Архитектура - это долговечный, дорогостоящий и материалоемкий пласт культуры, в котором материализованы гигантские физические и интеллектуальные усилия цивилизованного общества. Эти усилия не должны быть напрасными. Прежде всего объекты архитектуры должны радовать глаз. Они должны положительно воздействовать в эмоциональном и нравственном отношении на человека, который находится под их влиянием всю жизнь и, конечно, они не должны наносить ущерб здоровью горожанина.
Архитектура воздействует на человека постоянно и большей частью подсознательно. Справедливо писал Виктор Пелевин: «То, что видишь каждый день много лет, постепенно превращается в памятник тебе самому... видеть - на самом деле значит накладывать свою душу на стандартный отпечаток на сетчатке стандартного человеческого глаза» «Антология детства»). Если на душу человека «накладывается» соседний дом агрессивного вида, то и «памятник себе самому» превращается в многоглазое чудовище.
По мнению Аристотеля, город должен предоставлять людям безопасность и одновременно делать их счастливыми. К сожалению, это правило нарушалось во все времена, а в последние 50 лет о нем, видимо, вообще забыли. В итоге человек стал жертвой своего творчества, окружив себя агрессивной визуальной средой.
Город является живым организмом и, как любой другой организм, он постоянно обновляется. Принцип формирования города с позиций комфортной визуальной среды мог бы стать той «идеей города», которая объединила бы всех его жителей.
Все, что проектируется для человека, должно удовлетворять по меньшей мере физиологической потребности его зрения. До тех пор, пока проектировщик не ориентирован на конечный результат своей работы, его проекты будут задуманы с очевидным пренебрежением к законам зрительного восприятия и в особенности к автоматии саккад, обеспечивающей постоянное сканирование окружающей среды». Охватить пространство, познать, как его видеть (выделено нами) - вот где ключ к правильному пониманию задания» (Бруно Дзеви). В старые времена многим зодчим удавалось такое понимание. Достигалось это нередко не только охватом пространства, но и многообразием форм, линий, многоярусностью, разноэтажностью зданий, малыми размерами плоскостей и различными декоративными элементами. Одним словом, все делалось для достаточного насыщения объекта видимыми элементами, стараясь как бы «угодить» автоматии саккад. С другой стороны, такое насыщение было не в ущерб эстетическим достоинствам, так как разнообразие деталей является объективной основой красоты объекта. Совершенно очевидно, что только из прямых углов и прямых линий, которые лаз «не любит» и которые преобладают в современной архитектуре, невозможно создать красивый объект, и, уж конечно, сложно создать комфортную визуальную среду города. Скорее это будет зрительная какофония, характеризуемая худшим сочетанием сенсорных раздражителей.
Декоративные детали в архитектуре - это не излишества, как утверждалось в Постановлении ЦК КПСС, вышедшем в ноябре 1955г. («Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»). Это необходимые элементы для формирования визуальной среды. Не случайно архитекторы применяли их в течение многих веков. Они имеют функциональное значение, они нужны для проявления автоматии саккад так же, как воздух для автоматии дыхания. Тот, кто первый сказал об «архитектурных излишествах», нанес всем нам вред; пострадала не только эстетическая сторона, но нависла угроза над фундаментальными механизмами зрения и жизнью горожан. Человек миллионы лет жил в естественной видимой среде, 90 процентов своей истории он провел в полном единении, гармонии с природой. И вот теперь, в ХХ веке, он оказался в совершенно необычном окружении - в каменно-асфальтовых джунглях.
До последнего времени проблематика теоретических исследований несет на себе печать традиционного подхода к архитектуре как к объемному проектированию и игнорируются общие вопросы градостроительства, в том числе и вопросы визуальной среды. Отсутствие полноценной теории не дает возможности получить эффективные и обоснованные практические рекомендации. Эту причину осознают многие архитекторы. Вот что по этому поводу пишет А. Гутнов: «необходимо направить все усилия на разработку архитектурной теории нового типа, опирающейся на знания общих закономерностей создаваемой человеком искусственной среды, механизмов ее формирования и развития». Стоит, видимо, напомнить, из чего же создается искусственная среда вообще и городская среда, в частности. Основу среды обитания .человека, как известно, составляют такие компоненты, как воздух, вода, температура, уровень шума, радиации, геомагнитные поля. Однако все эти компоненты к теории архитектуры при всей их важности имеют косвенное отношение, так как архитектура в прямом ее понимании это - внешний облик зданий. Это объект, на который мы смотрим глазами, или, говоря словами архитектора Мельникова, «архитектура - это игра для глаз». Следовательно «разработка архитектурной теории нового типа» должна вестись с учетом требований видимой среды. И опираться она должна на общие закономерности зрительного восприятия.
