50-е годы стали последним великим десятилетием высокой моды. С тех пор она "возлежит на одре": ни жива, ни мертва. Ни до ни после не существовало столько независимых модельеров. Они приобрели такое значение, что их эксклюзивные и экстравагантные идеи могли влиять на моду для широких масс. Прежде всего, это Кристиан Диор, создавший в 1947 году New Look. Самому ему оно вскоре наскучило, отчего каждые полгода он пропагандировал новый силуэт. Но New Look давно стал самостоятельным и продолжал жить и без Диора.
Просто пришло время крутого поворота в моде. После скудной, бедной одежды военного времени женщины мечтали о мягких силуэтах и расточительном изобилии тканей, даже вопреки здравому смыслу. Конечно, правы были критики, которые находили, что это излишне и даже бессовестно, производить платье стоимостью 40 тысяч франков, в то время как большинство женщин не могут купить даже молока для своих голодных детей. А феминистки, такие как английский депутат парламента Мэйбл Райдилг, сразу же признали, что новый силуэт не несет никакого прогресса: "Новый облик напоминает птичку в золотой клетке".
Фрагмент из книги Шарлотты Зелинг "Мода: Век модельеров - 1900-1999".
Но именно этого и хотели после ужасов войны многие женщины: быть изнеженной, оберегаемой и ни за что не отвечающей. Поэтому New Look имел успех, даже если это означало скорее взрыв подавленных желаний, чем прорыв в лучшее будущее. New Look символизировал оптимизм и изобилие.
"Экономическое чудо" заглушило последние сомнения. Возможно, это произошло по плану Маршалла, который был принят в 1947-м году и способствовал всеобщему подъему. Хотя New Look еще раз подчеркивал классовые различия, так как был доступен лишь весьма богатым людям, но все же "новое направление" воспринималось как обещание благополучия, элегантности и жизнерадостности и служило стимулом к развитию. Оно дало толчок к возникновению нового слоя общества: среднего класса. Тот, кто сдернул ставшие ненужными затемняющие шторы и сшил из них первую широкую длинную юбку, тот уже ни перед чем не остановится в погоне за красотой.
Утро
А как он был красив, этот новый мир! Строгий облик модернизма, в котором форма должна подчиняться функции, сменился привлекательным дизайном, который, как и мода, служил обольщению. Силуэт песочных часов, характерный для New Look, вновь обнаруживался в арххитектуре, начиная от внутренней отделки квартир и кончая предметами обихода. Низкие столики, кресла в форме чаши, бокалы в форме тюльпана, конические лампы и "приталенные" вазы - всё напоминало скульптурные линии New Look.
Даже название New Look использовала в 1955 году фирма Розенталь для своего "органичного" кофейного сервиза. Неудивительно, что Кристиан Диор, видя, какую реакцию вызвали его идеи, воскликнул: "Что же я натворил?"
Он уловил дух времени, который в 50-х годах впервые не был ограничен одной страной, одним слоем общества. То, что многим показалось революцией, соответствовало глобальным потребностям в реставрации. Наконец всё должно было стать как и раньше, когда роли мужчин и женщин еще были точно определены, только теперь все хотели почувствовать радости жизни и двойную мораль имущего класса. Новинки послевоенного времени - торговые дома, синтетические волокна и конфекция (производство готовой одежды) - предоставили возможность широким массам копировать стиль богатых.
Таким образом, идеи высокой моды достигали улицы. Более того, казалось, весь стиль жизни привилегированных классов стал доступен: холодильники, автомобили, путешествия, вечеринки и пикники - маленький человек мог подражать высшему свету. Даже если это было утомительно. Не только потому, что "экономическое чудо" приходилось тяжко отрабатывать, но и потому что оно несло с собой новые обязанности, с которыми многие еще не чувствовали себя в силах справиться. Тот, кто запрыгнул однажды в карусель потребления, должен был вращаться всё быстрее, должен был всегда иметь самое новое и, хуже того, должен был знать, что, когда и где правильно. Так, террор "хорошего вкуса" стоил некоторым бессонных ночей: почему бунгало и пруд - это принято, а голливудские качели и новый автомобиль с подкрылками, похожими на акульи плавники - нет? Социальный подъем вовсе не означал конец классового общества, напротив, только различия стали более тонкими и касались более обыденных вещей. При такой неуверенности должен был помочь строгий моральный кодекс: "Что у них принято, а что - нет" стало вскоре непреложным законом для всех, кто поднимался наверх.
