Три короба от вице-губернатора

Dec 04, 2008 01:23

Недавно ЖГ узнал версию строительства товарно-фондовой биржи на Васильевском в изложении вице-губернатора СПб по вопросам строительства А.И. Вахмистрова. Ниже комментарии к данной версии.





«Закон надо соблюдать»

/А.И. Вахмистров/

В На Ваше обращение о строительстве здания товарно-фондовой биржи по адресу: 26-я линия В.О., дом 15, литера А, сообщаю следующее.

Право на проектирование, реконструкцию и строительство здания по адресу: 26-я линия В.О., дом 15, литера А, предоставлено АО «Товарно-фондовая биржа Санкт-Петербург» на основании распоряжения мэра Санкт-Петербурга 12.10.1993 № 802-р.

Технико-экономические показатели, вошедшие в указанное распоряжение, ориентировочно определены предпроектными проработками, выполненными при подготовке распоряжения.

ЖГ Невозможно «ориентировочно», «ошибиться» в разы. Согласно проектной декларации, общая площадь комплекса составила - 53968 м2. , что в пять раз выше определеной «предпроектными проработками». Вахмистров не объясняет в результате какого правового акта изменился показатель общей площади в распоряжении.

Кроме того, сама биржа занимает всего три этажа. Остальные - помещения под аренду (в том числе Газпромбанку). Следовательно, для полноценного функционирования биржи хватило бы тех 13 000 метров указанных в распоряжении мэра. А это, при занимаемой площади застройки, максимум девять этажей.

В Объемно-пространственное решение здания товарно-фондовой биржи на стадии проект, согласованное Главным архитектором Санкт-Петербурга Г.С-3.1. от 22.11.2002, предусматривает 16 этажей, что превышает технико-экономические показатели, указанные в распоряжении мэра Санкт-Петербурга 12.10.1993 № 802-р.

ЖГ Ага, превышает. Кем, чем и когда было установлено это превышение? На каком основании, будущий главный архитектор Викторов выдал положительное заключение и почему велось строительство с нарушением распоряжения?

В Впоследствии, Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02.11.2004 № 1804 уточнены параметры здания - 16-ти этажное здание, а при подготовке Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 15.05.2007 № 523 проведена актуализация рыночной оценки, что отражено в дополнительном соглашении к инвестиционному договору.

ЖГ Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.11.2004 № 1804 параметры здания не уточняет и не устанавливает, а говорит, лишь о об окончании реконструкции и строительства и ввода в эксплуатацию объекта по очередям.

В Земельный участок по адресу: 2б-я линия В.О., дом 15, литера А, на основании решения Исполкома Ленгорсовета от 30.12.1988 № 1045 «Об утверждении границ объединенных зон охраны памятников истории и культуры в центральных районах Ленинграда» расположен в объединенной зоне регулирования застройки первой категории (ОЗРЗ-1).

ЖГ Действительно, данный земельный участок находится в объединенной зоне регулирования застройки первой категории ОЗРЗ-1. Однако Вахимстров грамотно не договаривает главного - в этой зоне есть режим использования, а он таков:

«На основании пункта 2 решения Исполкома ЛенгорСовета от 30.12.1988 № 1045 на территорию зоны регулирования застройки первой категории памятников истории и культуры в центральных районах Санкт-Петербурга распространено действие режима, установленного Инструкцией по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 24.01.1986 № 33.

