Sep 28, 2013 00:48
Москва, Общественная Палата России
Проект. Принят за основу 27.09.13
Рекомендации круглого стола
В целях повышения эффективности и социальной роли общественного контроля за соблюдением прав человека в Российской Федерации участники круглого стола
рекомендуют:
1) Обратится к Главам субъектов Российской Федерации с тем, чтобы они изыскали возможность:
- обеспечить Общественную наблюдательную комиссию субъекта Федерации транспортом для посещения места принудительного содержания, расположенное в отдаленной местности, либо для последовательного посещения нескольких мест принудительного содержания в ходе одной поездки либо для посещения мест принудительного содержания в ночное время;
- обеспечить возмещение расходов на оплату бензина членам Общественных наблюдательных комиссий, использующих для помещений мест принудительного содержания личный автотранспорт;
- оплачивать проездные документы членам Общественных наблюдательных комиссий, использующих для помещений мест принудительного содержания общественный городской и междугородний транспорт;
- оплачивать членам Общественных наблюдательных комиссий мобильную связь в объёме расходов, связанных с осуществлением общественного контроля;
- оплачивать Общественным наблюдательным комиссиям почтовые расходы и услуги сети Интернет;
- выделить Комиссиям ставку референта ОНК, а в комиссиях с населением более 3 млн. чел. - 2 ставки.
2) Обратиться к Министру внутренних дел Российской Федерации и директору ФСИН России о том, чтобы:
- исключить случаи воспрепятствования членам Комиссий в использовании средств видео, фото, аудио фиксации, а также контрольно - измерительных приборов;
- не допускать случаев отказа членам Комиссий возможности знакомиться с материалами об основаниях задержания и доставления, Книгами учета доставленных лиц, Книгами учета сообщений о происшествиях, иных первичных документов, касающихся прав доставленных.
3) Обратиться директору ФСИН России о том, чтобы не препятствовать членам ОНК опрашивать лиц, находящихся в местах принудительного содержания по условиям содержания в других МПС, как это имеет место в СИЗО № 2 ФСИН России «Лефортово»
4) Обратиться в Судебный Департамент при Верховном Суде РФ с тем, чтобы члоенам ОНК была предоставлена возможность посещать конвойные помещения судов.
5) Обратиться в Государственную Думу Федерального собрания РФ с предложениями об изменениях и дополнениях в Федеральный закон № 76 «Об общественном контроле за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания…» в части:
- распространения полномочий комиссий на органы ФСКН;
- создания института доверенных специалистов;
- распространения полномочий комиссий на осуществление общественного контроля за соблюдением прав, в отношении которых была применена мера пресечения в виде домашнего ареста;
- распространения полномочий комиссий на осуществление общественного контроля за помещениями и объектами, временно используемыми в качестве мест принудительного содержания;
- снятия законодательных ограничений на 3 срока назначения для членов ОНК;
- распространения полномочий комиссий на психиатрические больницы;
- повышения статуса члена ОНК;
- повышения статуса рекомендаций ОНК;
- обязательности учета судом рекомендаций ОНК;
- страхования жизни и здоровья членов ОНК при исполнении ими своих обязанностей по осуществлению общественного контроля;
- изменения нормы выдвижения кандидатов в члены ОНК от общественных объединений, предусмотрев выдвижение от общероссийской общественной организации - 8 человек, межрегиональной - 4 кандидатов, региональной - 2 человека, местной 1 человек
6) Обратиться к Общественной Палате России, Общественным Палатам субъектов Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, Совету Общественных наблюдательных комиссий, Ассоциации независимых наблюдателей, общественным организациям с предложением приложить усилия к тому, чтобы общественные наблюдательные комиссии, формируемые в 2013 году состояли из людей, отличающихся независимостью порядочностью, конструктивностью, умением и желанием активно и эффективно для улучшения ситуации в местах принудительного содержания.
При формировании ОНК:
- Отметить, что рекомендации ОП регионов и Уполномоченных по правам человека регионов носят факультативный характер и не обязательны для направления вместе с комплектом документов о выдвижении;
-открыто и гласно обсуждать рекомендации и мнения силовых ведомств,
- вывешивать на сайте ОП РФ списки лиц, заявления которых о включении в состав ОНК поступили в Общественную Палату России.
7) Считать необходимым:
- проведение учебных семинаров для вновь избранных членов Общественных наблюдательных комиссий;
- издание методической и аналитической литературы для членов Общественных наблюдательных комиссий.
8) Общественной Палате Российской Федерации
- Создать конфликтную комиссию по рассмотрению конфликтов внутри ОНК либо с участием ОНК в составе представителей Общественной Палаты РФ, Совета по правам человека при Президенте РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.;
- Обратиться в Правительство РФ об увеличении перечня заболеваний и состояний, являющихся основанием для освобождения по болезни;
- Разработать механизмы восстановления члена ОНК, который был лишен полномочий неа основании решения ОНК субъекта РФ, если такое решение в дальнейшем было пересмотрено.
Исп. Бабушкин, Гефтер