Путешествие в ОАЭ.

Feb 08, 2022 06:05







Четверть века назад я посещал Дубае вместе с моей мамой Светланой Марковной раз 5. Дубай поразил меня низкими ценами (уже в то время в Эмиратах набирал силу реэкспорт), газонами и садами, разбитыми прямо на песке, наступлением города на пустыню.

Мама была малым предпринимателем. Став инвалидом 2-й группы по онкологии, она не впала в уныние, скопила какую-то крошечную сумму денег и занялась бизнесом. Она безошибочно знала, что и какого фасона покупать - ткани, одежду, люстры, кухонные принадлежности. Многие продавцы Дубая знали ее в лицо. По 20 часов в сутки она выбирала, перевозила и упаковывала товар. А я, к своему сегодняшнему стыду, после нескольких часов необременительной помощи отправлялся заниматься своими делами - ходил по городу, беседовал с местными, писал на ноутбуке что-то умное.

Я тогда еще не видел дубайские небоскребы (их построили позже), но уже плавал на древних лодках доу через залив и завидовал местным жителям: они не только смогли заработать огромные деньги на нефти, но и смогли правильно их потратить. Мы в России тоже заработали на нефти огромные деньги. Но правильно потратить их не смогли. Их потратили олигархи. В Эмиратах олигархов не было. Были эмиры. Недвижимость на Лазурном Берегу их интересовала меньше, нежели развитие собственных стран.

И они смогли организовать в своих странах маленькое экономическое чудо.



1. ОАЭ: не все здесь так чудесно.

Однако отправляясь в Эмираты в 2022 году, года через 22 после последнего посещения, я с удивлением узнал, что не все здесь так чудесно.

Так, в Эмираты нельзя возить поддержанные шины. Новые - сколько угодно. А вот старые- нельзя.

Трудности могут возникнуть и с ввозом лекарств. Власти так увлеклись борьбой с наркотиками, что не пускают в страну препараты, содержащие кофеин и кодеин.

Машину можно водить только начиная с 21 года. Правда, мне уже слегка больше. И водить машину я не умею. Но все равно обидно.

В каждом из семи эмиратов действуют свои правила алкоголя. В большинство можно ввозить по 4 литра. А в Шарджу - самый строгий из эмиратов якобы только 2. На какой бы срок ты не въезжал. Но на самом деле - ни одного. Уезжаешь - затаривайся. Приехал - пей кофе, чай, сок и минералку. Это Вам не Иордания и не Египет. Здесь все по серьезному. И сигарет можно возить - не более 400 штук. Так что мне повезло, что я все еще не курю.

В Шардже перевозка алкоголя является уголовным преступлением. Пришлось мне найти укромное местечко и выпить все, что я приобрел в «дьюти фри»

Нельзя фотографировать не только людей, но также здания и сооружения.

Как и в России, за пьяное вождение и за взятку полицейскому виновного ждет уголовная ответственность.

В Российском тюремном журнале лет 7 назад я публиковал заметки о тюрьмах ОАЭ. Ничего хорошего. В наших, пожалуй, даже лучше.

Удивило меня и то, что при всем изобилии необычных природных и архитектурных объектов лишь один из них - культурные объекты и оазисы города Аль Айн признаны объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. Например, в соседнем Омане из 5. Аль -Айн расположен в эмирате Абу Даби вдали от моря и посреди пустыни. Населения города приблизилось к 800 тыс. человек. В археологическом парке находятся остатки сооружений и гробниц, которым более 4000 лет.

Но я это я ворчу. Сравнивая 2 федерации - Российскую и ОАЭ я невольно думаю: нам бы их проблемы.

2. Пиратский берег.

В 18 веке будущие эмираты, расположенные на берегу Персидского залива, носили веселенькое название Пиратский Берег.

