Cary Grant: A Class Apart (2004)

Jun 06, 2011 18:55


Кэри Грант: человек другого класса/ Cary Grant: A Class Apart
Документальный фильм (США, 2004)
Режиссер: Роберт Трахтенберг
В ролях: Хелен Миррен, Джереми Нортем, Барбара Харрис, Бетси Дрейк, Питер Богданович, Ральф Лорен, Ева Мари Сэйнт, Стенли Донен

image You can watch this video on www.livejournal.com



Документальный фильм "Кэри Грант: человек другого класса" Роберта Трахтенберга был создан к столетней годовщине со дня рождения великого актера. Друзья, коллеги  и поклонники таланта Гранта, среди которых Питер Богданович, Ральф Лорен, Ева Мари Сэйнт, Стенли Донен, Мартин Ландау, Дина Меррил делятся воспоминаниями о нем, а две бывшие жены актера - Барбара Харрис и Бетси Дрейк - рассказывают о, порой, бурной личной жизни. Закадровый текст читает Хелен Миррен, а отрывки из автобиографического эссе "Арчи Лич" озвучивает Джереми Нортем.



"Грант создал единственный в своем роде неповторимый тип героя. Создал сам, вопреки стандартам и требованиям студий, не будучи даже профессиональным актером. Его мужественная красота впервые в Голливуде стала интеллигентной, его привлекательность поднялась над сексапильностью, и стала одинаково неотразима для женщин и мужчин. Его юмор обладал той аристократической простотой, которая выше сложности. Его самоирония импонировала зрителю. Про эффект, который производит на экране Кэрри Грант, точнее всех сказала кинокритик Полин Каэл: «Мы улыбаемся, как только видим его лицо. И смеемся от удовольствия еще до того, как он что-нибудь сделал. Один взгляд на него доставляет нам радость." - Бенжамин Шварц



“My formula for living is quite simple. I get up in the morning and I go to bed at night. In between, I occupy myself as best I can.”



Cary Grant photographed by Richard Avedon.Vogue, December 1963.







Cary Grant photographed by Richard Avedon.Vogue, December 1963.

Filmmaker Interview

American Masters Online sat down with CARY GRANT: A CLASS APART filmmaker Robert Trachtenberg to discuss Grant and the documentary.

*Why do you think the public remains so fascinated by Cary Grant?

He transcends his era in the same way his frequent co-star Irene Dunne is able to do. It’s a timeless appeal that very few performers have - that “X” factor you can’t put your finger on.

*How does your film differ from other biographies of the actor?

Fortunately, I had more access than previous biographers. His third wife, Betsy Drake, had never spoken publicly about him before, and his widow, Barbara, had never been interviewed on screen about her life with him. Additionally, we found private photos and footage the public has never seen.

*Was it difficult getting his two wives to agree to an interview?

Really difficult! They were both wary of any form of press because they (and Cary) had been so misquoted and mistreated in the past.

*How did you convince them?

A lot of phone calls, a lot of emails - I showed them some previous work, and was very frank in explaining to them that there was a way they could be candid and not come off looking petty or spiteful - it’s all in how the answer is contextualized.

*Why aren’t Dyan Cannon or his daughter interviewed in the film?

Dyan Cannon declined, but people don’t seem to realize she was with Grant for a very short time, and her attitude towards him vis-a-vis the press has swung dramatically over the years, so I wasn’t too upset. His daughter Jennifer was very sweet and explained that she is just following in her father’s footsteps in regards to giving on-camera interviews.

*Grant worked with some of the greatest directors in Hollywood, and later credited them with shaping his career. What did he contribute to those relationships?

If it goes well, the relationship between an actor and a director is like a marriage - it’s based on mutual trust - so he contributed his share of trust. I think you could say he had a good marriage with Cukor, Hitchcock, etc.

*Why do you think he stopped making films, and resisted a comeback?

He had worked very hard to create “Cary Grant”, and he wasn’t going to destroy all that work by compromising the public’s image of him. He was too smart for that.

*What kept you interested in Grant throughout the process?