За рулем
Рабочий полдень
При этом под "ними" в первую очередь имелись в виду, конечно, женщины. В 50-х годах они вновь, как в прямом, так и в переносном смысле, были втиснуты в тесный корсет. После того как в войну они поддерживали своих мужей, теперь им вновь захотелось стать настоящими женщинами, а за это они, ни о чем не подозревая, отдавали уже завоеванную территорию и возвращались к домашнему очагу. Ведь это также было весьма заманчиво: муж как всесильный господин и кормилец, жена как хранительница домика в зелени, обставленного современно и функционально, в светлых, радостных тонах, за которым легко ухаживать, комфортабельного, полного различных технических помощников, которые возьмут на себя ее работу.
Верность и чистота, ожидавшиеся от супруги взамен, не казались слишком высокой платой, как и то, что она с утра до вечера должна была выглядеть безупречно ухоженной, как это демонстрировали богачи в иллюстрированных журналах и красавицы в кино. Это звучало, как обмен - но женщина шла на это.
"Никогда не забывайте, что Вы в первую очередь, супруга", - советовала американский дизайнер
Энн Фогерти в своей книге
"Одежда для жен"/ Wife Dressing: The Fine Art of Being a Well-Dressed Wife, вышедшей в 1959 году.
Ann Fogarty
И потому она считала необходимым всегда и везде носить жесткий пояс, как при уборке, так и во время бесконечных вечеринок. Сама Фогерти была зашнурована в корсет столь туго, что не могла даже присесть, но эти своеобразные оковы приносили ей большое удовлетворение, потому что принуждали сохранять отличную осанку.
Ланч
Французская феминистка и писательница Симона де Бовуар, сама всегда элегантная и отличавшаяся безупречным вкусом, развенчивала новый культ женственности: Элегантность как оковы. Она понимала, что женщина - всего лишь доказательство успеха своего мужа, стянутая новым корсетом и старыми условностями. Однако большинство женщин не обладали такой проницательностью. Даже если они, как Энн Фогерти, сами стремились сделать карьеру или должны были зарабатывать, чтобы сохранить новый стиль жизни или подняться выше, они следовали строго предписанным правилам женской благопристойности. А она с наибольшей очевидностью проявлялась в одежде. Так, "они" никогда не ходили без шляпы и перчаток, подбирали обувь и сумочку так, чтобы они подходили друг другу, макияж для глаз выбирали того же тона, что и аксессуары, за исключением занятий спортом, всегда носили высокие каблуки и нейлоновые чулки, появлялись в декольте только вечером, а ткани выбирали соответственно времени дня: бархат до 18 часов не носили.
Покупки, прогулки, five-o-clock tea
Дамам из общества не пристало также самим покупать цветы или духи - их получали в подарок от мужа, вероятно, в качестве награды за то, что они без конца для него прихорашивались и наряжались. Женщина с обязательствами перед обществом - при наличии мужа - должна была до шести-семи раз в день переодеваться, менять соответствующие аксессуары, делать подходящий макияж и прическу.
Женские журналы "облегчали" своим читательницам жизнь, помогая им выбрать подходящую одежду для каждого случая. для обеда в собственном доме вполне можно было одеть велюровое платье с узкой юбкой, чулки подходящего цвета и замшевые лодочки, однако если обед происходил вне дома, это уже должен был быть ансамбль из серого фланелевого платья и подходящего пальто, к нему маленькая шляпка, серые замшевые перчатки - снимать их для рукопожатия не следует! - серая лакированная сумочка и изящный серый зонтик. Так предложения, которые были скорее предписаниями, следовали до вечера, с описанием всех деталей, от правильного воротника до подходящего украшенияя или духов, к этому прилагались еще подобающие правила поведения - и списки становились всё длиннее.
Образцовая домашняя хозяйка эпохи "экономического чуда" не могла показаться без косметики даже почтальону, не говоря уже о собственном муже. Она предпочитала вставать за час до него, чтобы наложить свой похожий на маску макияж, завить волосы, сделать начес и сбрызнуть их лаком, пока не становилась неузнаваемой. Иной муж, должно быть, никогда не видел настоящего лица своей жены, поскольку она снимала макияж после того, как он заснет, или после продолжительных очищающих процедур накладывала ночной макияж для интимных часов вдвоем.