Вообще-то Пиратский берег был частью Омана, который состоял из 4 частей. Сам Оман (или султанат Омана и Маската) занимал побережье современного Омана и владел многочисленными территориями за его пределами. На юг от Омана находился Дарфур. Формально он не входил в состав Султаната, был коронным владением султана и все время пытался отделиться. Только в 1970 году султан Кабус официально включил его в состав Омана. В глубине территории Омана за Зелеными горами находился Имамат Оман. Одно время он даже входил в Лигу Арабских стран, но после длительной войны с участием в том числе и внешних сил был присоединен к нынешнему Оману. Имам Омана, который, кстати является главой самого маленького течения в исламе - ибадитов, которые не относятся ни к суннитам, ни к шиитам, умер в Саудовской Аравии в 2009 году.

А вот четвертая часть Омана - Пиратский берег, а это нынешние ОАЭ и Катар, в состав Омана не вошла. Зато сам Оман был подчинен Османской империей, которая сохранила власть султана Маската и Имама Омана, но подчинила их себе.

Несмотря на это, Османская империя воинственная арабские племена побережья покорить так и не смогла. Жили они весьма бедно, но свободно.

Источниками жизни в те времена были четыре ресурса: верблюды, оазисы, жемчуг и торговля со странами, расположенными по берегам Персидского залива и Индией. Но в 16 веке сюда пришли португальцы, а затем и англичане, которые вытеснили местных из торговли. После этого местные моряки, которым не понравился передел рынка морских перевозок, увлеклись  пиратством, нападая на конкурентов, и друг на друга.

Трудно сказать, почему Османская империя, которая контролировала берберских и алжирских пиратов, не смогла дать местным пиратом укорот но, как и часть внутренней территории Аравийского полуострова, эти земли в состав Османской империи не вошли.



Если соседний Оман был государством богатым, там правил целый султан, а государство имело колонии в Африке, контролировало торговлю с Индией, и даже перенесло свою столицу на далекий Занзибар, то местные арабы, также, как и их соседи на Катаре и Бахрейне бедствовали: добывать жемчуг и губку было тяжело (чтобы добыть 4 качественные жемчужины надо вскрыть тонну раковин), а скупщики платили за них немного. При этом такая добыча являлась занятием сложным: не случайно ныряльщики за губками приобретали такое сложение и выносливость, что соревнование ныряльщиков за губками в Древней Греции были включены в программу Олимпийски игр.

Чтобы добывать жемчуг, ныряльщики за жемчугом погружались под воду по 50 раз в день.

Но что не удалось туркам, смогли сделать англичане.

К 1818 году командующий египетской армией Ибрагим-паша уничтожил ваххабитское государство - Делийский султанат, который поддерживал шейхов Пиратского берега.

Этим и воспользовались англичане. В 1819 году они разгромили объединенный флот шейхов при Рас-аль-Кайме.

А уже в 1820 году смогли договориться с шейхами арабских племен о заключении так называемого «Генерального договора о мире» о запрете пиратских нападений и работорговли. Этот договор узаконил присутствие в регионе англичан.

В 1835 году был заключен выгодных для всех племен побережья Первый договор о мире, по которому боевые столкновения между племенами будут приостанавливаться на время сбора жемчуга и губок. Первоначально такой договор продлялся каждый год, в 1843 году был продлен на 10 лет, в 1853 году стал вечным. Потихоньку договор обрастал все новыми положениями, по которому Британия брала на себя роль арбитра. И вскоре племена Пиратского берега стали протекторатом Великобритании, а судьба и власть шейхов стали зависеть от английской поддержки - оружия, денег, поддержке армии и флота, рынков для сбыта продукции.

Именно после этого Пиратский берег и стал называться Договорным Оманом. Действовали в Договорном Омане деньги, которые Великобритания чеканила для Британской Индии.

Несмотря на заключенный мирный договор, военные конфликты вспыхивали время от времени. Самым кровопролитным из них стала развернувшаяся в 1867-68 годы между Катаром и Бахрейном война. В ее в результате Бахрейн лишился власти над Катаром, хотя основные разрушения имели место на территории Катара там, куда вторглась армия Бахрейна.