Like my previous films on Gene Kelly and George Cukor, I’m always interested in people who start off in rather humble beginnings and really make something out of themselves through sheer will and determination. Also, he’s one of the few performers whose joy of performing comes through on the screen, and that can keep you going for a long time.

*Who is today’s Cary Grant?

No one.

Кэри Грант встречается с Кэри Грантом
Автор: Марина Ефимова

Книжный рынок США не устает заниматься гигантами прошлого. В разных издательствах Америки вышло сразу три биографии великого Кэри Гранта.

Ричард Шикель. «Праздник Кэри Гранта» - Richard Schickel. Cary Grant: A Celebration
Грэм Маккэнн. «Кэри Грант: человек другого класса» - Graham McCann. Cary Grant: A Class Apart
Ричард Торрегросса. «Кэри Грант. Торжество стиля» - Richard Torregrossa. Cary Grant: A Celebration of Style

Помните фильм Хичкока «К северу через северо-запад»? Элегантный человек в дивном костюме выходит из автобуса на пустынной остановке у пустынного шоссе, где ему назначена встреча. Он ждет. Ни души. Ни машины, ни автобуса. Только степь, телеграфные столбы, шоссе и небо. И, вдруг, на горизонте появляется самолет, вроде тех, что опыляют посевы. Но этот ничего не опыляет. Он приближается, спускается все ниже, и человек на шоссе понимает (а с ним и мы), что самолет охотится на него. И тогда он бежит - бежит по шоссе от самолета! Этот человек - один из самых знаменитых голливудских актеров Кэри Грант, и эта сцена - одна из самых знаменитых в американском кинематографе.

По иронии судьбы бесценная собственность Америки Кэри Грант - англичанин. И, даже, на четверть еврей. Он родился в 1904 году в Бристоле, и звали его Арчи Лич. Когда ему было девять лет, он лишился матери, которая на двенадцать лет попала в психиатрическую больницу. Нуждаясь в заработках, Арчи стал циркачом: акробатом, жонглером и мимом. И этот опыт сыграл потом огромную роль в создании феномена Кэри Гранта. Вот об этом феномене и написаны три новых книги - в добавление к множеству старых. О них пишет киновед Бенджамин Шварц:

Кроме известных критиков - Полин Каэл, Тода Мак-Июна, Дэвида Томсона и Ричарда Шикеля - о Кэри Гранте писали: известный режиссер Питер Багданович, писатель Том Вулф, марксист Си.Эл. Джеймс, кэмбриджская знаменитость профессор Грэм Маккэнн и многие другие. Почему? Потому что Грант создал единственный в своем роде неповторимый тип героя. Создал сам, вопреки стандартам и требованиям студий, не будучи даже профессиональным актером. Его мужественная красота впервые в Голливуде стала интеллигентной, его привлекательность поднялась над сексапильностью, и стала одинаково неотразима для женщин и мужчин. Его юмор обладал той аристократической простотой, которая выше сложности. Его самоирония импонировала зрителю. Про эффект, который производит на экране Кэрри Грант, точнее всех сказала кинокритик Полин Каэл: «Мы улыбаемся, как только видим его лицо. И смеемся от удовольствия еще до того, как он что-нибудь сделал. Один взгляд на него доставляет нам радость.

Кэри Грант был настолько красив, что когда он состарился, с ним произошел такой случай. Он опаздывал на какое-то торжество, где должен был выступать. Подбежав к уже закрытым дверям, он сказал молоденькой администраторше: «Я забыл дома пригласительный билет, но мое имя должно быть в списке - Кэри Грант. Девушка взглянула на него с подозрением: "Что-то вы выглядите не так, как Кэри Грант". И старый актер сказал: "Еще бы! Никто не выглядит так, как Кэри Грант"».

Кэрри Грант был партнером Кэтрин Хэпберн в прелестном фильме 1938 года «Праздник», в популярном фарсе «Воспитание бэби» и в шедевре 1940 года «Филадельфийская история», а через 20 лет - партнером Одри Хэпберн в ироничном и мастерском фильме «Шарада». Он играл с Мэй Уэст, с Грэйс Кэлли и с Деборой Кэрр, он исполнял главные роли в четырех фильмах Хичкока. Он снимался у режиссеров Блэйка Эдвардса, Джорджа Кьюкора, Фрэнка Капра и Хаурда Хокса. Но его начало в Голливуде было малообещающим.

