coctail dress at Les Halles, the food market of Paris, 1959



Actress Anna Karina in coctail dress at Les Halles, the food market of Paris, 1959



Model Nico, in Nina Ricci evening dress, photographed in Bois de Boulogne, 1959



Model Maria Scarafia, wearing French ready-to-wear, in village school, 1960, Sauxillanges, France


 

Model Agathe Daems, wearing French ready-to-wear, with village fire brigade and with farmers, 1960, Sauxillanges, France



Model Maria Scarafia, wearing French ready-to-wear, with village cafe owner, 1960, Sauxillanges, France



Children's Fashion, 1971, for Elle



Advertisement for Pommery Champagne, 1984, Paris



Advertisement for Chantelle Lingerie, 1958



1961, Model Judy Dent for Elegance



Test with Donyel Luna, 1960, New York
"Between 1959 and 1962, I did several trips to New York, where I rented a daylight studio and worked first for GLAMOUR, then for HARPER'S BAZAAR. Every day, several models would come on "go-see" to my studio, and be only too glad to pose for test-shots. Donyel Luna (this may not have been her real name, but it certainly fitted her strange elegance) was one of the first black models to gain acceptance from agencies and magazines. I would have liked to photograph her for GLAMOUR, and did these tests-shots in the hope of persuading the art director - but the only reply I got was a shrugging of shoulders. (A few years later GLAMOUR changed its policy, to the point of making it a rule to show black girls on one cover out of four.)"


 

Fashion for British Vogue
Models Judy Dent and Margaret, in British High Fashion, 1959, London



Fashion for British Vogue
Model Judy Dent and baby, in British High Fashion evening dress, 1959, London



Fashion for British Vogue, 1959, London



Fashion for British Vogue
Illustration for jewellery, with baby, 1961, London





 
 

Fashion for British Vogue
Model Judy Dent , in British ready-to-wear, 1961, Yorkshire, England


 

British Vogue
Model Rosalind, 1961, Yorkshire, England



Fashion for British Vogue
Model Judy Dent , in British High Fashion, with designer and assistant, 1961, London


 



Fashion for British Vogue
Model Simene D'Aillancourt, in British High Fashion, 1961, London



Fashion for British Vogue
Model Simone d’Aillencourt, in British Haute Couture with designer Hardy Amies, 1961, London



Fashion for British Vogue
Model Simone d’Aillencourt, in British Haute Couture with designer, 1961, London



Fashion for British Vogue
Illustration for jewellry, 1961, London



Fashion for British Vogue
Model Rosalind, in British ready-to-wear, with children, 1961, Yorkshire, England



Karen Blanguernon with Michel Horvat, 1960, British Vogue



For Glamour US, Cinema issue, 1968, Paris



For Galmour US, 1976, Bahamas



Wedding Dress, in Tuileries Garden, 1961, Paris



Wedding Dress, on Paris bus, 1961, Paris



Wedding Dress, on Champs Elysees, 1961, Paris



Wedding Dress, photographed in Montmartre, 1961, Paris


 

Vogue Brides, 1961, Kent, England and Paris


 
 

Fashion for Harper's Bazaar
American ready-to-wear, photographed in the street, 1961, New York



Fashion for Harper's Bazaar
French High Fashion at Cafe de Flore, 1962, Paris



Fashion for Harper's Bazaar
Model Iris Bianchi in French High Fashion, with writer Marie-Louise Bousqet, 1961, Paris



Fashion for Harper's Bazaar
Model Iris Bianchi in French High Fashion, with artist Carol Lobravico, 1961, Paris



 Fashion for Harper's Bazaar
Model Deborah Dixon, wearing Italian Haute Couture, in Trattoria with writer Antero Piletti, 1962, Rome



 Fashion for Harper's Bazaar
Model Deborah Dixon, wearing Italian Haute Couture, with soccer players, 1962, Rome



 Fashion for Harper's Bazaar
Model Deborah Dixon, wearing Italian Haute Couture, with painter Afro, 1962, Rome



  Fashion for Harper's Bazaar
Model Deborah Dixon, wearing Italian Haute Couture, with Frederico Fellini, 1962, Rome


 
  
  Fashion for Harper's Bazaar
Model Deborah Dixon, wearing Italian Haute Couture, with Marcello Mastroianni, 1962, Rome