В 1882 году Британия заключает с шейхами новый договор, который назывался Исключительное соглашение. Теперь местным властям для заключения договори с другой державой и уступкой ей части своей земли необходимо согласие Великобритании.

Таким образом, в данном регионе британская колонизация продолжалась более 70 лет, была постепенной, в большей степени мирной и принесла местным жителям в основном существенные положительные изменения

Но были со стороны англичан и типичные проявления колониализма и европейского высокомерия. Так, по требованию англичан украшения из жемчуга, который вылавливали в Договорном Омане, могли изготавливать только в Британской Индии.

Сопротивление власти англичан оказалось, по моему мнению, весьма слабым. Мне удалось найти только один пример такого сопротивления. В 1965 году, когда эмир Шарджи Сакр аль-Касими поддержал открытие в своем эмирате офиса Лиги арабских государств, англичане через своего представителя на Бахрейне проинформировали его о свержении и отправили в ссылку на Бахрейн, а затем в Египет. Вот так тихо, по семейному. Но парнем он оказался воинственным. В январе 1972 года он вместе с несколькими наемниками постарался захватить власть, ворвался во дворец, но вскоре сдался министру обороны ОАЭ шейху Дубая Мухаммаду аль-Мактуму.



В 1968 году Великобритания решила предоставить Договорному Оману и Бахрейну независимость. Произошло это весьма оригинально: 1 декабря 1971 года Британия объявила о расторжении договоров с шейхами Договорного Омана, а на следующий день 6 эмиратов из 7 объявили о создании Объединенных Арабских Эмиратов.

Планировалось, что в ОАЭ войдет и Катар, а Дубай и Катар даже около года чеканили единую монету. Но Катар, как известно, пошел своим путем.

Рас-аль-Кайма вошла в состав ОАЭ только в феврале 1972 года. Я уж думал, что возможно, эмиры из династии Аль-Касими, которые правили в этом эмирате, никак не могли забыть о том, что до 1820 года их владением был и крошечный Аджман. Но с учетом того, что шейхи Рас-аль-Каймы не раз и не два свергали своих предшественников в ходе переворотов, это оказалось не так. До прихода англичан в регион Рас-аль-Кайма и Шарджа контролировали острова в Персидском заливе, которые занял Иран. Только получения согласия Правительства ОАЭ в том, что они поддержат требования Рас-аль-Каймы, эмир вошел в состав федерации.

Кстати, спор за 3 маленькие острова - Абу-Муса (самый большой из них, имеет площадь целых 12 км.), Большой и Малый Томб между Эмиратами и Ираном идет до сих пор.

Кстати, эмиратов могло стать не 7, а с учетом Катара, отказавшегося войти в состав федерации, даже 10. До 1951 года свои шейхи из ветвей династии аль-Касими имелись в Диббе и Кальбе. Но в 1951 года крошечная 55-километровая Кальба вошла в состав Шарджи, а 600- километровая Дибба - в состав аль-Фуджайры. Почему эти 2 эмирата исчезли, я так и не понял.

3. Эмират  Аджман.



Эмират Аджман оказался самым маленьким из 7 эмиратов федерации. А ОАЭ - такая же федерация, как Германия, Индия или Россия. При этом каждый эмират практически продолжает оставаться самостоятельным государством, самостоятельно решая внутренние вопросы.

Площадь Аджмана - всего лишь 259 квадратных километра. А это меньше Севастополя в три с половиной  раза, а Катангского района Иркутской области - примерно в 400 раз.

Как и Шарджа и Фуджайра он состоит из нескольких частей. Собственно у Амана их 3 : находящийся на берегу Персидского залива город Аджман, со всех сторон окруженный эмиратом Шарджа. Затем - расположенный на границе с Оманом эсклав Мафут, где сосредоточены главные в ОАЭ запасы пресной воды. Он еще меньше - всего лишь 60 км. И, наконец,  маленький городок Манама, площадью 10 кв. км., зажатый между территориями Шарджи и Фуджайры.