Нам чрезвычайно приятно напомнить, что с глубоким пониманием относился к данному вопросу еще в 20-е годы архитектор Н.Ладовский. «Архитектор, - писал он, - должен быть, хотя бы элементарно, знаком с законами восприятия и средствами воздействия, чтобы в своем мастерстве использовать все, что может дать современная наука. Среди наук, способствующих развитию архитектуры, серьезное место должна занять молодая еще наука «психотехника» (выделено нами). Не будем спорить с терминологией тех лет, главное - суть, которая во многом совпадает с нашей точкой зрения, поскольку и видеоэкология, и психотехника базируются на законах зрительного восприятия. Справедливости ради следует заметить, что о самих законах в наше время известно больше, чем в 20-е годы. В частности, нам известно, что основой зрительного восприятия является автоматия саккад. Впрочем, подход Н. Ладовского был правильным, и если бы он получил развитие, то при формировании городской среды многих ошибок можно было бы избежать.
Там, где законы зрительного восприятия были соблюдены в полном объеме, нет нареканий и на архитектуру. Возьмем, к примеру, Новодевичий монастырь, на территории которого человек чувствует себя комфортно, хотя по состоянию воздуха, воды, а также по уровню шума и радиации данная территория ничем не отличается от остальной части Москвы. Замените мысленно монастырские храмы на современные «коробки», и вы почувствуете весь ужас современного города и поймете основную проблему архитектуры, которая базируется на удовлетворении физиологических потребностей зрительного восприятия и эстетических норм. И если мы научимся соблюдать эти требования, то решим многие вопросы архитектурной теории. В самом общем виде теория архитектуры укладывается в триаду Витрувия: прочно, удобно, красиво. Можно с уверенностью сказать, что мы научились делать прочно, в большинстве случаев инженерные вопросы градостроительства решаются успешно. Мы умеем делать дома с удобствами: лифт, газ, вода холодная и горячая, ванная, туалет, мусоропровод стали нормой нашего быта. Но мы, к сожалению, разучились делать красиво. Мы повсеместно нарушаем требования по визуальной среде, фактически в этом вопросе с некоторых пор наступила эра стихийности. Изобилие агрессивной и гомогенной визуальной среды делает современный город практически непригодным для проживания человека. В заслугу современного градостроительства нередко ставится разработка санитарно-гигиенических аспектов и норм инсоляции. Можно сказать, что транспортные и инженерные магистрали также строятся удовлетворительно. Есть уверенность, что мы научимся в скором времени учитывать и геопатогенные зоны.
К сожалению, нет уверенности, что мы научимся так же быстро решать вопросы видеоэкологии. Это связано с тем, что учебники, статьи, СНиПы создали «шоры», ограничивающие профессиональное сознание архитекторов. «Разобраться в ворохе слов и символов, - пишет Якуб Вуек, - которые сегодня означают нечто новое, чем когда они были оглашены впервые, трудно, и требуется немало времени». С ругой стороны, трудно сдержать натиск строительной индустрии, диктующей вои подходы в градостроительстве. Вот почему разработка вопросов видеоэкологии является весьма актуальной. Именно она может быть теоретической базой, способной решить многие ключевые моменты в развитии архитектурной науки. Как всякая теоретическая разработка, это кропотливая работа, но именно она, кажущаяся далекой от нужд сегодняшнего дня, является единственно надежным путем к эффективным практическим рекомендациям.