Согласно пунктам 3.2.1 и 3.2.2 названной Инструкции и Проекту зон охраны памятников истории и культуры в центральных районах Санкт-Петербурга от 1988 года в объединенной зоне регулирования застройки первой категории памятников истории и культуры в центральных районах Санкт-Петербурга:

- сохраняется система исторической планировки, сохранившиеся ее фрагменты и ценные элементы ландшафта, закрепляется или восстанавливается градоформирующее значение памятников в архитектурно-пространственной организации населенного пункта, обеспечиваются благоприятные условия их зрительного восприятия, предусматривается устранение диссонансов, нарушающих восприятие памятников, цельность композиции охраняемых архитектурных комплексов или ландшафта;

- новое строительство в зоне регулирования застройки регламентируется по функциональному назначению, приемам застройки по высоте, протяженности и масштабности зданий, по характеру озеленения, приемам благоустройства и другим показателям, которые устанавливаются в описании режима использования зоны;

- при строительстве соблюдаются следующие ограничения:

- по высоте и силуэту: не выше поверхности ограничения высоты застройки в соответствии с расчетом; силуэт здания должен обладать мягкостью за счет устройства скатных кровель с характерным силуэтом труб и декоративных завершений;

- по модулю застройки: длина нового здания не должна превышать среднюю длину одного домового участка окружающей застройки;

- по тектонике фасада: количество архитектонических уровней фасада здания не должно быть меньше среднего количества уровней окружающей застройки;

- по материалу и фактуре стен: не должно сильно отличаться от традиционных петербургских штукатурок разных видов и фактур, облицовочный кирпич, естественный камень в необходимых сочетаниях, керамика;

- при соблюдении правила «единого фасада» и правила «брандмауэра
(обеспечивающих строительство новых зданий по красной линии и вплотную друг к другу; допускается устройство курдонеров с обязательным прикрытием соседних брандмауэров)»

Итак, мы видим, что регулирования по высоте и масштабности нет, ограничений по высоте и силуэту нет, расчета нет, соблюдения правила «единого фасада» нет. Зато во всей красе явился «диссонанс, нарушающий восприятие памятников». Теперь, когда говорят, что здание биржы было согласовано, становится ясно, что именно было согласовано - диссонанс. И согласовал его Викторов, будучи экспертом в Управлении госэкспертизы.

В Согласование проекта строительства товарно-фондовой биржи было отнесено к компетенции Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА).

Положительное заключение Управления государственной вневедомственной экспертизы Санкт-Петербурга (УГВЭ) в соответствии с действующим в то время Соглашением между Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) и КГА о разграничении функций по определению возможности проектирования и строительства (реконструкции), в зонах регулирования застройки объектов культурного наследия.

ЖГ Соглашение от 20 января 2004 г? Процитируем его:
« 2.1. КГИОП определяет возможность проектирования строительства (реконструкции) зданий и сооружений в зонах регулирования застройки объектов культурного наследия Санкт-Петербурга, выдает задание на проектирование, согласовывает и осуществляет контроль за реализацией проектной документации при наличии любого из следующих условий:
2.1.2. В случае когда габариты проектируемого (реконструируемого) здания или сооружения не ограничены специально установленными нормами и могут существенно повлиять на визуальное восприятие объекта (выявленного объекта) культурного наследия с главных видовых точек.»
ЖГ Габариты здания биржи, вопреки вышеприведенному требованию зрежима ОЗРЗ-1, оказались «не ограничены специально установленными нормами». Следовательно, при проектировании, прерогатива определения возможности строительства и проектирования была у КГИОП. То есть и здесь г-н Вахмистров либо неправду пишет, либо мелко видит габариты проектируемого здания, либо на него не влияет «визуальное восприятие объекта культурного наследия».

В Положительное заключение УГВЭ № 383-2003 по разработанному ГУП «Торгпроект» рабочему проекту административного здания (1-я очередь строительства) (без раздела внешнего инженерного обеспечения и теплового пункта) выдано 14.08.2003. Критерием экспертной оценки проекта по высотным параметрам до вступления в силу Временного регламента застройки земельных участков, устанавливающим параметры высотного регулирования на территории Санкт-Петербурга при осуществлении градостроительной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга 28.04.2004 № 648, было соответствие его объемно-пространственному решению здания товарно-фондовой биржи на стадии проект, согласованному Главным архитектором Санкт-Петербурга Г.С-3.1. от 22.11.2002.

