Теперь в моей коллекции морей не только великие северные просторы, но и южные. В последние дни марта мне повезло побывать в Новороссийске, на Черном море - по своим командировочным журналистским делам. В общем, прилетела я туда поработать на заседании Морской коллегии при правительстве РФ. Это та самая, что под председательством Дмитрия Рогозина. Но о политике сегодня ни слова, я лишь хочу немного рассказать про свои впечатления от города и моря.
Новороссийск до боли напомнил мне Владикавказ и Цхинвал. Те же сумрачные, темнеющие горы вокруг, по которым гуляет туман, то собираясь в клубы, наподобие отары овец, то стекая с вершин плавными реками. Та же пестрая россыпь домиков на склонах, примостившихся в самых невообразимых местах. Но есть, конечно, и отличия.
Новороссийск - очень большой (по южным меркам), промышленный, деловой город, растянувшийся длинной и толстой подковой вокруг Цемесского залива. Такого порта, как в Новороссийске, я не видела нигде и никогда. Пожалуй, он может посоперничать с питерским портом в размерах и грузообороте. Пузатые, медлительные суда стояли у каждого причала над огромными портовыми кранами, и те поворачивали свои длинные шеи туда-сюда, проворно снимая коробочки контейнеров. По заливу то и дело, взрывая носами гладь воды, спешили росморпортовские катера. Сейчас, в марте, черноморская гладь тиха и спокойна, а вот осенью мучают город и порт сумасшедшие ураганные ветра. Капитан порта рассказывал, что несколько лет назад вывернуло и опрокинуло несколько огромных кранов таким ветром. Выходит, не только Гремиха - край летающих собак, сразу вспомнилось мне.
Вода в Черном море требует отдельного разговора. Я привыкла к тому, что воды северных морей то темны, то бутылочно-зелены, то бархатисто серы. Но черноморская вода… Она удивительно, сумасшедше бирюзовая, почти изумрудная, - как будто в ней растворена какая-то особая краска, поднимающаяся со дна. И в то же время эта толща прозрачна, в ней виден каждый волосок водоросли, каждый камешек на неглубоких местах. И это при том, что в Новороссийске ужасно много производств, и дымят, как ненормальные, фабричные трубы.
Удивительно, но факт - Новороссийск почти постоянно стоит в пробках. Дороги здесь по-горному узкие, часто с перепадами и петлями, а вот транспорта у всех хоть отбавляй. Посему те водители, с которыми я успела пообщаться, шутят, что московскими пробками их совсем не напугать. Еще одно дорожное наблюдение - со светофорами у них худовато, но переходов много, и народ перебегает, как может, тормозя и без того неторопливый поток машин. Впрочем, водители там, как я успела заметить, довольно корректно ведут себя на дорогах.
Рынок в Новороссийске обильный и многолюдный, кругом понатыканы магазины «Магнит» краснодарской фирмы «Тандер». Насколько я понимаю, они здесь монополисты - первый раз в жизни видела многоэтажные гипермаркеты вышеупомянутой торговой марки. Не избежал Новороссийск и вселенского зла под названием «Макдональдс». Только я туда не пошла. Купила перекусить по дороге и пошла на набережную.
В Новороссийске уже сейчас начало мая, если переводить на северные мерки. В тот день, когда я гуляла по городу, было плюс 10-12 градусов. Виноградные лозы кругом, как и во Владике с Цхинвалом. Кругом растут пушистые сосны с иглами длиной в ладонь, огромные, корявые деревья, похожие на тополя, и акации - с чудовищных размеров стручками, в локоть длиной. Розы, разнообразные фиалки, тюльпаны - город фактически утопает в цветах. Вся зелень обихожена и благоустроена, на улицах очень чисто. Уже несмело пробивались на ветках почки, и вишни цвели, но аромата почему-то не было. Зато сам по себе морской воздух вкусный и мягкий. Дышать им после Москвы - особенное, ни с чем не сравнимое удовольствие.