  Fashion for Harper's Bazaar
Model China Machado, wearing Italian High Fashion, with writer Alberto Moravia, 1962, Rome



  Fashion for Harper's Bazaar
Model Deborah Dixon, wearing Italian Haute Couture, with children and man reading newspaper, 1962, Rome



  Fashion for Harper's Bazaar
Model Deborah Dixon, wearing Italian Haute Couture, with playwriter Giuseppe Patroni Griffi, 1962, Rome


 
 

  Fashion for Harper's Bazaar
Model Deborah Dixon, wearing Italian Haute Couture, in a trattoria in Trastevere, 1962, Rome



  Fashion for Harper's Bazaar
Model Deborah Dixon, wearing Italian Haute Couture, with soccer fans, 1962, Rome


 
 
1962, Madrid                                                                 1965, Djerba, Tunisia






  Fashion for Harper's Bazaar
Cover, presenting French High Fashion, 1965, Paris


  

  Fashion for Harper's Bazaar
Model Iris Bianchi, 1962, Paris



  Fashion for Harper's Bazaar
Model Iris Bianchi with Agnes Varda, 1962, Paris



1970, Armenonville, France


 


Fashion for French Vogue
Illustration for an Alfred Hitchkoch Issue, 1974, Paris


 

Fashion for French Vogue, 1975, Paris


Fashion for French Vogue
Model Sophie, in High Fashion fur, 1977, Savoie, France

 

Fashion for French Vogue, 1970, Paris
Note: This photograph was part of a high fashion issue, done in collaboration with film director Alain Resnais. The model is placed in front of a background projection of a photograph taken by Resnais.



Fashion for French Vogue, 1978, Paris
Model Mounia, wearing Ungaro High Fashion.
Note: This photograph was part of a high fashion issue, done in collaboration with film director Alain Resnais. The model is placed in front of a background projection of a photograph taken by Resnais.



Fashion for French Vogue, 1978, Paris
Model Gunilla wearing Yves Saint Laurent High Fashion.
Note: This photograph was part of a high fashion issue, done in collaboration with film director Alain Resnais. The model is placed in front of a background projection of a photograph taken by Resnais.

 


Fashion for French Vogue, 1971, Paris



Fashion for French Vogue, with Chris O'Connor, 1976, Paris



Fashion for French Vogue, 1976, Paris



Shoe and Eiffel Tower, 1974, Paris | Fashion for Stern



Illustration for an article about breast surgery, 1968, Paris | Illustration for Twen



Illustration for an article about interracial marriage, 1968, Paris | Illustration for Twen

 


Model Chris O'Connor, with her daughter, on Aran Beach, 1974, Aran Island, Ireland | Fashion for Stern



1974, Aran Island, Ireland | Fashion for Stern


 

1974, Aran Island, Ireland | Fashion for Stern



Model Anastasia Traina, wearing French High Fashion, 1983, Paris | Fashion for Italian Vogue

 


Illustration for an article about make-up,  with model Sasha,1986, Paris |  Fashion for Italian Vogue



Fashion for Italian Vogue,1986, Paris


 
 

Fashion for Figaro Madame, 1984, Cotignac, Provence, France


 
 
 




Model Patrizia Pilotti, wearing Frenh High Fashion evening dress, with Eiffel Tower in background, 1986, Paris | Fashion for Figaro Madame



Fashion for Figaro Madame, 1985


 
 
 
Fashion for L'Officiel, 1986-88, Paris


 

Lanvin evening dress,1989, Paris. Fashion for L'Officiel


 

Draped evening dress, by Gres, 1984, Paris | Fashion for Frankfurter Allgemeine Magazin


 

High Fashion by Givenchy, 1985, Paris | Fashion for Frankfurter Allgemeine Magazin



Neckless by Buccellati, 1984, Paris | Fashion for Frankfurter Allgemeine Magazin


 


Sandal fashion,1987, Etretat, France | Fashion for Frankfurter Allgemeine Magazin



 


Dress and bathing suit by Azzedine Alaya, 1986, Paris



Sailor's fashion, with Gisele, 1988, Paris

САЙТ ФРЭНКА ХОРВАТА

photographers, fashion

Previous post Next post
Up