Mar 13, 2019 01:58
Москва, Дом общественных организаций,
25 февраля 2019 года
Рекомендации круглого стола «Проблемы доступа детей мигрантов к образованию».
Право на образование является одним из прав гарантированных конституцией. Место человека в обществе, его судьба и способность сопротивляться жизненным трудностям во многим зависит от уровня образования, который имеет человек.
Основными препятствиями доступа детей мигрантов к образованию являются:
- положение абз. 10 и 13 п., 9 Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. N 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", предусматривающие дополнительное предоставление документа о том, что ребенок поставлен на миграционный учет со сроком действия 1 год, а также документ, подтверждающий родство ребенка и родителей;
- невозможность записаться для поступления в школу иначе, чем через портал гос. услуг; при этом электронная программа не воспринимает адрес миграционного учета, как адрес места регистрации учащегося;
- отказ в приеме в школу под предлогом того, что ребенок не проживает вблизи школы;
- у детей мигрантов требует СНИЛС, которого у них нет;
- исключение из школы или отказ в переводе в следующий класс под предлогом того, что у ребенка отсутствует миграционный учет вблизи школы;
- перевод на класс ниже под предлогом плохого знания русского языка;
- п. 9 Приказа Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. N 293 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования", который предусматривает получение медицинской справки, полученную по месту регистрации ребенка, однако дети мигрантов такой регистрации не имеют;
- Постановление Правительства Московской области создает препятствия для приема в детские дошкольные учреждения детей, находящихся на территории области на основании миграционного учета.
В наибольшей степени с нарушаем доступа к образованию сталкиваются дети из киргизских семей.
Хотя 15 тысяч мест для получения высшего и дополнительного профессионального образования выделено для обучения на бюджетной основе иностранных студентов, таких студентов обучается от 6 до 13 тыс. человек в год, так как от иностранных студентов скрывают их право на перевод в рамках этой квоты на бюджетные места. При этом при 80- процентной успеваемости студенты имеют право на перевод с платной формы обучения на бесплатную.
Основными формами нарушения прав иностранных студентов является:
- отказ в выдаче вузом ходатайства о продлении регистрационного учета на срок обучения; при этом и образовательное, и миграционное законодательство требует для продления регистрации ходатайства вуза;
- отказ в выдаче вузом ходатайства о переводе на бюджетную форму обучения;
- обман студентов со стороны вуза (пример: негосударственный гуманитарный университет);
- преследование студенток в связи с ношением ими хиджаба (постановка незачета);
- необоснованный перевод на контрактное обучение с бюджетного (РГСУ);
- нарушение возможности дальнейшего обучения при наличии полиса ДМС от компании, не аффелированной с вузом;
- случаи неоказания медицинской помощи по полису ДМС;
- отчисление студентов после первого года обучения за незнание русского языка;
- требование патента при устройстве на предприятие для прохождения неоплачиваемой практики;
- дискриминация при вступлении в российское гражданство выпускников российских вузов.
Данная практика противоречит разъяснениям Верховного Суда РФ.
Участниками обсуждения отмечается хорошее отношение педагогов школ Владимирской области к детям мигрантов, пресечение ими конфликтов на национальной почве.
По итогам обсуждения рекомендуется:
1) Департаменту образования г. Москвы доработать портал для записи детей, предусмотрев, что может указываться, как адрес регистрационного учета ребенка, так и адрес миграционного учета мигрантов, а также предусмотреть возможность вне портальной записи учащихся, которые находятся в нестандартной ситуации.
2) Министерству образования:
- создать горячую линию по вопросу отказа в приеме учащихся -мигрантов в образовательное учреждение;
- внести необходимые Приказа Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. N 293 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования" и в приказ Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. N 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" в части защиты интересов детей-мигрантов.
3) Министерству образования Владимирской области обеспечить прием детей мигрантов в школы вне зависимости от места их регистрационного учета.
4) Федеральному законодателю:
Внести изменения в законодательство, предусмотрев, что выпускникам российских вузов, окончившим на хорошо и отлично, предоставлять РВП или вид на жительства вне квоты.
5) МВД РФ внести изменения в п.п. 22-25 приказа № 933 от 2017 «Об утверждении Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации», предусмотрев, что при отчислении иностранного гражданина с учебы ему для выезда предоставляется 15 дней, кроме срока обжалования решения об отчислении из образовательного учреждения.
Исп. Бабущкин
Общественный контроль,
Мигранты