Полиция и митинги: правозащитники отметили положительное и отрицательное в работе полиции.

Jan 26, 2018 00:23

Проект, принят за основу.
Поправки принимаются до 1 февраля 2018 года

25 января 2018 года  
Москва, Петровка, 19 стр. 4

Рекомендации круглого стола
«Проблемы соблюдения прав граждан при проведении
Мирных публичных мероприятий».

Участники круглого стола, отмечая:

- крайнюю нравственную и правовую важность реализации конституционного права граждан собираться мирно и без оружия, гарантированного ст. 31 Конституции РФ, которое выступает в качестве:
а) способа мирного протеста против ошибочных действий власти;
б) способа информирования власти об острых проблемах, волнующих общество или его часть;
в) способа привлечения внимания власти и общества к актуальным вопросам общественной жизни;
г) способа защиты прав и законных интересов различных групп населения;
д) способом выражения воли людей по политическим, социальным, экономическим, этическим  и иным вопросам;
- нерешенность ряда острых социальных вопросов, например, проблем валютных ипотечников, обманутых дольщиков и иных граждан, столкнувшихся с неэффективностью действий  органов власти при восстановлении их нарушенных прав;  
- жалобы граждан на нарушение их прав во время организации и проведения публичных мероприятий;
- положительную практику ГУ МВД по г. Москве в части охраны участников мирных несогласованных акций, защиты законных интересов различных групп граждан, затрагиваемых публичными мероприятиями, например, 7 октября и 24  декабря 2017 года, что повышает доверие общества к сотрудникам  полиции;
- нерешенность ряда законодательных и правоприменительных вопросов, связанных с реализацией права граждан собираться мирно и без оружия, которые приводили к нарушениям прав граждан при проведении публичных мероприятий;
- практику, когда организаторы публичной акции заявляют количество участников, которые не могут собрать реально, что влекло к привлечению сопровождения акций избыточных количество сотрудников органов правопорядка;       


Считая, что:
- снижение численности участников протестных акций и снижение градуса напряженности и противостояния во время этих акций зависит от того, в какой степени органы государственной власти и местного самоуправления уделяют внимание соблюдению прав человека, производят мониторинг их соблюдения, реагируют на происходящие нарушения, ведут диалог с обществом;     


рекомендуют:

1)                       Правительству г. Москвы
1.1.                Создать максимально широкие возможности для проведения мирных гражданских протестных акций, как канала конструктивной протестной активности граждан против нарушения их прав и законных интересов, критики ошибок и злоупотреблений, допускаемых органами власти и должностными лицами.
1.2.                Осуществлять контроль над тем, чтобы органы, в обязанности которых входит согласование проведения публичных мероприятий, в установленные законом сроки направляли копии уведомлений в органы внутренних дел, которые отвечают за контроль  безопасности дорожного движения, если публичное мероприятие планируется проводить в местах расположения транспортной инфраструктуры,  или в органы, отвечающие за сохранность памятников истории и культуры, если проведение публичных мероприятий предполагается проводить в местах их расположения.
1.3.                Усилить контроль за органами исполнительной власти и органами местного самоуправления префектурного и районного звена в части соблюдения ими прав организаторов небольших по численности (до ста человек) публичных мероприятий в местах, где законом прямо не запрещено и (или) не ограничено проведение публичных мероприятий.
Пояснение: часть 1.1 статьи 8 ФЗ РФ от 19.06.2004 г. 54-ФЗ:
1.1. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные … места. … при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.

2)                       ГУ МВД по г. Москве:
- не допускать привлечения к сопровождению публичных акций избыточных сил полиции для того, чтобы:
а) у граждан не создавалось впечатления, что привлечение чрезмерных сил правопорядка направлено на оказание давления на участников публичных акций;
б) сотрудники полиции не отвлекались от охраны общественного порядка;
в) у сотрудников полиции не возникало раздражения в отношении участников публичных гражданских мероприятий, создающих для них дополнительную нагрузку по службе;
- поручить ответственным руководителям сил полиции перед началом акции знакомиться с организаторами публичной акций и поддерживать с ними контакт в течение проводимой акции;


