Проблемы коренных народов Алтайского края

Jul 03, 2019 04:38


Друзья, высылаю проект раздела рекомендаций СПЧ, посвященных коренным наролдам Алтайского края.
Жду Ваших поправок.
А.В. Бабушкин 
  1. В части соблюдения прав коренных, коренных малочисленных и укоренившихся народов Алтайского края.
Алтайский край является исторической родиной алтайских народов и киргизского народа. Алтайцы - совокупность малых народов, проживающих на Алтае, имеющих общие культурные ценности. К числу алтайских народов относятся:
- алтай-кижи;
- телеуты;
- тубалары;
- кумандинцы.
Многие алтайцы проживают за пределами Алтая; так, например на Сахалине проживает 3000 алтайцев.

В крае действует Центр алтайской национальной культуры «Улала» занимается вопросами сохранения национальной культуры, сохранения природы, развитию этнического туризма, возрождения народных промыслов и языка; на площади 11 м. кв. создан музей алтайской культуры. Создан ансамбль алтайской песни «Чолмон». Заключен договор о создании библиотечного пункта по алтайской тематике. До 2018 года в Духовной семинарии г. Барнаула.
Кумандинцы проживают в Красногорском и Бийском районе, а также в г. Бийске. Численность кумандинцев в Алтайском крае составляет 1400 человек. Создано 3 общественных организации кумандинцев, в том числе региональная организация «Тореен чер». В 2018 году организация получила грант в размере 98 тыс. руб.
До настоящего времени нет преподавателей кумандинского языка, такие преподаватели нигде не готовятся.

На средства гранта в 2019 году будут изданы словарь и написанная в  1970-х годах грамматику кумандинского языка Селютиной, а также составленный членами «Тореен чер» словарь кумандинского языка.  Готовится к изданию «Альманах кумандинской культуры».

С 2013 года проводятся праздники кумандинского языка.
Создан молодежный ансамбль кумандинского танца.
В Красногорском районе и г Бийске открыт кумандинский этноцентр. Однако в г. Бийске организация не имеет средств на оплату предоставленного ей здания.
Создан социальный паспорт кумандинского народа, который включает информацию о численности детей, молодежи, ветеранов,
Уполномоченному по правам человека Б.В. Ларину удалось добиться законодательного закрепления права кумандинцев на получение бесплатной юридической помощи.

Администрации г. Барнаула после переселения на Алтай чеченцев удалось наладить взаимодействие с чеченской и другими общинами, организовать постоянные встречи представителей национальных общин друг с другом.

До начала репрессий в отношении немцев в Алтайском крае действовало 117 школ и 185 детских садов, где немецкий изучался, как родной. В Алтайском немецком национальном районе, восстановленном в 1991 году, численность немцев с 1930-х годов сократилось с 94 до 17 %. Для  поддержания общения немцев между собой созданы центры встреч, однако они охватывают не более 4 % немецкого населения края. В настоящее время школ и детских садов, в которых немецкий язык изучался, как родной.  Изучение языка ведется только на кружковом уровне в нескольких городах.
Не решен вопрос о возвращении в Алтайский край немецких мигрантов, выехавших в Германию из России и желающих вернуться обратно.
Союз армян Алтайского края проводит большую культурно-воспитательную работу с молодежью - от шахматных турниров и футбольных матчей - до выставок и концертов.  Создана воскресная армянская школа, в которой обучаются 2 года.
Национально-культурная автономия казахов проводит в местах массового проживания казахов субботники по уборке городов, ремонт памятников. На мероприятиях устанавливаются юрты, национальные кухни, скачки.
При Алтайском гос.-пед. университете действует Центр казахского языка и культуры.

В Кулундинском и Благовещенском районах казахский язык будет изучаться, как родной (в настоящее время он изучается в рамках факультатива).
Российским фольклорным союзом проведено изучение и реконструкция национальных костюмов народов Алтайского края.
С 1970-х годов на Алтае не издаются газеты на украинском языке.    
По итогам круглого стола рекомендуется:
  1. Администрации Алтайского края:
- предоставить Центру алтайской национальной культуры «Улала» более просторное помещение;
- оказать центру «Улала» помощь в финансировании проектов;
- предоставлять Центру «Улала» зал на 700 мест для работы с алтайскими студентами в марте, апреле каждого года;
- возобновить преподавание алтайского языка в Барнаульской духовной семинарии.
- предоставить Центру «Улала» автобус для регулярных выездов алтайцев в Республику Алтай;
- радикально увеличить грантовую поддержку общественных организаций по возрождению кумандинского языка и культуры;
- в местах компактного проживания кумандинцев, немцев, казахов размещать вывески с наименованиями населенных пунктов, улиц, географических объектов;
- присвоить территориям Красногорского и Солтановского районов статус территорий традиционного природопользования;
- поддержать выпуск Национально-культурной организацией казахов в Алтайском крае  книги по изучению казахского языка.

2. Министерству образования Алтайского края:
- организовать подготовку учителей кумандинского языка;
- организовать написание и издание учебников и словарей кумандинского языка;
- обратиться в Томский государственный университет на предмет предоставления материалов исследований кумандинского языка;
- выявить круг родителей и учащихся, которые хотели бы изучать в школе кумандинский язык;
- восстановить преподавание немецкого языка в школах и детских, расположенных в местах компактного проживания немцев.

3.   Федеральному законодателю:
     - внести доплаты к пенсии для представителей коренных малочисленных народов, проживающих вне мест традиционного этих народов.

Участники круглого стола выразили благодарность Оксане Евгеньевне Ноянзиной, сотруднику Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края за многолетнюю и квалифицированную помощь народам, проживающим на территории Алтайского края. 

СПЧ, Совет при Президенте, Национальные отношения

Previous post Next post
Up