В окружении немецких пенсионеров
Колизей в Эль-Джеме
Эль-Джем, небольшой город в Тунисе, далеко не так известен, как Рим. Между тем с точки зрения истории цирка Эль-Джем представляет значительный интерес. Здесь, на месте некогда существовавшего древнего города Тиздры, сохранились руины амфитеатра, почти не уступавшего знаменитому римскому Колизею. Впрочем, амфитеатр этот так и называют - Колизей Эль-Джема.
Со II века до нашей эры и в течение последующих шести столетий в северных областях Африки господствовали римляне. Огнем и мечом оттеснив сопротивлявшихся берберов в горы, завоеватели приступили к выкачиванию богатств из страны (главным образом пшеницы) и к романизации приморских поселений. Оставшиеся местные жители стали носить римские имена и одежды. В городах начали сооружать триумфальные арки и храмы, библиотеки и термы-купальни, театры и цирки-амфитеатры. Самым большим из африканских цирков являлся амфитеатр в Тиздре; до сих пор остается загадкой, почему именно там при императорах Севера, более 1600 лет назад, построили такой колосс.
Славой Африки римляне считали наличие в стране многих пород диких животных. Вот почему на аренах африканских амфитеатров, в том числе и в Тиздре, в первую очередь выступали звери.
Программа представлений была достаточно разнообразной. Свое мастерство демонстрировали дрессировщики. Публика с большим интересом смотрела на диких быков, которые разъезжали в повозках, стоя на задних ногах. Бесконечный смех сопровождал выступления обезьян, державших хлысты и носившихся галопом на лошадях. Восторженные возгласы встречали слонов, игравших на музыкальных инструментах - кимвалах и танцевавших под эту музыку.
Любопытным свидетельством тех давних времен является дошедшее до нас наставление укротителям. «Берегись бить диких зверей, - говорится в этом наставлении, - так как в них пробуждается чувство мести. Но не ласкай хищников чересчур и не выказывай страха перед ними, ибо животные становятся надменны и непослушны. Чтобы быстрее приручить зверя, чаще поглаживай его по шкуре рукой».
При всех таких благих советах даже опытные дрессировщики перед выходом на арену предпочитали, однако, вымазывать пасть львам, пантерам и медведям особым соком. Приготовленный из различных трав и кореньев, сок обладал столь вяжущим свойством, что при показе номеров кусаться звери уже не могли.
Умение дрессировать животных было развито главным образом в Александрии египетской и считалось профессией важной и почетной. Бродячие астрологи-шарлатаны, постоянно обретавшиеся возле цирков, предсказывали за мелкую монету будущность укротителя всем родившимся под «звериными» созвездиями (например, Льва или же Тельца).
Но далеко не всегда зрелища со зверями носили безобидный характер: на манер Рима зачастую устраивались кровавые бои между животными. Пользуясь разнообразием африканской фауны, люди заставляли участвовать в таких травлях даже мирных по своей природе зверей и птиц - обезьян, жирафов, антилоп, страусов. К примеру, две антилопы бодались до тех пор, пока одна из них, а то и обе, истерзанные, не падали замертво на песок арены.
В борьбе с хищными зверями участвовали и люди, причем не только рабы, преступники или военнопленные. Охотники, вылавливавшие львов в пустынях Атласа, не прочь были показать свою ловкость и удаль в цирке. «Есть люди, - писал о них один карфагенский автор, - которые выходят сражаться с хищниками, несмотря на то, что никто их к этому не приговаривал. Люди эти находятся в цветущем возрасте, красивы, хорошо одеты... Они борются с дикими зверями не за какое-нибудь преступление, а из безумия страсти».
Кроме зрелищ со зверями, в программу представлений входили бои гладиаторов. На арене выступали смуглые мавры с Атласа и негры из глубинных областей страны, обученные в гладиаторской школе Александрии. Как и в Риме, на потеху зрителям люди безжалостно убивали и калечили друг друга.
Наконец, зрелищами являлись ионные состязания на колесницах. Переселенцы из Рима привезли с собой это цирковое увлечение, которое пышно расцвело в Африке, издавна славившейся своими лошадьми. Еще на Олимпийских играх в Греции берберские жеребцы часто оказывались победителями. На замечательных пастбищах средиземноморского побережья выращивали для амфитеатров не только мавританских и киренских коней, но и горячих скакунов испанских кровей.
В гробницах североафриканских городов археологи находят много металлических пластинок с обращениями людей к подземным божествам. Пластинки эти чаще всего «подкапывали» в могилы цирковые возницы, которые в предстоящих состязаниях стремились избавиться от соперников, «Остановите их лошадей, - написано на одной такой пластинке, - обессильте их! Пусть они не в состоянии будут выйти из конюшни, пройти в беговые ворота, сделать хоть шаг по арене! Парализуйте руки возницам, пусть они не смогут править возжами! Ослепите возниц, свалите их с колесниц, пусть их растопчут свои же кони! Без промедления, без промедления! Тотчас же, тотчас!!»
В эти заклинания верили, и все возницы увешивали себя разными амулетами, а лошадей - колокольчиками, «устраняющими» вмешательство в бега «демонов». Вместе с тем подобные ожесточенные мольбы свидетельствуют о той пылкости, которая проявлялась в цирке при конных состязаниях.
Таковы были зрелища, которые происходили некогда на арене Колизея в Эль-Джеме.
«Биография» этого амфитеатра интересна еще одной подробностью. Из всех существовавших в древности цирков он был, пожалуй, единственным, использовавшимся в дальнейшем как крепость.
С течением времени римлян из Африки вытеснили вандалы, вандалов - византийцы, а последних - арабы. Города превратились в развалины, но амфитеатр-исполин продолжал возвышаться над руинами, внушая чужеземцам суеверный страх.
Арабские авторы сохранили сведения о полулегендарной женщине по имени Казна, жрице одного из храмов Тиздры. Возглавив в 689 году борьбу против халифа Абдэль-Мелика, Казна потерпела поражение и укрылась в цирке. По ее приказу сквозные аркады первого яруса здания были забаррикадированы выломанными каменными ступенями лестниц и скамьями для зрителей. Когда же воины халифа пробились в амфитеатр, отважная женщина вывела осажденных через подземную сводчатую галерею, где когда-то рычали в своих клетках звери.
Использовали амфитеатр как крепость и сами арабы при своих междоусобицах. Так около 1695 года некий Мухаммед-бей велел пробить огромную брешь в одном из фасадов цирка, чтобы в нем не могли более укрываться восставшие.
С той поры и почти до конца прошлого столетия жители Эль-Джема расхищали для своих нужд превосходно обтесанные блоки песчаника, из которых был построен амфитеатр Но каким разрушениям ни подвергался Колизей, он и в наши дни высится над городом, в то время как от остальных цирков в Африке остались, можно сказать, одни воспоминания.
ВЛ. БРАБИЧ, Г. ПЛЕТНЕВА,
Журнал «Советский цирк» июнь 1960
http://www.ruscircus.ru/arhiv-press/coliseum965