Москва глазами инженера...

Jun 18, 2015 10:10

Наверное многие из вас согласятся, что москвичи не знают свой город. Это приезжие набегают в столицу на выходные, а то и на недельку (спасибо приютившим дальним родственникам), чтобы потом рассказывать всем своим, что побывали, наконец, в столице, ГУМе и «Шоколаднице». Местным же всегда на свой город не хватает времени: работа, дела, успеется. Я же решила потихоньку исправлять эту досадную оплошность и по пригшлашению mosblog-а взглянуть на Москву глазами инженера.




Но тут странная вышла штука. Я хотела попасть на экскурсию про перенос домов (дюже мне интересно, кто, как, зачем и для чего переносит с места на место эти хоромины), записали меня «Историю небоскребов», которая должна была закончиться на N-ном этаже одной из башен Сити (я уже предвкушала, как закидаю ИГ красивыми видами), а попала по итогу на автобусную экскурсию «Серебряный век русской инженерии» по Шухову.

Место сбора - у него же, у Шухова, а точнее - у его памятника на Сретенском бульваре. Всех желающих окультуриться встречает основатель проекта Айрат.




Мы грузимся в удобный автобус и покатили.

Первая остановка - театральная площадь. Говорим о первых пассажах (перекрытых и переделанных в череду магазинов улицах) - они появились в 19 веке.







Дальше - прогулочным шагом до ГУМа (по пути зацепили выставку ретро-машинок),













который стал выдающимся не только в масштабах России, но и в Западной Европе. В 1888 году для его строительства было учреждено акционерное "Общество Верхних торговых рядов на Красной площади". Примечательно, что акции на сумму свыше девяти миллионов рублей распространялись только среди русских, притом подданых христианского вероисповедания.
На Всероссийском конкурсе на лучший проект здания, победил архитектор А.Померанцев: учитывая близость пассажа к историческим памятникам, он предложил "русский стиль" решения фасадов. Огромные окна и витрины в нижнем ярусе напоминали традиционные аркады царских палат.

Новый магазин размерами и планировкой походил на городской квартал, его площадь составляла 24439,5 кв.м, в том числе торговых помещений - 19019 кв.м. На трех этажах располагались более тысячи магазинов. В продаже имелись практически все группы промышленных и, частично, продовольственных товаров.
В корпусе также были устроены три больших зала, которые не имели торгового назначения, а были местом встреч, прогулок, вернисажей и других светских мероприятий.




В конце века пассаж на Красной площади превосходил конкурентов технической оснащенностью: он имел центральное отопление, автономную электростанцию, девять грузовых лифтов для транспортировки товаров в верхние этажи магазина.
Арендная плата помещений первого этажа равнялась 200 руб. за одну квадратную сажень (1 кв. сажень=4,55 кв.м), второго этажа 150 руб., третьего и подвального - 50 руб. Причем места в Верхних рядах сдавались лишь наиболее известным фирмам, которые торговали как в России, так и за границей: как считали владельцы, "они служили центром, притягивающим к себе менее крупные предприятия". Истинные масштабы бизнеса в Верхних рядах можно представить, зная, что только торговцы шелком и парчой братья Сапожниковы снимали 32 отдела на втором и третьем этажах, именно они одними из первых оборудовали салон, получивший позже наименование "шоу-рум", давая покупателю возможность в комфортной обстановке увидеть многообразие предлагаемых тканей и получить квалифицированную консультацию, что в последствии назвали персональными продажами.




Маркетинговая стратегия начала века значительно отличалась от современной. Считалось, к примеру, что для процветания дела необходимо иметь широкий ассортимент - от очень дешевых до баснословно дорогих товаров. Поэтому в Верхних рядах можно было встретить и барина, и Денщика.

Ой, что-то я не о том (не о том можно почитать тут).

Вернусь все же к архитектуре. Посетители ГУМа боялись ходить по облюбованным ныне мостикам, а все потому, что… железобетонные конструкции были для всех в новинку.




Поднимаемся на 3 этаж и задираем головы. Над главным перекрестком ГУМа - фантастический стеклянный купол, великолепный и изящный, созданный инженером-изобретателем Владимиром Шуховым, который выступил соавтором Померанцева в проекте Верхних торговых рядов.