Само собой подразумевалось, что маникюр и педикюр также должны были быть безупречны, а одежду даже для домашней работы следовало выбирать нарядную, привлекательную и модную.
Вести такую жизнь, всю пронизанную чувством стиля, и не страдать при этом от стресса было под силу лишь хорошо обеспеченным людям, которым не приходилось наряду с этим заботиться о детях и кухне, о стирке и глажке, покупках и уборке. Но они давно уже насмехались над этой мечтой "социальных карьеристов" о совершенстве. Как только народ начинает подражать обычаям господствующего класса, в верхних десяти тысячах вскоре устанавливаются новые стандарты. Теперь все эти соответствия цветов и элементов костюма, из-за которых раньше могли разгораться скандалы, внезапно были признаны мещанскими, и считалось даже намного забавнее расшатывать все правила. Хороший вкус еще значил что-то лишь для маленьких людей, поскольку те, кто наверху, развлекались разрушением стиля.
Дом и семья
Путеводитель хорошей жены
Сегодня подобные «добрые советы» для домохозяек вызывают бурю негодования и возмущения у женщин и вздохи сожаления украдкой у мужчин. Они воспринимаются как унижающие достоинство женщин, призывающие их пренебречь своими интересами, эмоциональными потребностями и желаниями в пользу мужа. Но можно откинуть эмоции и посмотреть ещё раз на это руководство не как на инструкцию, а как на ценный опыт, который позволит нам, современным женщинам, понять, насколько изменилось наше положение в семье и обществе за 50 лет и прочувствовать и оценить наши завоевания и победы в мире, где правят мужчины.
Housekeeping Monthly, 1954
Подготовьтесь к встрече мужа с работы заранее.
• Ужин всегда должен быть готов к его возвращению. Даже если это произойдет ночью, его должна ждать вкусная горячая еда. Это способ показать, что вы думаете о нем и заботитесь о его потребностях.
• Подготовься себя. Сделайте 15-минутный отдых перед его приходом. Поправьте макияж, повяжите ленту в волосы. Вы должны выглядеть свежей, а не замученной. Он и так провел целый день в эмоциональном напряжении среди уставших и утомленных работой людей.
• Вы должны быть весёлой и интересной ему всегда. Поднимите ему настроение после, возможно, скучного трудового дня. Он нуждается в этом, и обеспечить это - ваша обязанность.
• Уберите беспорядок. Непосредственно перед приходом мужа сделайте последний обход дома, смахните пыль, уберите школьные тетради, игрушки, бумаги и прочее со стола.
• В холодное время года зажгите свет и огонь. Ваш муж будет чувствовать, что он достиг тихой гавани покоя и порядка, и вы почувствуете подъем тоже. В конце концов, забота о его комфорте и старание угодить ему дадут вам огромное личное удовлетворение.
• Подготовьте детей. Вымойте им руки и лицо. Переоденьте в чистую одежду, причешите волосы, если это необходимо. Минимизируйте шум к моменту его прихода. Выключите все бытовые приборы и попросите детей помолчать.
• Будьте счастливы видеть его.
• Приветствуйте его теплой улыбкой и проявите искренность в своем желании угодить мужу. Выслушайте его. Вы можете иметь десяток важных вещей, которые хотите сказать ему, но момент прихода его с работы - не лучшее время для этого.
• Пусть выскажется первый - помните, его темы для разговора являются более важными, чем ваши.
• Не встречайте его жалобами и проблемами.
• Не жалуйтесь, если он опаздывает на обед и даже если отсутствует всю ночь. Это мелочи по сравнению с тем, что он, возможно, пережил на работе.
• Сделайте вечер для него. Не обижайтесь, если он приходит домой поздно или идет ужинать и развлекаться в другое место без вас. Все же попытайтесь понять его мир, в котором много напряжения и давления. Он очень нуждается в уютном доме и отдыхе.
• Ваша цель - стараться сделать ваш дом местом мира, порядка и спокойствия, где ваш муж может отдохнуть и восстановить свои телесные и душевные силы.
Устройте его удобно. Усадите в удобное кресло или уложите в спальне. Подложите подушки и снимите с него обувь. Подайте прохладный или теплый напиток, приготовленный специально для него. Говорите низким, спокойным, приятным голосом. Не критикуйте его действия или суждения. Помните, он хозяин дома. Вы не имеете права его расспрашивать. Хорошая жена всегда знает свое место.
Коктейль и вечер