Набережная Адмирала Серебрякова - это отдельный мир, необозримое пространство. С одной стороны, по левую руку, - порт, который спрятан в самом сердце Цемесской бухты и прикрыт со всех сторон горами, с другой стороны - выход в открытое море, где в нестерпимой для глаз, искрящейся дали, едва угадываются на горизонте очертания стоящих на рейде кораблей, ждущих своего часа на заход и разгрузку. Я успела пройти немного, но до знаменитого крейсера «Михаил Кутузов», естественно, добралась - старик огромен, величав и горд, несмотря на потрепанность от времени и морской соли. Смотрела на его серые угрюмые башни надстройки, раскидистые ветви антенн, дула орудий и недоумевала - зачем людям столько войны?.. Военные корабли красивы, и еще более завораживают тем чувством опасного холодка, который возникает при взгляде на них, но мне все равно милее ледоколы - многоэтажные мирные громадины, ширококостные, дышащие теплом.
Как и в любом приморском городе, набережная - сосредоточение жизни. Гуляли парочки, семьи, собачники, велосипедисты и роллеры... Памятники - один за другим, тут и женщина, ждущая на берегу моряка, и троица адмиралов, положивших начало городу... Чуть подальше виднелся треугольник здорового памятника в честь высадки десанта черноморцев в годы Великой Отечественной, но туда я уже не добралась - поджимало время.
А море... оно как всегда, напоминает о тех мучительных вопросах, на которые никогда не получишь ответа. Смотришь на горизонт, и понимаешь, что когда-то настанет утро, которое ты уже не увидишь, а волны точно так же будут с шумом наползать на землю, лизать круглые камушки, и дети будут с воплями носиться по берегу...
Хотя на южном побережье о тщетности всего сущего, конечно, веселее и спокойнее думается, как ни крути. И хотела бы выразить точнее и красивее мысль о том, что «все умрут», но Куприн сто лет назад в «Поединке» сформулировал так, что гениальнее уже не скажешь.
Но я отвлеклась. Самое смешное, что в Новороссийске не увидела ни одного книжного магазина или развала. Ларьки «Роспечати» - пожалуйста, а вот с хорошим выбором книг, похоже, туговато. Попалось у автовокзала отделение сетевого магазина «Буква», но и оно было закрыто.
Церковь я тоже увидела, как ни странно, всего одну. Выкрашена она, ясное дело, в синий цвет и построена во славу Георгия Победоносца - что на Кавказе, в общем-то, очевидно и само собой разумеется.
И рейсовые автобусы между городами гоняют по извилистым горным трактам так же лихо, как и везде на Кавказе. Наш "икарус" между Новороссийском и Анапой иногда выжимал 120 км в час, плавно взлетая на ухабах.
Анапу видела уже проездом, мне она и вовсе не показалась - скопище немыслимо пестрых, безвкусных домиков, которые рассыпаны по полям и холмам перед морем в ожидании оравы туристов. Местные говорят, что в июле и августе это настоящий муравейник. Учитывая адскую жару, которая воцаряется в этих местах... страшная, должно быть, картина.
Местных вин я не попробовала, увы. Опять же болтуны-водители поведали, что еще в советские времена, решив побороть зеленого змия, или еще по какой причине, вырубили к чертовой матери все виноградники, изничтожив все знаменитые сорта, которыми славилось Абрау-Дюрсо. Теперь практически все земли между Анапой и Новороссийском выкуплены в частную собственность, огорожены и тщательно охраняются. На них разбиты виноградники площадями в десятки гектаров, могущие поспорить по своей ухоженности с европейскими. На вопрос, кто владелец таких богатств, народ уклончиво отвечает - «Москва». Для местных заводское вино «бадяжат из порошка», и если только кто-то выращивает и делает своими силами, в небольших количествах, - только то и можно пить.
Кстати, аэропорта в Новороссийске нет по очень прозаической причине - из-за тех самых ураганных ветров, боры, которая накидывается из-за гор и беснуется, учиняя безобразия. Все деревья на набережной, все строения принайтованы крепкими веревками и стоят, как на распорках - чтобы не вывернуло с корнем.
В общем, завершая свой нехитрый рассказ, что я могу еще добавить... Тоска по морю теперь неизбывна, что и говорить. И откуда что берется? :)