Роберт Митчум: детка, мне плевать

Jul 03, 2008 21:04


Он был бродягой, шахтёром, продавцом обуви, землекопом и боксёром. А актёрскую карьеру начал совершенно случайно и сумел покорить Голливуд. За долгую карьеру он создал уникальный и популярный экранный образ. Каким-то образом он одновременно мог быть хладнокровным и безрассудным, героическим и неосязваемо зловещим, доходить до полной инертности и оставаться человеком действия. Крутые парни из сегодняшнего кино и близко не стоят. Рядом с Митчумом Иствуд выглядит растерянным; Нолт - драчуном-алкоголиком; Де Ниро, Пачино и Кейтель - детьми, играющимися во взрослых.










"Обо мне ходит много слухов: женщины, драки, выпивка. Это все правда. Если хотите, можете придумать еще что-нибудь". Роберт Митчум



По собственным словам, он играл за свою карьеру "всех, кроме женщин и карликов" и не менял при этом "ничего, кроме нижнего белья". Родился в семье железнодорожника, погибшего в аварии, когда сыну было два года. Рано начал писать стихи, и в 10 лет уже был назван самым молодым серьезным поэтом в штате Коннектикут (недовольный повышенным вниманием к себе, Митчум впоследствии держал свое литературное творчество в тайне). Подростком ушел из дома и скитался по стране, путешествуя в товарных поездах. В 16 лет был арестован за бродяжничество и приговорен к исправительным работам, но вскоре бежал. Работал шахтером, вышибалой, писал газетные гороскопы для популярного астролога Кэрролла Райтера, на короткое время стал профессиональным боксером. Боксерская травма вызвала астигматизм обоих глаз - отсюда слегка прищуренный, словно бы сонный взгляд Митчума, который критики позднее принимали то за рисовку, то за равнодушие к роли. В 1940 женился на своей бывшей школьной подруге Дороти Спенс, с которой прожил до конца жизни. Вскоре после этого он увлекся любительским театром и начал посвящать ему большую часть своего свободного времени. Тяжелая работа на авиационном заводе "Локхид" вызвала у Митчума временную слепоту; оправившись, он дебютировал в кино, где получил несколько небольших отрицательных ролей в вестернах из серии "Хопалонг Кэссиди" (Hopalong Cassidy). Всего за первый год карьеры (1943) снялся как минимум в 18 фильмах. На короткое время его призвали в армию, но вскоре демобилизовали по состоянию здоровья. В 1944 он сыграл свою первую интересную роль в триллере "Когда женятся незнакомцы" (When Strangers Marry/Betrayed), а на съемках картины "Тридцать секунд над Токио" (Thirty Seconds over Tokyo) режиссер Мервин Ле Рой сказал о нем: "Не могу решить - он либо самый паршивый актер в кино, либо самый великий".



The first ever published picture of Bob in the Bridgeport Post where his poetry was printed


 



The three siblings, Bob, Annette, and little John



Glamour shot of Julie Mitchum when she was still known as Annette

В 1945 Митчум получил неожиданную номинацию на "Оскар" за работу в фильме "История рядового Джо" (The Story of G.I Joe; эта номинация осталась его единственной). Став звездой, он несколько лет снимался в основном в "черных фильмах", сыграв ряд своих лучших ролей в 1947, в лентах "Преследуемый" (Pursued), "Перекрестный огонь" (Crossfire) и "Из прошлого" (Out of the Past). В 1949 снялся в одной из ранних картин Дона Сигела "Большое ограбление" (The Big Steal).

Но вскоре, в августе 48-го Митчум был арестован в доме актрисы Лайлы Лидс за хранение марихуаны и провел 60 дней в тюрьме, что лишило его роли Гарри Лайма в фильме «Третий человек». «Тюрьма - это тот же Палм-Спрингс, только без подонков. Подходящее место, чтобы привести себя в форму, но народ приятней», - усмехался Боб позже. Он и сам всегда отрицал интерес к наркотикам, его настоящей любовью был алкоголь.Однако благодаря отсидке, он лишился роли еще и в фильме «Battle Hymn», а сына Митчума исключили из частной школы за грехи отца, хотя в 1951 дело было пересмотрено, а Роберт оправдан. Этот шокирующий по тем временам инцидент только увеличил популярность актера, однако большинство его последующих картин были проходными, и часто лишь яркая индивидуальность Митчума поднимала их выше среднего уровня.

В 1954 он снялся с Мэрилин Монро на заре ее славы в ленте "Река, с которой нет возврата" (River of No Return). На следующий год сыграл роль лицемерного проповедника, убивающего ради денег, в одном из самых уникальных фильмов за всю историю Голливуда, картине Чарлза Лоутона "Ночь охотника" (The Night of the Hunter). В кино трудно найти более яркий образ закоренелого негодяя; Лоутон назвал Митчума одним из величайших в мире актеров. Среди его дальнейших удач - работы в приключенческой ленте "Бог знает, мистер Аллисон" (Heaven Knows, Mr. Allison, 1957), боевике "Дорога грома" (Thunder Road, 1958), драме "Торопящие закат" (The Sundowners) и комедии "Трава зеленее" (The Grass Is Greener; обе 1960).

