Министру просвещения России
С. С. Кравцову
Уважаемый Сергей Сергеевич!
21 февраля отмечается Международный день родного языка.
Праздник учреждён решением 30-й сессии Генеральной конференции
ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается
21 февраля с 2000 года ежегодно с целью защиты языкового и культурного многообразия.
Генеральная Ассамблея ООН поддержала решение об объявлении Международного дня
родного языка (Резолюция № Α/RES/56/262
[2]) и призвала государства-членов
ООН и
Секретариат ООН способствовать защите и сохранению всех языков народов мира.
21 февраля 2019 года, в
Международный год языков коренных народов, был официально зарегистрирован
Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации.
Как сообщает ЮНЕСКО, организация намерена создать систему превентивного мониторинга, призванную отслеживать состояние языков,
находящихся под угрозой исчезновения, и содействовать исправлению ситуации. По оценкам ЮНЕСКО, половина из 6 тысяч
языков мира находится под угрозой исчезновения
[1]. В
2009 году ЮНЕСКО признала 136 языков на территории России находящимися под угрозой исчезновения.
Так, в России в уязвимом положении находятся
адыгейский,
башкирский,
чувашский,
идиш,
кабардино-черкесский,
чеченский языки.
Под угрозой исчезновения находятся
цыганский,
эрзянский,
марийские,
удмуртский,
карельские,
сету языки.
Под серьезной угрозой исчезновения находятся
ижорский,
крымскотатарский,
нанайский,
сефардский,
мансийский языки.
На грани исчезновения находятся
орокский,
тофаларский,
ульчский,
эвенский языки.
Вымершими или возможно вымершими являются
камасинский,
сойотский,
убыхский,
западный манси,
югский,
водский,
керекский,
юкагирский,
орокский языки.
Значительную роль в таком неблагоприятном развитии событий является деятельность возглавляемого Вами министерства.
Деятельность по изучению родных языков Минпросом тщательно скрывается, на запросы в Ваш адрес приходят бессмысленные ответы за подписью некоего Халадова.
Так, Совет по правам человека обратился в Институт родных языков Минпроса России с просьбой направить в адрес Совета:
1) Сведения о результатах мониторинга изучения языков коренных народов РФ за 2019, 2020, 2021 годах;
2) О выявленных потребностях в специалистах для изучения языков коренных народов РФ;
3) Форму анкеты, на основе которой проводилось исследование;
4) Данные о лабораториях (методических кабинетах) по изучению родных языков, созданных при Институтах усовершенствования учителей и иных учреждениях Министерства просвещения;
5) Данных о работе по созданию письменности для языков бесписьменных народов.
Однако полученный ответ нас озадачил: мы получили ответ от некоего и.о. директора ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» Х.А.С. Халадова о том, что данные мониторинга изучения национальных языков в школах в период с 16 июля по 12 августа 2019 года и с 25 августа по 8 сентября 2020 года направлена в Минпрос России для подготовки доклада Президенту РФ.
В соответствие с п. Положения, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 19.02.2021 № 107 "О внесении изменений в Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 120", основными задачами Совета являются оказание содействия Президенту Российской Федерации в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, рассмотрение по поручению главы государства вопросов, относящихся к компетенции Совета; систематическое информирование Президента Российской Федерации о положении дел в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и за рубежом; подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам взаимодействия с правозащитными общественными объединениями и иными структурами гражданского общества.
В соответствие с ч. ч. 1 и 2 ст. 69 Конституции РФ, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Государство
защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия.
На наше повторное обращение по этому же вопросу ответы получены не были.
С учетом изложенного прошу:
1. Возобновить выполнение обязанностей Минпроса России пот изучению в образовательных учреждениях родных языков.
2. Предоставить информацию по каждому из народов России о:
- о результатах мониторинга изучения языков коренных народов РФ за 2019, 2020, 2021 годах;
- выявленных потребностях в специалистах для изучения языков коренных народов РФ, месте и объеме их подготовки;
- форме анкеты, на основе которой проводилось исследование;
- лабораториях (методических кабинетах) по изучению родных языков, созданных при Институтах усовершенствования учителей и иных учреждениях Министерства просвещения;
- работе по созданию письменности для языков бесписьменных народов;
- разработке и издании учебников изучения родных языков в части количества и тиража учебников, динамике их издания в 2016-2021 годах, планах издания на 2022 год.
А.В. Бабушкин