В Саратове продолжается преследование видного российского правозащитника Александра Соломоновича Ландо.
У меня было отличное настроение, пока я не ознакомился с полной записью административного процесса и решением суда по иску известного в стране правозащитника Александра Ландо. Речь шла не просто о незаконном, я по-настоящему позорном решении Саратовской городской Думы о лишении Ландо звания «Почетный гражданин города Саратова».
Суд отказал в восстановлении этого звания. Данное решение вызывает даже не вопросы, а недоумение и возмущение от беззакония, творимого в отношении этого уважаемого человека.
Волжский районный суд г. Саратова в лице судьи Ю. Кондрашкиной от имени государства фактически признал недействующими статьи Конституции России в отношении Александра Ландо.
В суде были представлены доказательства беспредела, допущенного депутатами городской Думы при решении вопроса о лишении А. Ландо этого звания.
Как мы помним, ст. 29 Конституции РФ гарантирует каждому свободу выражения мысли и слова.
В своих двух публикациях, которые фигурируют в обращении гражданина Левина против Ландо, А. Ландо в одной из них выразил в корректной форме свою позицию о печальных событиях, происходящих в местах лишения свободы Саратовской области.
Я знаю об этом не понаслышке: мне с моими коллегами из СПЧ пришлось заниматься проблемой пыток в тюремной больнице г. Саратова.
Мы довели нашу озабоченность по этому вопросу до Президента РФ В. Путина. Генеральный прокурор РФ И Краснов объявил строгий выговор прокурору Саратовской области С. Филипенко за отсутствие должного прокурорского надзора за уголовно-исполнительной системой Саратовской области.
Именно об этом и было написано в обращении А. Ландо. В статье отсутствовали оскорбительные выражения. Более того, А. Ландо назвал С. Филипенко честным офицером. Обращение Ландо было объективным и проникнутым тревогой за соблюдение прав человека в тюремных стенах.
Вторая статья А. Ландо была целиком посвящена борьбе с ковидом. В ней очень грамотно расставлены акценты, сказаны добрые слова в адрес врачей, находящихся на передовой по борьбе с этой заразой.
Но это не отменяет того простого факта, что Председателю Общественной палаты Б. Шинчуку действительно нужно отчитаться о собранных благотворительных деньгах на строительство инфекционной больницы.
Защитники А. Ландо в суде пытались выяснить у представителей городской Думы, какие же поступки, порочащие звание «Почетного гражданина города Саратова», совершил их подзащитный. Но так и не получили ответа.
Причина этого очень простая: таких поступков у Ландо не было. Ничего об этом не сказала в своем решении судья Ю. Кондрашкина.
Не было так же сказано о том, почему И. Левин выступил в защиту двух дееспособных должностных лиц: Прокурора области и Председателя Общественной палаты. Доверенности от них у Левина не было. Трудно представить себе, что эти два уважаемые человека не могли защитить себя сами.
Более того, сами С. Филипенко и Б. Шинчук как умные люди, в отличии от Левина, никак не комментировали эти статьи Ландо.
Суд прошел мимо массовых нарушений депутатами городской Думы своего же Регламента.
Парадоксом в этом деле является рассмотрение «персонального дела» А. Ландо с грифом «совершенно секретно». Никто не удосужился взять у Ландо объяснения, выслушать его, проверить подоплеку обращения И. Левина в Думу. Рабочая группа, заседание постоянной комиссии (председатель Е. Злобнова), заседание городской Думы (председатель Д. Кудинов) прошли в закрытом режиме без приглашения А. Ландо и прессы. Понятно, что праведные дела не делаются в тайне.
С материалами проверки (а их просто не было) Ландо не знакомили.
Судья Ю. Кондрашкина своим решением отменила действие 3-х статей Конституции РФ в отношении А. Ландо: ст. 29 (право на свободу мысли и слова), ст. 24 (обязанность органов местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы), ст. 54 (закон обратной силы не имеет).
Я подробно об этом говорю, так как в Саратовской области создан очень опасный судебный прецедент, когда пытаются заткнуть рот одному из лидеров общественного мнения. Это была расправа за то, что выходец из элиты общества позволил себе выступить в защиту простых людей только потому, что так требовала его совесть.
На протяжении более 30 лет Александр Ландо занимается правозащитной деятельностью в разных ипостасях. Он первым в стране создал институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ и был лучшим среди своих коллег по государственной защите прав человека.
А. Ландо 7 лет возглавлял Общественную палату Саратовской области. И по признанию А. Бречалова и В. Фадеева эта палата входила в пятерку лучших в стране.
В суде были представлены документы на 23 государственные, ведомственные и областные награды, полученные Александром Ландо. Среди них: три от Президента РФ, Почетные грамоты от Государственной Думы РФ и областной Думы, три почетных знака Губернатора. Награды от Министра внутренних дел РФ, Министра юстиции РФ, Министра образования РФ, адвокатского сообщества РФ, Ассоциации юристов РФ.
В суде оглашались мнения известных людей страны о Ландо: Б. Громова, Б. Эбзеева, И. Дискина, В. Зорина, А. Брода, Губернатора В. Радаева.
Вот уже три года Александр Ландо подвергается серьезным незаслуженным гонениям со стороны прокуратуры и отдельных мракобесов. В результате этого он потерял работу в Юридической Академии, где безупречно прослужил около 50 лет. Его отрешили от общественной деятельности, отняли здоровье.
Неужели у нашего общества и у капитанов российского общества нет сил положить конец этому беспределу? Неужели мы настолько беспомощны?
Нот все эти издевательства не смогли убить в нем человечность, веру в справедливость. Он остается лидером общественного мнения.
В заключение хочу напомнить, что в уголовном кодексе РФ есть глава 31, регулирующая преступление против правосудия. В ст. 294 УК речь идет об уголовной ответственности за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда, а в ст. 305 УК - о вынесении заведомо неправосудного решения.
На кону стоит репутация правосудия, как основы существования демократического государства. Ведь, если мы окончательно прекратим доверять нашему правосудию, то государство не сможет существовать.
Андрей Бабушкин
член СПЧ при Президенте РФ