В 1966-67 по просьбе Госдепартамента США Митчум несколько раз посетил Вьетнам с наблюдательской миссией; возвращаясь, он обзванивал сотни семей, чтобы передать послания от солдат, с которыми встречался.

В 1967 он снялся с Джоном Уэйном в вестерне Хауарда Хоукса "Эль Дорадо" (El Dorado), в 1970 сыграл у Дэвида Лина в мелодраме "Дочь Райана" (Ryan's Daughter). "Одним своим присутствием, - сказал про него Лин, - он может превратить почти любого другого актера в дырку на экране". Митчум сыграл частного детектива Филипа Марло в экранизации романа Р. Чандлера "Прощай, любимая" (Farewell, My Lovely, 1975) и годом раньше сходную роль в боевике Сиднея Поллака "Якудза" (Yakuza, 1974; роль Марло он повторил в 1978 в неудачном фильме "Большой сон", The Big Sleep). В 80-е годы много снимался на ТВ, в том числе в популярных сериалах "Ветры войны" (Winds of War, 1983) и "Север и юг" (North and South, 1985). Среди его последних работ - небольшая роль в фильме Джима Джармуша "Мертвец" (Dead Man, 1995). Митчум записал также несколько музыкальных пластинок (его песня к фильму "Дорога грома" стала хитом). Орсон Уэллс продюсcировал исполнение его оратории на стадионе "Голливуд Боул". Сам Митчум часто пренебрежительно отзывался о своих актерских способностях ("Это лучше, чем работать", - говорил он о карьере в кино. Или: "У меня есть три выражения лица - взгляд налево, взгляд направо и взгляд прямо перед собой"). Но этому мнению противоречили многие из тех, кто с ним работали; он был, по словам Джона Хьюстона, "одним из самых чудовищно недооцененных актеров в Голливуде".






 Jane Greer, Robert MItchum, Steve Brodie, (Out of the Past, 1947)










 



Вот что рассказывает Ричард Флейшер про съемки фильма «Его тип женщины» в 1951 году:
«К вечеру можно было забыть о работе с ним. По расписанию мы должны были снимать эпизод, где Митчум пытается пробить себе путь на корабле, полном людей желающих его смерти. По сюжету он должен был позволить каскадерам схватить себя, но Боб был пьян, полон желания подраться и раз за разом он раскидывал своих соперников. Все это превратилось в настоящую битву, Митчум какое-то время стоял на съемочной площадке, подобно гранате с выдернутой чекой, потом разнес сет и гримерную. На следующее утро он сильно извинялся».



His Kind of Woman (1951)

Помимо актерской деятельности Митчум записал два музыкальных альбома, первый в 1957 в стиле каллипсо, второй в 1967, если судить по названию песен, ближе к традиционному кантри. Главный его хит Thunder Road 11 недель продержался на вершине хит-парадов. Кроме того, как было обнаружено поздней, в 1948 Митчум записывал альбом на Декка рекордс, на котором исполнял джазовые стандарты, но по какой-то причине работа не была доведена до конца. Конечно же спустя годы этот альбом, или, вернее, черновая запись, так же был издан, сопровожденый красивым буклетом и доведен до поклонников Митчума.

О «Ночи охотника»: "Это было замечательное время. Но над фильмом работали еще пять месяцев, после того, как я закончил работу, Чарльз снимал и добавлял в фильм разных зверушек. Он сказал, что я вышел слишком ужасным, и он не хотел бы, чтобы люди в ужасе убирали детей с улиц, когда я прохожу мимо. Характер оказался слишком жестким для него, но он сам просил меня играть подобным образом. И потом пытался задрапировать мою роль с помощью монтажа".



The Night of the Hunter (1955)






О своей актерской деятельности (конец 70-ых): "Мне говорят, 'Эй, ты нужен нам в этом фильме.' И я отвечаю, 'Что бы я играл в нем мне надо заплатить очень много денег.' Это никогда не было проблемой. Чем меньше мне нравился сценарий, тем выше была цена. И мне платили. Не то чтобы я был совсем уж шлюхой, понимаете ли. Были фильмы в которых я не соглашался играть ни за какие деньги. Например, я отказался сниматься в «Паттоне» и «Грязном Гарри». Фильмах, оскверняющих мир. И пока у меня есть хотя бы пять баксов в кармане я не собираюсь зарабатывать таким грязным способом".

