Москва, Общественная Палата России
3 мая 2017 года
Рекомендации круглого стола
«Деятельность судебных приставов-исполнителей и защита прав человека».
Институт судебных приставов-исполнителей является одним из важнейших механизмов государственного обеспечения исполнения судебного решения. При этом быстрота и правильность исполнения судебного решения является одним из критериев справедливого правосудия.
Будучи впервые созданным в Новгородской Республике в 14 веке, институт судебных приставов был заимствован в середине 15 веке Московским государством, просуществовал в России до начала 18 века, затем был упразднен, был восстановлен в 1864 году при проведении судебной реформы, вновь был упразднен в 1917 году, и затем вновь был восстановлен в 1997 году.
Правозащитные организации и Уполномоченные по правам человека нередко получают жалобы на нарушения прав человека со стороны судебных приставов.
В Аппаратах Уполномоченных по правам человека в 2016 году выросло количество жалоб на работу судебных- приставов. Наиболее частыми являются жалобы на взыскание имущества или средств, на которые взыскание не может быть обращено, на повторное взыскание уже взысканных средств, несвоевременное предоставление ответов на обращения граждан, ошибки при обращении взыскания на лицо, имеющие те же ФИО, что и должник.
Одной из причин этого является то, что судбные приставы работают в тяжелейших условиях.
Так, средний месячный доход судебных приставов составляет всего лишь 17 тыс. руб., что делает судебных приставов одними из самых низкооплачиваемых государственных служащих. В месяц судебному приставу поступает 400 исполнительных производств. При этом на 1 судебного пристава Минфином налагается план взыскать исполнительный сбор в размере 600 тыс. руб. за пол года, что порождает коррупционные риски. Не во всех видах транспорта действуют проездные документы судебных приставов.
Указом Президента РФ численность судебных приставов была сокращена на 8400 единиц. После этого численность судебных приставов-исполнителей составила 23700 человек. Текучка кадров среди судебных приставов-исполнителей составила 30 % в год, в связи с чем часть судебных приставов-исполнителей даже не успевают пройти аттестацию.
В 2016 году возбуждено 54 млн. исполнительных производств, а всего в производстве судебных приставов-исполнителей находилось 71 млн. исполнительных производит.
Тем не менее, доля оконченных исполнительных производств за год составляет 41 %; постановления о приводах исполняются на 90 %.
Хотя судебными приставами было взыскано по исполнительным производствам 790 млрд. руб., на содержание ФССП было выделено 46 млрд. руб. При таком размере финансирования Федеральной Службы не ясно, почему столь низким является финансирование сотрудников.
Тревогу вызывает и то, что из общественных Советов при ФССП и еее территориальных органов исчезли представители правозащитного сообщества.
По итогам обсуждения участники круглого стола рекомендуют:
1) Ускорить принятие законопроекта «О судебных приставах и порядке прохождения службы судебных приставов».
2) Увеличить численность судебных приставов-исполнителей на одну треть.
3) Предложить законодателю внести изменение в законодательство и предусмотреть, чтобы органы, налагающие штрафы, взыскивали безналичные штрафы по делам об административных правонарушениях самостоятельно с привлечением сотрудников ФССП только в том случае, если имеет место противодействие выплате штрафов.
4) Вернуться от специализации судебных приставов по направлениям исполнительных производств к территориальному принципу организации работы судебных приставов-исполнителей, что облегчит ведение сводных исполнительных производств.
5) Директору ФССП и его заместителям ежемесячно осуществлять личный прием граждан.
6) Принять меры, направленные на обеспечение кадровой стабильности судебных приставов-исполнителей.
7) Обеспечить исправную работу компьютеров у судебных приставов-исполнителей; изучить и устранить причины постоянных компьютерных сбоев.
8) С тем, чтобы судебные были доступны для граждан:
- обеспечить судебных приставов служебными мобильными телефонами;
- создать колл-центр территориального органа ФССП для оперативного приема и разрешения обращений и информации.
9) Не допускать наложения ареста на пенсию, если та является единственным источником дохода пенсионера; привлекать к ответственности должностных лиц, допустивших данное нарушение; возмещать моральный вред, причиненный полным арестом пенсии.
10) Включать представителей правозащитного сообщества в состав Общественных Советов при ФССП и его территориальных органов.
11) Разработать алгоритм хранения исполнительных производств, которые часто теряются, а на их розыск тратится значительное время.
12) Минфину отменить задание для судебных приставов по взысканию исполнительского сбора, т. к. такой план провоцирует судебных приставов на то, чтобы несвоевременно направлять постановления о возбуждении исполнительного производства.
13) Обеспечить совместимость баз ГИБДД и ФССП с тем, чтобы штрафы, уплаченные в ГАИ, не взыскивались повторно.
14) В части работы судебных приставов по обеспечению порядка в судебном заседании:
- не допускать воспрепятствования прохода граждан в здание суда после 18.00, если в здании суда продолжается судебной процесс;
- провести тщательную проверку применения насилия в отношении адвоката Алексея Суханова в Тверском суде г. Москвы.
15) Просить Президентский Совет по правам человека организовать встречи:
- представителей правозащитных организаций с руководством УФССП по г. Москве;
- представителей СПЧ с Департаментом Минюста, который осуществляет руководство деятельностью ФССП России.