Лицо закона о применении спрецсредств и оружия в тюрьмах постепенно меняется.

Nov 24, 2015 01:03

23 ноября  в Госдуме под председательством депутата Александра Хинштейна  более 3  часов заседала рабочая группа по доработке законопроекта о применении оружия, спецсредств и физической силы  в уголовно- исполнительной системе.  
Напомню, что законопроект вышел из недр Минюста год назад, подвергся резкой критике правозащитников, в том числе Эллы Памфиловой и СПЧ, а на заседании Совета по правам человека депутат Хинштейн  обещал, что ко второму  чтению закон будет доработан с учетом мнения правозащитников. И свое обещание Александр Евсеевич сдержал.
Начну с хорошего.
В законе появилась норма о том, что в случае, если заключенный получил травму  в результате применения силы, спецсредств или оружия, то мед. помощь ему оказывается незамедлительно,  также незамедлительно фиксируются и телесные повреждения.
Обязанность сбора рапортов и актов о применении физсилы, спецсредств и оружия, а также  объяснений пострадавших и очевидцев возлагается  на начальника  учреждения.
Закон дополнен  нормой о том, что заведомо незаконные приказы и распоряжения о применении  указанных мер принуждения выполнению не подлежат.
Такие основания применения средства, как  пресечение массовых беспорядков и применение групповых нарушений, дезорганизующих работу учреждения,   выделены в 2 разных пункта, при этом  для пресечения групповых нарушений установлен меньший  объем возможных для  применения спецсредств.
Изменена формулировка применения спецсредств при конвоировании:  они могут быть применены не тогда,  когда поведение заключенного свидетельствует о том, что он МОЖЕТ совершить побег, а тогда, когда  из поведения видно, что он НАМЕРЕН это сделать.
Исключено применение газовых средств при пресечении противодействия и неповиновения  законным требованиям сотрудников УИС.  
В качестве участка тела, по которым нельзя наносить удары включены пятки, которые ранее были в тексте законопроекта, но загадочным образом оттуда исчезли.
Введен запрет на нанесение  ударов палкой лицам старше 65 лет,  когда их возраст известен или очевиден, а  также на применение электрошокера к лицам с заболеванием сердца.
Изменена формулировка оснований о применении оружия: если  в прежней редакции его можно было применить при посягательстве, сопряженным с насилием, опасным для здоровья сотрудника или заключенного  под стражу,  то в измененной редакции речь идет только об опасности  причинения тяжкого вреда.
Исключена возможность применения оружия для пресечения физического сопротивления сотрудникам УИС.
Однако  немало моментов в законе по-прежнему вызывают тревогу.
Отклонена очень важная поправка группы депутатов Госдумы,  которые предлагают ввести запрет на применение спецсредств и оружия, если такое применение  не фиксируется на видеоносители.
По прежнему  сохранена возможность применения  дубинок в отношении лиц, которые допускают неповиновение законным требованиям сотрудников УИС.
Не исчезла опасность применения резиновых палок для блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия на прилегающей к учреждению ФСИН территории, например, журналистов, снимающих вывеску  СИЗО.
Рабочая группа  договорилась о том, что подумает  о том, как быть с этими и другими сомнительными нормами.   
Сходил я  в Госдуму не зря: рабочая группа приняла 7 моих поправок.
А. Бабушкин 

Тюрьма, СПЧ, ОНК

Previous post Next post
Up