Начну потихоньку рассказывать про Японию.
Впечатлений много, не знаю даже, с чего начать. Наверно, с японцев :-)
На какой-то особо интересный рассказ не претендую, так, разбросанные заметки (перемежанные цитатами из книги "
Ветка сакуры" Всеволода Овчинникова)
Как я и говорила, к японцам проникаешься огромным уважением. Так у них все правильно и как надо... Ведь, казалось бы, что им досталось? Четыре маленьких острова, вулканистые, постоянными землетрясениями и тайфунами, с не очень-то плодородными землями, без особых полезных ископаемых или богатств. Они и пищу свою так мало готовили, просто потому что топлива всегда было мало. И смотришь на то, что они смогли сделать с этими ограниченными ресурсами и завидуешь им по-хорошему.
По тому, что я видела, очень открытые по мышлению люди. Хотя бы тот факт, что почти 90% японцев одновременно исповедывают синтоизм и буддизм.
"Синто и буддизм - трудно представить себе более разительный контраст. С одной стороны, примитивный языческий культ обожествления природы и почитания предков; с другой -- вполне сложившееся вероучение с глубокой философией. Две столь несхожие религии мирно ужились и продолжают сосуществовать. Вместо религиозных войн, взаимных проклятий и обвинений в ереси сложилось нечто похожее на союз двух религий. У сельских общин вошло в традицию строить синтоистские и буддийские храмы в одном и том же месте -- читалось, что боги синто надежнее всего защитят Будду от местных злых духов."
По моему личному опыту (не знаю, на каком счету он вообще стоит), буддизм - необыкновенно открытая религия. Мы (еретики и неправедные) были в довольно священных храмах в довольно священные моменты, и к нам обращались так же, как к паломникам, прошедшим 88 святынь Японии (паломников в Японии много, они одеты особенно и носят с собой вещественные доказательство количества храмов, в которых они уже отметились ;-) ). Мы стояли в 6 утра на утренней молитве в храме и буддистский священник, обходя всех выстроившихся, дотронулся до наших голов каким-то жезлом так же, как он дотронулся до стоящего рядом дяденьки в шелковом кимоно, с косичкой и с мечом (настоящий потомственный самурай, как нам потом объяснили). Нас допускали до всех святынь и были рады нашему желанию участвовать в служебных процессах. Волей-неволей постоянно приходят в голову объявления в РПЦ о том, что записки за здравие можно подавать только за христиан, крещенных в РПЦ, постоянные конфессиональные несогласия христиан, осуждение за непокрытую голову или короткую юбку.
В одном храме мы спускались в "Туннель просвещения" - длинный туннель под храмом, в котором нужно долго идти в кромешной темноте, пока не нащупаешь на ощупь "ключ просвещения". Непосредственно про ощущения и впечатления я напишу, когда буду писать о буддизме, сейчас хочу сказать другое. Мы с Денисом прошли по туннелю и когда дошли до конца не нащупали ключ. По-наглому решили в конце повернуть назад и с обратного конца вернуться еще раз и нащупать его все-таки. Кроме нас двоих в туннеле еще была какая-то паломница: мы это слышали по мантрам, которые она где-то там без остановки читала. Мы стояли в конце туннеля и ждали, чтобы она прошла, чтобы не мешать ей в ее ритуале, а потом уж идти обратно на поиски ключа. Когда эта малюсенькая старушка дошла до нас, читая свои мантры, она поняла, почему мы стоим. Прекратила свои мантры, взяла нас обоих за руку и повела в темный туннель, довела до ключа, взяла наши ладони, положила на ключ, а потом довела нас обратно. Улыбнулась нам и пошла дальше бормотать там себе какие-то молитвы. И это для меня было очень сильным знаком того открытости буддизма. Я опять-таки представляю, как бы нас ругали какие-нибудь православные старушки, говоря, что мы им всю святость портим.
Две вещи, которые мне бросались в глаза, это то, что они не боятся современности. И не боятся заимствовать. И это, наверно, говорит о нации (как и о человеке) то, что она очень спокойна и по-хорошему уверена в себе. Ей нечего никому и ничего доказывать. Просто как примеры, которые приходят в голову: заходишь в древнейший буддистский храм, а там на стене touch screen для покупки билетиков. В буддистком монастыре в комнатах туалеты с подогреваемым сидением. В японском апельсиновый сок будет "оrenju jusu", а минеральная вода "mineraru uota", пиво "biru" - и так миллион вещей, которые они заимствовали. И никаких тебе громких и долгих рассуждений о том, что самобытность культуры может пострадать, о том, что как можно дьявольские технологии в божьем доме, итд, итп.
Японцы необыковенно чистые и аккуратные. Мы обычно довольно капризны в плане гигиены и в публичных банях я бы десять раз подумала ходить босиком или нет - тут таких мыслей даже нет. Точно так же в плане еды - есть можно в любом самом плюгавеньком месте, 100% гарантия, что не будет отравлений.