То же изящество «крышевать» и на Киевском вокзале,










куда мы в скорости перебрались и на мосту Богдана Хмельницкого (который неоднократно подвергался реконструкциям и дизайнерским доработкам), говорим про мост Краснолужский, который переносили при помощи барж (которые сначала слегка затопили под мостом, а потом откачали воду) с места на место.




Дальше переезжаем к Пушкинскому музею, рассматриваем стеклянную крышу по периметру здания.




А потом скрываемся от дождя в Филологическом факультете МПГУ, в который, говорят, вообще-то так просто не пускают.
















Ну и финал нашей экскурсии - у самого, наверное, известного творения Шухова - Шаболовской башне.




Обратимся на минутку к Вики.

Первый проект башни на Шаболовке был разработан В. Г. Шуховым в 1919 году с расчётной высотой 350 метров. Из-за дефицита металла во время гражданской войны проектная разработка была реализована по второму проекту в виде конструкции высотой 148,3 метра. 14 марта 1920 года началось строительство радиобашни на Шаболовке. Работа по возведению конструкции неоднократно прерывалась из-за отсутствия материалов.

При подъёме четвёртой секции произошла авария. Из дневника В. Г. Шухова: «29 июня 1921 года. При подъёме четвертой секции третья сломалась. Четвёртая упала и повредила вторую и первую в семь часов вечера».
В начале марта 1922 года монтаж несущих конструкций был завершён. 19 марта 1922 года началась трансляция радиопередач с уникальной антенной башни.

С установкой двух траверс и флагштока высота Радиобашни достигла 160 метров.

Регулярные телевизионные трансляции (четыре раза в неделю) с Радиобашни Шухова начались 10 марта 1939 года. В этот день московский телецентр на Шаболовке передал в эфир документальный фильм об открытии XVIII съезда ВКП. В дальнейшем передачи велись 4 раза в неделю по 2 часа. Весной 1939 года в Москве передачи принимали более 100 телевизоров ТК-1. Долгие годы изображение Радиобашни Шухова являлось эмблемой советского телевидения и заставкой многих телепередач, включая знаменитый «Голубой огонёк».

Радиобашня Шухова имеет изящную сетчатую конструкцию, благодаря чему достигается минимальная ветровая нагрузка, представляющая главную опасность для высоких сооружений. Ажурная стальная конструкция сочетает в себе прочность и легкость: на единицу высоты Радиобашни Шухова израсходовано в три раза меньше металла, чем на единицу высоты Эйфелевой башни в Париже. Проект Радиобашни Шухова высотой 350 метров имел расчетную массу всего лишь 2200 тонн, а Эйфелева башня при высоте 324 метра весит более 10 000 тонн.

Круглый конусный корпус башни состоит из 6 секций высотой 25 метров каждая. Нижняя секция установлена на бетонном фундаменте диаметром 40 метров и глубиной 3 метра. Элементы башни скреплены заклёпками. Строительство башни велось без лесов и подъемных кранов. Верхние секции по очереди собирались внутри нижней и при помощи блоков и лебедок поднимались друг на друга.

А в 1941 году башня подверглась суровому испытанию: почтовый самолёт из Киева в результате неисправности задел толстый трос, который был протянут под углом от вершины башни до земли. Там он был намотан на лебедку, установленную на бетонном основании. Трос остался после строительства башни, висел несколько лет, никому не мешал и никто им не пользовался. Самолёт крылом задел трос, лебедку вырвало из земли, башня получила сильный удар, а самолёт, получив серьезные повреждения, упал во дворе жилого дома неподалеку. Проведённая экспертиза показала, что башня достойно выдержала удар и даже не нуждалась в ремонте.




А теперь возвращаемся к тому, с чего начали - к «Москве глазами инженера». Этот проект был задуман в первую очередь как спасение для шуховской башни (которую хотят то ли ремонтировать, то ли демонтировать), а теперь стал достаточно популярным интеллектуальным пешим-вело-автобусным развлечением со множеством экскурсий и мастерклассов, которые я и рекомендую вам посетить.

мосблог, экскурсия, культпоход, прогулки, арт, окультурилась, mosblog

Previous post Next post
Up