ЖГ Феноменальной изворотливости пассаж. Упростив, для ясности, получим:

Критерием экспертной оценки проекта по высотным параметрам было соответствие его объемно-пространственному решению здания товарно-фондовой биржи на стадии проект.

То есть, критерием оценки служило не соответствие проекта требованиям законодательства, а соответствие проекта проекту. Это, примерно, то же самое, как если сделанный дядей Васей ножик соответствовал бы «проекту», но не законодательству, по которому его признают холодным оружем, а дядю Васю привлекут за изготовление.

В Временный регламент застройки ВРЗ-1180 разработан для территории, ограниченной Средним пр. В.О., Клубным пер., Большим пр. З.О., Детской ул., Среднегаванским пр., 28-й линией В.О., за исключением территории охраняемых объектов культурного наследия. ВРЗ-1180 разработан с учетом историко-градостроительной экспертизы земельного участка по адресу: 27-я линия В.О., д. 16А, выполненной архитектурной мастерской Т.А. Славиной в 2005 году, а также с учетом письма КГИОП от 07.04.2005 № 2-2561-1.

ЖГ Здесь Вахмистров противоречит себе: «Согласование проекта строительства товарно-фондовой биржи было отнесено к компетенции Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА)» - зачем же письмо КГИОП, если, по Вахмистрову, согласование строительства не его, кагиопово дело? Кстати другим письмом, № 2-5928-1 от 04.09.2005, КГИОП отвечает, что:

«Временный регламент застройки вышеуказанного квартала в КГИОП на согласование не представлялся.

Материалы по внесению изменений в постановление Правительства СПб от 28.04.2004 №648 и корректировке Временного регламента застройки земельных участков, устанавливающего параметры высотного регулирования на территории Санкт-Петербурга при осуществлении градостроительной деятельности (в т.ч. по возможности отнесения вышеуказанного квартала к территории 6 (без ограничения высоты - прим. автора)) в КГИОП на рассмотрение и согласование не поступали».

В Установление ограничений использования земельных участков основано на режиме объединенной зоны регулирования застройки первой категории (ОЗРЗ-1), утвержденного решением Исполкома Ленгорсовета от 30.12.1988 № 1045 «Об утверждении границ объединенных зон охраны памятников истории и культуры в центральных районах Ленинграда». Порядком разработки, согласования, утверждения и корректировки временных регламентов застройки территории согласование КГИОП не предусмотрено.

ЖГ Это уже откровенная ложь. Действовавший на период разработки ВРЗ-1180 закон «Об объектах культурного наследия...» 73-ФЗ, в редакции от 31.12.2005 N 199-ФЗ, говорит:

Статья 28. Государственная историко-культурная экспертиза

Государственная историко-культурная экспертиза (далее - историко-культурная экспертиза) проводится в целях:

определения соответствия проектов зон охраны объекта культурного наследия, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов, намечаемых землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, а также проектов проведения указанных работ требованиям государственной охраны объекта культурного наследия;

Статья 30. Объекты историко-культурной экспертизы

градостроительная и проектная документация, градостроительные регламенты в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

документация, обосновывающая проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объекты культурного наследия

Статья 31. Финансирование историко-культурной экспертизы, порядок назначения и проведения историко-культурной экспертизы

1. Историко-культурная экспертиза проводится до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов.

Статья 33. Цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия

5) согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов...

Статья 35. Особенности проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия

1. Проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия подлежат согласованию с соответствующими органами охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном в пункте 4 настоящей статьи.

4. Проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий, проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории достопримечательного места, а также в зонах охраны объекта культурного наследия осуществляются:

в отношении объектов культурного наследия федерального значения - по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия либо в порядке, определяемом соглашением о передаче полномочий между федеральным органом охраны объектов культурного наследия и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия;

в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Оказывается требовалось (в нынешней редакции, регламенты также подлежат согласованию).