- при  составлении протоколов по ст. ст. 20.1, 20.2, 19.3, 12.29 КоАП РФ обеспечивать видеофиксацию или фотофиксацию правонарушения, приобщение материалов видеофиксации к материалам об административном правонарушении;  
- поблагодарить сотрудника УВД ЦАО г. Москвы А.А. Махонина за конструктивное взаимодействие с гражданскими активистами;
- не допускать нахождения задержанных лиц в течение более 1 часа в машине для перевозки задержанных;
- обратить внимание руководителей ОМВД по районам Арбат, Мещанский, Басманный на недопустимость нарушений граждан при проведении массовых мероприятий, а также задержание граждан, прибывших на личный прием, считая нахождение на приеме за проведение массового мероприятий; не допускать признания несогласованным публичным мероприятием нахождение граждан на приеме в Центробанке и коммерческих банках с иностранным участием;
- при возможности массового задержания участников несогласованных акций организовать работу усиленной группы разбора на месте;
- потребовать, чтобы рапорт о нарушении задержанным законодательства, составлял тот сотрудник, который осуществил задержание либо присутствовал при произошедшем нарушении.
- обеспечить, чтобы сотрудниками полиции, участвующие в сопровождении публичных мероприятий, задержаниях лиц, при проведении санкционированных или несанкционированных публичных мероприятий, сдавались зачёты по вопросам правового характера, определённым ФЗ РФ от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ В том числе статьями 14-17, связанным с полномочиями сотрудника полиции при осуществлении задержания лица, намеревающегося совершить или совершившего противоправные действия во время проведения публичного мероприятия, под роспись в специальном журнале, выписки из которого можно было бы применять в судебных заседаниях;
- передавать в СМИ информацию о лицах, которые во время публичных акций занимаются провокационными действиями для ее размещения;
- не допускать задержания участников одиночных пикетов, если они располагаются не менее чем на предусмотренном законами субъектов Российской Федерации расстоянии;
- сходов граждан и прогулок граждан, как публичных действий, не подпадающих под действие 54-ФЗ «О митингах…» 
- не допускать превентивных задержаний лиц, прибывших на публичные мероприятия из числа оппозиционных лидеров и активистов, так как основанием для задержания может быть только конкретное действие, а не наличие у лица предполагаемого мотива для его совершения.
- не допускать нахождения в автобусах задержанных граждан в течение более 30 минут с момента помещения в автобус. При нахождении граждан в автобусе более часа организовывать проведение служебной проверки и наказания виновных. Не водворять в служебный автотранспорт инвалидов 1 и 2 групп;
- на месте проведения публичной акции выставлять информационный стенд, на котором указывать подразделение, обеспечивающее порядок, телефон, по которому можно пожаловаться на неправомерные действия сотрудников полиции, месте нахождения штаба по управлению правоохранительными подразделениями.

3)                       Командованию Войск Росгвардии:
- обеспечить сотрудников Росгвардии нагрудными идентификационными знаками;
- обеспечить, чтобы сотрудниками Войск Национальной Гвардии, участвующими в сопровождении публичных мероприятий, задержаниях лиц, при проведении санкционированных или несанкционированных публичных мероприятий, сдавались зачёты по вопросам применения физической силы и спецсредств.

4)                       Привлекать к административной и уголовной ответственности должностных лиц органов исполнительной власти или местного самоуправления, отвечающих за согласование публичных мероприятий при их незаконном отказе в согласовании публичных мероприятий или незаконном предложении другого места для проведения публичного мероприятия, а также привлечение к ответственности должностных лиц правоохранительных органов, злоупотребляющих своими должностными полномочиями при незаконном задержании участников публичных мероприятий или незаконно применяющих к ним незаконное насилие.

5)                       Сотрудникам полиции при обоснованном применении физической силы к участникам публичных акций:
- перед тем, как применить физическую силу, предупреждать, по возможности не менее двух раз, участников публичных акций о необходимости прекращении нарушения ими законодательства; в случае прекращения нарушений физическую силу у нарушителям не применять;  
- при наличии такой возможности предоставлять указанным выше лицам время для прекращения нарушений ими требований законодательства; 
- фиксировать момент правонарушения и задержания на видео-носители, в обязательно порядке приобщая видеозаписи к материалам о правонарушении; 
- после задержания гражданина в обязательном порядке предъявлять ему свое служебное удостоверение, при наличии у него вопросов, отвечать на эти вопросы, по его просьбе демонстрировать ему содержание видеозаписи о допущенном гражданином нарушении и моменте задержания.

6) Ввести в практику проведение встреч между организаторами акций и представителями ГУ МВД по г Москве в случае, если в ходе публичных акций имело место задержание участников акций либо применение к ним спецсредств и физической силы.

7) Организаторам публичных мероприятий:
- при запрете участникам публичной акции проносить через рамку предметы, не изъятые из гражданского оборота, оборудовать камеру хранения для приема не попущенных вещей;
- пресекать действия лиц, которые стремятся спровоцировать конфликт, скандал, оскорбляют сотрудников полиции и иных участников мероприятия;
- стремиться к организации взаимодействия организаторов мероприятия с ответственным сотрудником полиции, отвечающим за обеспечение общественного порядка на мероприятии.

8) Институтам гражданского общества:
- по каждому случаю незаконного привлечения к ответственности за организацию и участие в публичных мероприятиях обжаловать привлечение к ответственности во всех инстанциях, а также на личном приеме у руководителей ГУ МВД по г. Москве и его подразделений;
- информацию о процессе обжалования направлять во влиятельные правозащитные организации (МХГ, Движение за правам человека, Комитет за гражданские права) и СМИ;
- правозащитным организациям договориться о том, какая организация будет выступать оператором сбора информации, обобщать, вывешивать на своем сайте, направлять на сайты партнерских организаций.

ГУВД Москвы, Полиция

Previous post Next post
Up