Что же делать в создавшейся обстановке? Прежде всего о проблеме видеоэкологии должны знать специалисты по экологии, архитекторы, художники, врачи, физиологи, психологи, а так же законодательные и исполнительные органы государства. Видеоэкология должна стать феноменом массового сознания. Для того, чтобы это случилось, видеоэкология должна занять соответствующее место в образовательном процессе. Предмет видеоэкологии должен преподаваться в архитектурных институтах, художественных училищах, школах.
Масштабных результатов в улучшении визуальной среды можно будет достичь только при определенных усилиях. Прежде всего, необходимо провести анализ и составить карты «загрязнения» видимой среды городов. Такие карты могут дать представление о характере бедствия, и позволят разработать мероприятия по изменению ситуации к лучшему. Конечно, при этом необходимо сохранить все ценное - все, что радует глаз. Для создания карт необходимо разработать метод и устройства по оценке визуальной среды.
На государственном уровне должна быть создана программа по расселению. При наших просторах решить эту задачу нам куда легче, чем другим народам. Каждый россиянин может жить «внутри» природы и в полной гармонии с ней. Ни в коем случае не следует увеличивать число городов и их размеры, как это делалось до последнего времени.
Иногда мне на лекциях приходится слышать упрек в том, что России в настоящее время не до видеоэкологии. Есть много других неотложных задач. Проблем действительно много: падение уровня производства, рост стоимости жизни, инфляция, проблема нравственности, национальная рознь и войны. Нам кажется, что о причинах, приведших к таким последствиям, правильно написал Ю. Карякин: «Мы оказались на краю пропасти прежде всего потому, что растеряли любовь к жизни. И спасет нас не только отталкивание от смерти, сколько притяжение к жизни».
Каким же образом создать предпосылки притяжения наших сограждан к жизни? Вот основной вопрос. Можно иметь в изобилии продовольствие, хорошие больницы, хорошие медикаменты, но если у человека нет «притяжения к жизни», о ни о каком активном долголетии не может быть и речи. А если человек не ценит собственную жизнь, то он не ценит и все живое вокруг него и губит леса, реки, животных. Можно, конечно, пойти по испытанному пути и создать при резиденте еще один комитет. Например, «Комитет по притяжению россиян к жизни». Но вряд ли такой комитет в состоянии выполнить столь глобальную задачу. К этой задаче необходимо подключить весь интеллектуальный потенциал страны, а именно - ученых, религиозных деятелей, деятелей культуры и искусства, преподавателей. В решение данной задачи значительный вклад может нести видеоэкология. Мы стали обладателями принципиально нового знания, в корне меняющего наше представление о градостроительной политике.
На наш взгляд, притяжению к жизни может способствовать комфортная визуальная среда. Жизнерадостность жителей южных берегов Эллады, Италии и других благоприятных уголков Земли объясняется именно комфортной видимой средой. Окружающая красота - это ключ к решению многих проблем, она может полнить содержанием жизнь и «притянуть» человека к жизни. Именно к созданию красоты и должны стремиться архитекторы и другие специалисты, ответственные за среду города. Не сказал же Ф. Достоевский, что изобилие продуктов спасет мир, или изобилие материальных благ спасет мир, он сказал: «Красота спасет мир». Это утверждение можно оценить как крупное научное открытие, к реализации которого мы еще не приступили. Изобилие продуктов может обеспечить физиологическое благополучие человека, но оно не может гарантировать притяжения к жизни, тогда как красота обладает универсальным воздействием на душу человека, и она-то в силах выполнить такую задачу. Развивая свое выражение, получившее широкую известность, Ф.М.Достоевский писал: «Если в народе сохраняется идеал красоты и потребность ее, значит есть и потребность здоровья, нормы, а, следовательно, тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа». Совершенно очевидно, что невозможно пробудить потребность красоты в народе, окружив его повсеместно агрессивной визуальной средой. Люди должны находиться в комфортной визуальной среде постоянно. Только таким путем и можно выработать потребность к красоте у россиян, и тем самым можно будет добиться их высшего развития. В решении этой глобальной проблемы видеоэкология может быть методологической основой. Принципы и методы видеоэкологии позволяют не стихийно, как делалось до последнего времени, а осознанно формировать визуальную среду городов России, полностью соответствующую физиологическим нормам зрения.
Источник:
http://www.videoecology.ru/b1.html http://www.videoecology.ru/shop_book_add.php