Студия Paramount заключила с Кэри Грантом контракт и заставляла играть бесцветных и незначительных героев-любовников по стандарту Рудольфо Валентино. И так он «отбухал» 20 фильмов. Но в 36-м году режиссер Джордж Кьюкор поручил ему сыграть в фильме «Сильвия Скарлет» характерную роль - английского жулика-кокни. И тут словно щелкнул выключатель. «Кэри было уже 32 года, - вспоминал Кьюкор, - но его несло по течению. И вдруг он почувствовал под ногами твердую почву, встал и пошел в противоположную сторону». На первой же съёмке в его игре вдруг появилась добродушная лёгкость, гениальным образом сочетавшаяся с безжалостным поддразниванием. Рассеянное остроумие, лукавая самоирония, выверенные, как у акробатов, движения. За один день у него прорезался дар совмещать быстрый, острый, сложный диалог с блестящей комедийной пластикой. Словом, откуда ни возьмись, на экране появилась новая обворожительная персона - Кэри Грант.

Ян Флеминг писал с Гранта своего Джеймса Бонда. Не для него, а с него. Все авторы многочисленных работ о Кэри Гранте пытаются анализировать его актерский метод, разгадывать секрет таланта, под обаяние которого попал весь мир. Полин Каэл пишет: «Секрет, возможно, в том, что Грант «обернул в романтическую элегантность простака, жизнерадостного, неунывающего и симпатичного». Ричард Торегросса посвятил своё исследование стиля Кэри Гранта. От его пунктуальности и тщательности в подготовке к съемкам, до взыскательной придирчивости к портным, которым он писал указания, включавшие пятьсот пунктов. Но ближе всех к истине подошел, по-моему, Ричард Шикель.

Кэри Грант рассыпает искры своего врожденного актерского дара с такой невинностью, естественностью и с таким совершенством, что попытки его анализировать выглядят, как проявление неблагодарности.

Грант уставал от того, что все его идентифицировали с созданным им кинообразом. Когда однажды журналист сказал ему, сколько молодых людей ему подражают, Грант ответил: «О, все хотят быть похожими на Кэри Гранта. Даже я».

В середине 1980-х, за год до смерти Кэри Гранта, по телевидению транслировали какое-то голливудское торжество. В зале - все актеры, как на вручении «Оскаров». На сцену вышел старый седой Кэри Грант, чтобы кого-то представить. К тому времени он уже 20 лет, как не играл. Он быстрым шагом подошел к микрофону и скромно представился: «Хелло, я - Кэри Грант…» Но он не успел сказать следующее слово, потому что зал поднялся и взорвался аплодисментами. Ему устроили овацию минут на пять - за скромность, за understatement («сдержанное высказывание»; - РС), из благодарности за то веселое наслаждение, которое он доставлял им своей игрой, просто от удовольствия его видеть. Следующим участником церемонии был Фрэнк Синатра - тоже старый. Перед его появлением сцену залил свет разноцветных прожекторов, раздался легкий стрекот барабанов, в световом пятне появился Синатра и вскинул руки в ожидании овации. Но зал молчал. И обескураженный кумир дал знак оркестру начинать номер. Так ему преподали урок скромности.

Кэри Грант все же покривил душой, отмежевав себя от своего неотразимого героя. Незадолго до смерти он признался: «Я притворялся тем человеком, которым я хотел бы стать, но постепенно стал им. Или он стал мной. Или в какой-то момент мы с ним встретились».

Источник: Радио Свобода

ССЫЛКИ:

Кэри Грант: Мистер Совершенство

PBS: "Cary Grant: A Class Apart" - интервью Роберта Трахтенберга и Барбары Харрис

Hollywood: Old Cary Grant Fine - TIME, 1962

The Man from Dream City - New Yorker magazine, July 14th, 1975 By Pauline Kael

Cary in the Sky with Diamonds - Vanity Fair, 2010

To Catch a Legend - Vanity Fair, 2004

актёры, видео, cinema

Previous post Next post
Up