В По данным Управления государственной экспертизы (№01-13-1160/08-0-1 от 16.09.2008) после заключения УГВЭ № 383-2003 по разработанному ГУП «Торгпроект» рабочему проекту административного здания (1-я очередь строительства) (без раздела внешнего инженерного обеспечения и теплового пункта) выданному 14.08.2003, и до 2008 года других положительных заключений по данному участку не выдавалось.

ЖГ Здесь стоит остановиться подробнее. Пункт 5 статьи 49 Градостроительного кодекса перечисляет предметы государственной экспертизы:

«Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.»

Однако, по сложившейся практике, УГЭ такими пустяками, как требования государственной охраны объектов культурного наследия, себя все эти годы не обременяло.

В В соответствии с действующим законодательством 20.07.2005 Администрацией Василеостровского района Санкт-Петербурга проведены публичные слушания по Временному регламенту застройки ВРЗ-1180, разработанному для территории, ограниченной Средним пр. В.О., Клубным пер., Большим пр. В.О., Детской ул., Средне-Гаванским пр., 28-й линией В.О. Данный документ действует в период до вступления в силу Правил землепользования и застройки, в связи с чем подлежит обсуждению на публичных слушаниях.

ЖГ В соответствии с п. 9 ст. 1, п. 6 ст. 30, п.п. 5 п. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительным регламентом устанавливаются в пределах границ соответствущей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, пределные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются, в том числе, с учетом требований охраны объектов культурного наследия.

В нарушение требований закона, ВРЗ-1180 не содержит для территориальной подзоны такого необходимого показателя, как максимальная высота зданий, строений, сооружений.

Обратите внимание, что слушания по проекту ВРЗ-1180 проводились 20.07.2005, когда в силу вступил «Временный регламент застройки земельных участков, устанавливающим параметры высотного регулирования на территории Санкт-Петербурга при осуществлении градостроительной деятельности», утвержденный Постановлением Правительства Санкт-Петербурга 28.04.2004 № 648. Это означает, что высота на данной территории ограничивалась следующим образом:
  • предельная высота фасадов зданий и сооружений по уличному фронту - 32м;
  • предельная высота зданий и сооружений по уличному - 38м;
  • предельная высота зданий и сооружений внутриквартальной застройки - 42м;

При проведении историко-культурной экспертизы и получении положительного заключения экспертизы предельная высота зданий и сооружений внутриквартальной застройки - 48м.

Эти параметры и должны были быть указаны в ВРЗ-1180, чего сделано не было. Строительство, на момент проведения слушаний, еще не начиналось.

В Здание товарно-фондовой биржи по адресу: 26-я линия В.О., дом 15, литера А, построено с нарушением согласованного проектного решения в части превышения высоты здания.

ЖГ Обращаясь к примеру с ножиком, можно сказать так - «Пардон-с, сделали финку чуть больше, чем нарисовали».

В Градостроительным советом, состоявшимся 8 августа 2008 года, принято решение переработать проект с выполнением следующих требований: полная разборка существующего арочного парапета, понижение здания на два этажа, замена остекления на более светлое, выполнение других корректировок, исходя из выполнения указанных требований.

В настоящее время новое объемно-пространственное и архитектурное решение согласовано Главным архитектором Санкт-Петербурга 3.1/17252 от 05.09.2008 с учетом решений Градостроительных советов 26.06.2008, 08.08.2008 и 05.09.2008.

ЖГ Решения Градостроительного совета носят рекомендательный характер, не подменяют собой закон и, следовательно, аппеляция к решениям Градсовета, в случаях нарушения охранного и градостроительного законодательства нелепа, а его «решения» нелегитимны.
Своеобразное виденье закона Александром Ивановичем тянет на ст. 5.39 КоАП РФ, а строительство ТФБ на 222 ГК РФ.
Материалы по теме:
http://www.save-spb.ru/page/new_arch/vid_na_vasilevskii_ostrov.html?section=new_arch
http://an-drevv.livejournal.com/38217.html
Previous post Next post
Up