Статья, размещённая ниже, была написана для 60.by, но по некоторым, вполне понятным причинам, опубликована не была. Чтобы не пропадала зря, публикую у себя. Возможно, кому-то пригодится.
Рано или поздно почти у каждого из нас возникает желание пересесть из общественного транспорта в собственный автомобиль. Только вот проблема: мы не рождены водителями, поэтому путь у всех один - в автошколу.
Некоторое время назад этот путь пришлось проделать и мне. Сегодня я хочу поделиться своими соображениями на счет выбора того места, которое откроет вам дорогу в мир автомобилистов.
Одним из важнейших критериев выбора места обучения, на мой взгляд, являются советы уже получивших "права" друзей. Именно они смогут рассказать сполна о процессе обучения. Конечно, множество отзывов можно почерпнуть в ветках Инернет-ресурсов, но не стоит относиться к ним со стопроцентным доверием. Поясню: всемирная паутина - большая рекламная площадка, поэтому никто не застрахован от того, что только что прочитанный вами позитивный отзыв о школе не написан представителями самой школы. С такой же вероятностью негативный отзыв может быть оставлен конкурентами. Не нужно забывать и о том, что зачастую те, кто больше всех кричит: "Мой инструктор - козел, постоянно ругающийся матом!" - сами не подарки и способны вывести из себя даже предельно спокойного человека.
Следующее, на что многие советуют обращать внимание - рейтинг автошкол. Это процент несдачи экзамена в ГАИ с первой попытки - он должен быть минимальным. Вполне возможно, что в автошколах, находящихся в топе этого рейтинга, более квалифицированные преподаватели теории и мастера производственного обучения вождению (в народе просто инструкторы), поэтому их ученики обладают более обширными навыками. С другой стороны, на то, что курсант заваливает экзамен, может быть сотня причин, которые вовсе не зависят от автошколы: плохое самочувствие экзаменуемого, непогода, дурное настроение принимающего и т.д. Поэтому к рейтингу стоит отнестись всего лишь как к статистике, которая совершенно ничего не гарантирует.
Стоимость обучения - для многих серьезный удар по семейному бюджету. На момент написания статьи она варьируется от 1 160 350 до 2 000 000 рублей по г. Минску. Стоит учитывать, иногда цена указана без учета стоимости топлива. Низкие цены вовсе не означают, что вас ничему не научат, равно как и высокие не говорят о том, что водительское удостоверение вам принесут на блюдечке. Но не стоит сразу бежать в школу, "ценник" в которой минимален - внимательно ознакомьтесь с тарифами на "дополнительные услуги" вроде пересдачи зачета, от которой никто не застрахован: в одной школе она может стоить символические деньги, в другой - достаточно дорого для 10 минут за компьютером. Стоимость обучения может варьироваться даже в пределах одной школы в зависимости от времени проведения занятий.
Кстати об очередях и сроках обучения. В ряде автошкол запись ведется едва ли не на три месяца вперед, в то время как во многих других вам предложат сесть за парту буквально завтра. Сколько времени пройдет с начала обучения до экзамена в ГАИ - не менее важно. Сроки обучения регламентированы, но и ГАИ не может проэкзаменовать всех одновременно. Поэтому если группа набирается "на завтра", но очередь сдачи этой группы придет через полгода - вам придумают множество способов растянуть обучение. Не исключено, что вы все выучите в срок, но до экзамена придется подождать пару месяцев - за это время вы либо все успешно забудете, либо станете периодически пользоваться "дополнительными услугами". Нормальный срок обучения, включая экзамен в ГАИ, составляет 3-4 месяца.
Многие выбирают автошколу поближе к дому, чтобы сэкономить время. Такой подход имеет право на жизнь. Правда, следует учитывать, что автодром и городской маршрут, на котором вы будете обучаться, могут находиться в другом конце города. Например, в Боровой или около станции метро Могилевская. Учебный класс же будет расположен, скажем, в Малиновке, если отталкиваться от географии Минска. Далеко не все автошколы имеют персональный автодром, зато некоторые крупные учреждения вполне могут предложить вам на выбор обучение в одном из ряда филиалов, расположенных по всему городу. Кроме этого стоит поинтересоваться помещениями, в которых размещены учебные классы, ведь одно дело учиться в комфортном кабинете, другое - в сыром полуподвале.
Немаловажен и парк автомобилей, на которых проводится обучение в той или иной школе. Бытует мнение, что если вы научитесь ездить на Жигулях - вы поедете на любой другой машине без проблем. Но я считаю, что обучаться стоит пускай не на новом, но на хорошем автомобиле. Тем более что состояние "жертв отечественного автопрома", которые сохранились разве что в некоторых государственных и паре частных школ, оставляет желать лучшего. Очень часто практикуется использование в качестве учебных личных автомобилей инструкторов, оборудованных дополнительными педалями. Эти машины, как правило, находятся в весьма достойном состоянии, несмотря на 10-20-летний возраст. Обычно это недорогие в обслуживании автомобили вроде Opel Astra. Несколько автошкол укомплектованы и новыми, по сути, машинами, но обучение в них стоит дорого и вовсе не гарантирует отличных результатов на экзамене и, что более важно, в дальнейшем на дорогах.
Кстати, многих интересует вопрос, учат ли вождению на машинах, оборудованных АКПП. Такое обучение практикуется на западе - после него в "правах" присутствует отметка о том, что водитель имеет право управлять лишь автомобилем с "автоматом". У нас же придется обучаться только на машинах с традиционной МКПП, что, на мой взгляд, правильно.
Преподаватели теории и инструкторы - это люди, личностями которых, возможно, стоит поинтересоваться дополнительно. Ведь одному ученику для усвоения ПДД достаточно прочесть книжку, а другому все необходимо объяснять буквально на пальцах. Не говоря уже о том, что хороший мастер научит управлять автомобилем даже обезьяну, поведав при этом множество водительских хитростей и тонкостей, которые пригодятся в реальной жизни.
Важно обратить внимание на авторитет автошколы, ее величину и срок работы на рынке обучения, а также поинтересоваться датой истечения лицензии. В крупных структурах, процесс, как правило, отлажен почти до автоматизма, имеются связи в ГАИ, что может помочь избежать растягивания сроков обучения. Многим памятна история одной из небольших автошкол, которая просто обанкротилась в процессе работы. Курсанты доучились в другой школе и получили водительские удостоверения, но нервов они потратили уйму.
С основными критериями выбора места своего обучения разобрались. Попробуем разобраться, в какое время года лучше учиться. Если с точки зрения теории все равно, ведь зимой в классе может быть прохладно, а летом наоборот жарко, то с точки зрения обучения вождению весна или лето лучше, ведь ездить по сухому асфальту в солнечную погоду приятнее и проще, чем по снежной каше в снегопад, тем более новичку. Да и летом сокращается количество желающих учиться, многие школы предлагают скидки, чтобы привлечь клиентов.
Выбор сделан, и вы начинаете обучение. Важно внимательно слушать, запоминать и анализировать в последствие все, что вам будут говорить и показывать. Ведь это та информаций, которая действительно пригодится в жизни, в отличие от курса философии, который студент мехмата без какого-либо ущерба может забыть сразу же после экзамена.