Митчум опровергает Маркса: "Hollywood doesn't let you do better. They just let you do more."
Митч называл «Бог знает, мистер Элисон» любимым фильмом со своим участием, по всей видимости, они отлично сошлись с Джоном Хьюстоном, а Дебору Керр, игравшую с ним в фильме, Боб называл своей большой платонической любовью.
Один режиссер сказал Митчуму: «У меня есть привычка кричать на актеров, но не стоит воспринимать это близко к сердцу, я не со зла», на что Боб ответил: «У меня есть привычка бить режиссеров, но я надеюсь, что вы тоже не воспримите это близко к сердцу». Известно, что когда в фильме «Лицо ангела» Премингер настаивал на многократном повторение сцены, в которой Митчум бьет Джин Симмонс по лицу, Боб не выдержал и предупредил режиссера, что в следущем дубле по лицу он ударит уже его.



"Ему нравится рассказывать истории. Некоторые из них правда, некоторые нет, но они все хороши! Вот откуда взялись рассказы о нем". Винсент Прайс







"Он был бродягой, боксером, продавцом обуви, даже поэтом и, случайно, стал актером. За долгую карьеру он создал уникальный и популярный экранный образ. Каким-то образом он одновременно мог быть хладнокровным и безрассудным, героическим и неосязваемо зловещим, доходить до полной инертности и оставаться человеком действия. Крутые парни из сегодняшнего кино и близко не стоят. Рядом с Митчумом Иствуд выглядит растерянным; Нолт - драчуном-алкоголиком; Де Ниро, Пачино и Кейтель - детьми, играющимися во взрослых".
Dick Lochte



"Боб один из лучших в мире артистов. Он может сымитировать любую речь, любой выговор, у него величайший талант: он стал бы лучшим Макбетом из живущих актеров. Все эти его «крутые» разговоры - пускание пыли в глаза, знаете ли. Он образованный, снисходительный, добрый человек с прекрасными манерами; умеет красиво говорить, когда хочет. Он очень мягкий человек, настоящий джентельмен. И, знаете, он ужасно скромен. Но я могу сказать одно: он не поблагодарит вас за разрушение так тщательно создаваемого им образа. Он один из любимейших мной людей в целом мире. Я могу восхвалять его, не останавливаясь".
Charles Laughton, режиссер «Ночи охотника»



Роберт Митчум и Мэрилин Монро



River of No Return (1954)


 

Каннский фестиваль, 1954
Симон Сильва и Роберт Митчум, 1954 - на пресс-конференции актера старлетка Сильва подбежала к Митчуму и стала позировать фотографам топлесс. После этого актрисе Грейс Келли запретили участвовать в фестивале, «ставшем синонимом безнравственности».



Simone Silva and Robert Mitchum



"On the surface he is irresponsible and vague and yes - wacky. Underneath he knows the score as few men in Hollywood do."
Edward Dmytryk


 
 
Гуляка и хулиган, которого к 16-ти годам знали во всех полицейских участках родного города, даже когда вырос, старался жить по своим законам. Он всегда брался только за те роли, которые ему нравились, и всегда говорил «нет» авторам плохих на его взгляд сценариев. По этому поводу Роберт Митчум как-то сказал: «Я отказывался сниматься в фильмах, оскверняющих мир. И пока у меня есть хотя бы пять баксов в кармане я не собираюсь зарабатывать таким грязным способом».


 



 

Первой звёздной работой Митчума стал Билл Волкер (Bill Walker) в картине «История солдата Джо» (The Story of G.I. Joe). Этот образ принес ему первую и последнюю номинацию на премию «Оскар», в категории «лучшая роль второго плана». Затем один за другим следовали образы агрессивных, решительных парней, которые на тот момент вошли в моду и неплохо получались у Митчума. Иногда экранная жизнь путалась с реальной, актёр расплачивался за это воспитательными работами и вновь возвращался на съёмочную площадку.


 






 


 



 



 










 


 



 












Angel Face (1952)



Desire Me (1947)



My Forbidden Past (1951)


 
























"I'm not glamour-conscious.I try to get the scene finished in one take, so it'll be cheap and quick and I can go home".




"There are all kinds of rumors about me. And they're all true, every one of them. You can make up some if you want".









    "I, too, am a devotee of Robert Mitchum. His persona always expresses wonderful individuality." Lizabeth Scott












На протяжении всей своей жизни Роберт Митчум намеренно создавал образ крутого парня. Однако люди, знавшие его близко, утверждают, что он был невероятно скромным человеком с прекрасными манерами - настоящим джентльменом.



"Years ago, I saved up a million dollars from acting - a lot of money then - and I spent it all on a horse farm in Tucson. Now when I go own there, I look at the place and I realize my whole acting career adds up to a million dollars worth of horseshit"




JUST ONE MORE HANGOVER - статья о Роберте Митчуме

Robert Mitchum

Рецензии на некоторые фильмы Митчума можно прочитать у temucheen

ФИЛЬМОГРАФИЯ



актёры, cinema

Previous post Next post
Up