Nov 24, 2015 01:03
23 ноября в Госдуме под председательством депутата Александра Хинштейна более 3 часов заседала рабочая группа по доработке законопроекта о применении оружия, спецсредств и физической силы в уголовно- исполнительной системе.
Напомню, что законопроект вышел из недр Минюста год назад, подвергся резкой критике правозащитников, в том числе Эллы Памфиловой и СПЧ, а на заседании Совета по правам человека депутат Хинштейн обещал, что ко второму чтению закон будет доработан с учетом мнения правозащитников. И свое обещание Александр Евсеевич сдержал.
Начну с хорошего.
В законе появилась норма о том, что в случае, если заключенный получил травму в результате применения силы, спецсредств или оружия, то мед. помощь ему оказывается незамедлительно, также незамедлительно фиксируются и телесные повреждения.
Обязанность сбора рапортов и актов о применении физсилы, спецсредств и оружия, а также объяснений пострадавших и очевидцев возлагается на начальника учреждения.
Закон дополнен нормой о том, что заведомо незаконные приказы и распоряжения о применении указанных мер принуждения выполнению не подлежат.
Такие основания применения средства, как пресечение массовых беспорядков и применение групповых нарушений, дезорганизующих работу учреждения, выделены в 2 разных пункта, при этом для пресечения групповых нарушений установлен меньший объем возможных для применения спецсредств.
Изменена формулировка применения спецсредств при конвоировании: они могут быть применены не тогда, когда поведение заключенного свидетельствует о том, что он МОЖЕТ совершить побег, а тогда, когда из поведения видно, что он НАМЕРЕН это сделать.
Исключено применение газовых средств при пресечении противодействия и неповиновения законным требованиям сотрудников УИС.
В качестве участка тела, по которым нельзя наносить удары включены пятки, которые ранее были в тексте законопроекта, но загадочным образом оттуда исчезли.
Введен запрет на нанесение ударов палкой лицам старше 65 лет, когда их возраст известен или очевиден, а также на применение электрошокера к лицам с заболеванием сердца.
Изменена формулировка оснований о применении оружия: если в прежней редакции его можно было применить при посягательстве, сопряженным с насилием, опасным для здоровья сотрудника или заключенного под стражу, то в измененной редакции речь идет только об опасности причинения тяжкого вреда.
Исключена возможность применения оружия для пресечения физического сопротивления сотрудникам УИС.
Однако немало моментов в законе по-прежнему вызывают тревогу.
Отклонена очень важная поправка группы депутатов Госдумы, которые предлагают ввести запрет на применение спецсредств и оружия, если такое применение не фиксируется на видеоносители.
По прежнему сохранена возможность применения дубинок в отношении лиц, которые допускают неповиновение законным требованиям сотрудников УИС.
Не исчезла опасность применения резиновых палок для блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия на прилегающей к учреждению ФСИН территории, например, журналистов, снимающих вывеску СИЗО.
Рабочая группа договорилась о том, что подумает о том, как быть с этими и другими сомнительными нормами.
Сходил я в Госдуму не зря: рабочая группа приняла 7 моих поправок.
А. Бабушкин
Тюрьма,
СПЧ,
ОНК