Они очень заботливы к иностранцам (а иностранцев от иностранцев здесь можно отличить очень легко). Несколько раз мы просто стояли и смотрели на карту - к нам подходили японцы, пытались что-то объяснить, звонили своим друзьям, залезали в интернет, хотя мы их и не просили. Мы были во многих общественных японских банях, грязевых ванных итд - довольно нетуристических местах. Меня почти всегда брали под покровительство пожилые японки, показывали что и как, следили за тем, сколько мне времени сидеть в грязи и на солнце. И обязательно со мной пытались говорить на японском :-)) Когда слышали, что я из России ахали и охали от восторга. В одном поезде старушка отдала нашей группе виноград и груши из своего сада и сказала: "Мне очень тяжело их везти, сделайте мне одолжение, съешьте немного". :-)
И главное - они кланяются!!! Если в Москве ты смотришь на людей волком, в Лондоне ты почти везде улыбаешься незнакомым людям, то я в Японии ты кланяешься. Идешь по улице, встречаешься глазами с людьми и пригибаешь голову в поклоне. И они - тебе. И это ужасно приятно! :-)
Им необыкновенно важны детали. Все эти садики необыкновенной красоты и заботы. Формированные сосны везде! Причем мы видели, как на улице к сосне была приставлена лестница и на самом ее верху сидел мужчина и подстригал и формировал ветки сосны. С ума сойти!
И минимализм! В еде, в быту. Когда я читала в книгах про японские дома, я думала, что это все пережитки прошлого.
"Когда впервые видишь внутренность японского жилища, больше всего поражаешься полному отсутствию какой бы то ни было мебели. Здесь нет ни диванов, ни кресел, ни стульев, ни столов, ни буфетов с посудой, ни шкафов с одеждой, ни книжных полок, нет даже кроватей. Вы видите лишь обнаженное дерево опорных столбов и стропил, потолок из выструганных досок, решетчатые переплеты седзи, рисовая бумага которых мягко рассеивает пробивающийся снаружи свет. Под разутой ногой слегка пружинят татами -- жесткие, пальца в три толщиной маты из простеганных соломенных циновок. Пол, составленный из этих золотистых прямоугольников, совершенно пуст. Пусты и стены. Нигде никаких украшений, за исключением ниши, где висит свиток с каким-нибудь изображением (какэмоно), а под ним поставлена ваза с цветами.
Японская комната пуста именно потому, что при своих ограниченных размерах (чаще всего -- шесть татами, то есть около десяти квадратных метров) она должна одновременно служить для семьи и спальней, и столовой, и всем, чем угодно. Единственный ставящийся на татами предмет -- низенький столик -- после ужина боком прислоняют к стене, достают из стенного шкафа тюфяки, свернутые одеяла" и вся комната становится постелью для соответствующего числа людей".Почти все гостиницы, где мы останавливались, были такими: без мебели, с татами, с бумажными "стеклами", с раздвигающимися дверьми и свитками на стенах. На ночь нам стелили матрассы, днем их убирали. Конечно, были туалеты (и даже с навороченной электроникой) и души, но комнаты именно такие. И в этом минимализме такая красота! :-) Ничего лишнего, ничего от лукавого :-)) Нам все это пришлось очень по вкусу - мы последнее время задыхаемся под тоннами вещей и все потихоньку стараемся дом от них освободить. А тут - абсолютная свобода! :-)
И то же с едой. Минимализм практически абсолютный. Никаких тебе практически приправ, специй, термообработки. Простота вкуса, которая поначалу кажется пресной и безвкусной, но потом начинаешь это ценить. :-) Но при этом вещественный минимализм сосуществует с сильной смысловой нагрузкой. Та же чайная церемония, когда из маленькой чашки чая создается целый ритуал, в основу которого ставится принцип наслаждения и чувства красоты в каждой мелочи. " Воспитывая в себе умение довольствоваться малым, японцы находят и ценят прекрасное во всем, что окружает человека в его будничной жизни, в каждом предмете повседневного быта. "
И то же с садом камней. "Наивысшим проявлением понятия "югэн" можно считать поэму из камня и песка, именуемую философским садом. Мастер чайной церемонии Соами создал его в монастыре Реанзи в Киото за четыре столетия до того, как современные художники открыли язык абстрактного искусства иными путями... Это действительно поэзия. Глядя на сад, понимаешь, почему многие ультрамодернистские искания Запада представляются японцам вчерашним днем. Не следует разжевывать, как в некоторых туристских путеводителях, версии о том, что камни, торчащие из песчаных волн, олицетворяют тигрицу, которая со своим выводком переплывает реку; или что здесь изображены горные вершины над морем облаков. Чтобы ощутить подлинный смысл такого творения, его асимметричную гармонию, которая выражает всеобщую сущность вещей, вечность мира в его бесконечной изменчивости, слова не нужны."
А для тех, кто дотерпел до конца - картинки. :-)