Поскольку с нашим приездом в Армении установилась вполне весенняя погода, кататься на сноубордах в горах мы уже не могли, а вот скататься в горы - вполне могли. Так я впервые в жизни увидела карандашные горы...
Но сначала мы поехали к юго-востоку от Еревана - в Гарни - языческий храм I-го века нашей эры, который действительно весьма эффектен
и расположен на высокой горе, так что здесь есть еще и красивые пейзажи.
Языческий храм Гарни является единственным памятником эпохи эллинизма в Армении. Храм, посвященный богу солнца Митре, был сооружен во второй половине 1 в., при царе Трдате I. Храм обрушился в 1679 году вследствие землетрясения,
но был востановлен в 1970 г , при этом использованы сохранившиеся на месте фрагменты, а недостающие изготовлены заново. Храм сооружен из базальта. На подиум возведены стена главного помещения и 24 колонны портика.
К главному входу ведет широкая лестница.
Детали здания: базальтовые колонны, карнизы, капители, украшены хорошо сохранившейся резьбой, изображающей виноградные лозы, плоды граната и другие элементы древнеармянского орнамента.
За храмом площадка суживается и резко обрывается к реке. Отсюда со 100-метровой высоты открывается замечательный вид на ущелье реки Азат, к которой слева вплотную подступают розовые скалистые отроги Гегамского хребта (и нет, я не сама такая умная, так в интернетике написано).
Никогда так не делала, случайно остановилась, достала билетик - и почти сто проц попадание.
Данное место часто принимает гостей из киношной сферы. Сейчас, например, при поддержке специалистов-аборигенов готовятся к съемке американские журналисты.
На этой волне я решила показать местной видео-элите Сурену (по совместительству нашему терпеливому экскурсоводу), как надо выставлять кадр. За подобную формулировку горячие армянские парни грозились меня зарЭзать. =)
Ну что ж, прыгаем в вездеход и по извилистому подобию дороги, минуя мостик,
спускаемся в ущелье реки Азат,
или какого-то карандашного магната-великана.
Таких гор я не видела никогда и нигде.
Согласитесь, будто кто-то свалил в кучу огромные карандаши.
Вот как, как они держатся?
Мало того, между столбами есть зазоры, в них течет вода и растут кусты.
Эти базальтовые столбики по сто метров в высоту.
Не удержалась, возомнила себя козочкой и поскакала по столбикам вверх, чем весьма удивила и напугала и Сурена и Эрика.
Дикие люди...Дети гор... (С)
В общем, пока мне на бошку ничего не прилетело, и я не свернула шею, ребята меня утащили.
Далее наш путь лежал в Гегард - монастырь, вырубленный в скале.
Монастырь расположен на склоне почти замкнутого амфитеатра отвесных скал, врезающихся в синеву неба, в окружении суровой и величественной природы. Время основания Гегарда точно не установлено. Вероятнее всего, на этом месте в начале IV века была основана обитель, получившая название Айриванк (пещерный монастырь) из-за своего расположения в естественных и искусственных пещерах.
Позднейшее название монастыря - Гегард, церковные легенды связывают с хранившимся здесь некогда копьем, по преданию тем самым, которым был пронзен на кресте Христос одним из стороживших его римских легионеров. Ромбовидная пластина-наконечник этого копья, уложенная в реликварий, сохраняется в музее Армянской церкви в Эчмиадзине.
Хроники армянских историков IV, VIII и X веков сообщают о величественных храмах, удобных жилищах монастырской братии и многочисленных хозяйственных постройках Айриванка-Гегарда. Монахи здесь давали пристанище и пищу запоздалым путникам, нерешавшимся после наступления темноты проходить через ущелье Гарни.
В IX и X веках монастырь неоднократно опустошался захватчиками-арабами и в 923 году был разграблен и сожжен. Погибло множество ценных рукописей и прекрасных строений, до нашего времени не дошло ни одного первоначального сооружения древнего монастыря.
Существующий ансамбль Гегарда относится к XII-XIII векам. Первой, при князьях Закаре и Иванэ Долгоруких, не позднее 1177 года, была построена часовня св. Григория Просветителя. Она расположена довольно высоко над дорогой, в сотне метров от входа в монастырь. Часть ее вырублена в скале, от тех времен в ней сохранились небольшие фрагменты фресок темной тональности, хачкары с разнообразным орнаментом оживляют внешний облик часовни.
В 1215 году был возведен главный храм - Катогике, четырехколонный притвор к нему был пристроен десятью годами позднее. К 1240 году относится окончание работ над первой пещерной церковью монастыря - Авазан (Бассейн), она была высечена на месте древней пещеры с родником.
Во второй половине XIII века монастырь был куплен князьями Прошянами. Их стараниями тогда же были построены пещерная церковь Аствацацин, усыпальница рода Прошянов, усыпальница Папака из рода Прошянов и его супруги Рузукан. Эти шедевры подземной архитектуры принесли Гегарду заслуженную славу. В это же время в скалах, окружающих монастырь, были устроены многочисленные пещеры-кельи, где пребывали в уединении члены монастырской братии: в одной из них обитал известный армянский историк XIII века Мхитар Айриванеци.
Основные, предназначенные к осмотру памятники Гегарда занимают середину монастырского двора. Расположенные по его периметру жилые и хозяйственные постройки неоднократно обновлялись, а иногда и перестраивались от фундамента в XVII веке, некоторые реконструированы в XX веке.
В немногих храмах Армении можно встретить такое богатое скульптурное убранство; растительная и геометрическая орнаментика здесь щедро комбинируется с объемными изображениями животных. Не менее привлекательны высеченные под барабаном купола рельефы с изображениями голов животных, птиц, человеческих масок, различных розеток, образующих своеобразный скульптурный фриз.
Сейчас трудно сказать, как был технически осуществлен весь этот сложный замысел подземной архитектуры. Откуда начинали и как вели в скале работы; как производили в скале подземную разбивку, которая должна была в строгой последовательности направлять инструмент мастера. Здесь нужно было работать наверняка, без брака, ибо стоило только сделать лишнее или неосторожное движение рукой, как на тщательно обработанной поверхности архитектурной детали или в узоре убранства появился бы непоправимый изъян, который в обычной наземной постройке можно устранить заменой испорченного камня.
И действительно, тут все продумано, взвешено и аккуратно выполнено. Все высеченные помещения имеют в вершине центрального свода световое отверстие. Можно предположить, что именно с него начинались работы по иссечению в скалах этих уникальных произведений.
А еще, мне сказали, что в этом храме, а не в студии, периодически записываются хоры и оркестры, ибо здесь просто волшебная акустика.
В общем, экскурсия была просто восхитительная, и я почти постигла дзен.
Продолжение следует...