Вдоль моря в городе построены высотные отели, некоторые по 25 и более этажей. Многие из них имеют свои пляжи, но эти пляжи отделены от отелей набережной с достаточно плотным движением транспорта. Пляжи выглядят достаточно прилично: чистый песок, чистые лежаки, работящий персонал, бесплатные 3 полотенцами скрыты от глаз простых смертных 2-метровыми зелеными изгородями. Сама набережная носит название улицы Хумайда первого.

Когда-то в Аджмане и соседей Рас-аль-Кайме правила единая династия аль-Касуми. Но в 1820 году при поддержки англичан, с которыми он заключил уже известный нам с вами договор «Исключительное соглашение» шейх ан-Нуайми из племени ан-Нуайм стал самостоятельным правителем, над которым был установлен британский протекторат.

С тех пор , как говорится, утекло много воды. Прошли те времена, когда могущество династии ан-Нуайми состояло из роди финиковых пальм, стада верблюдов и 20 кораблей для добычи жемчуга. Став современным государством, Аджман все равно остается самым маленьким и бедным эмиратом.

Как только он не пытался заработать деньги. В 1970-е годы стал печатать яркие красочные марки, которые впрочем, не использовались для почтовых отправлений, а носили исключительно коллекционную ценность.

Нынешнему эмиру Аджмана - Хумайду 4-му ан-Нуайми в прошлом году исполнилось 90 лет. Главой Правительства (исполнительного Совета Аджмана), Экономического департамента и главой столицы являются его дети.



В 2007 году Хумайд Четвертый анонсировал строительство в Аджмане собственного аэропорта, но построить его пока что не удалось.

Но несмотря на свои маленькие размеры Аджман занимает третье мест среди 7 эмиратов по уровню промышленного производства.

Зато запретили свободную продажу алкоголя. Чтобы купить спиртное местным жителям надо достигнуть 21 года, не исповедовать ислам и не иметь судимостей. Тогда в отделе полиции они смогут получить соответствующую справку.

Аджман, в отличие от соседей не очень богат на достопримечательности, кроме набережной, это Музей Аджмана, Женский парк (вы удивитесь, но взрослых мужчин туда не пускают), Китайский рынок

Многое в Аджмане выглядит необычно.

Впервые я увидел в свободной продаже в магазина верблюжье молоко: маленькая симпатичная бутылка на пол литра стоит 8,5 дирхамов, то есть подороже кумыса в Москве. Вы скажете, а что здесь такого: арабская страна, много верблюдов и т.д. Так-то оно так, но вот в Иордании и Египте, я как не искал, купить кумыс не смог.

Сигнал светофора переключается не от нажатия на кнопку, а от прикосновения руки. Казалось, если вы пьете, то попасть пальцем в кнопку, не вопрос. Ан нет, надо коснуться рукой коробочки на светофоре. Действительно удобно.

Чуть ли в не в каждом доме - по несколько парикмахерских, который здесь называются «салун». Метрах я на пятистах я насчитал их не меньше полтора дюжин. Хотя в каждой работает по 2-3 мастера, они вовсе не пустуют, и люди сидят в очереди. Я так и не понял, почему аджманцы так любят стричься.

Очень много маленьких ресторанчиков. В одном из них я поужинал какой-то рыбой с огромной тарелкой риса и супом. Все удовольствие обошлось мне в 7 дирхам (примерно 147 руб.). Еда оказалась съедобной, но, к сожалению, не вкусной.

В одном из магазинов я стал покупать шорты. Когда я сказал, что мне надо их померить, продавец поразил меня, сказав, что я могу это сделать в отеле, а деньги занести потом.

Свернув с набережной вглубь города, я увидел обычную картину небогатого арабского города - плохо заасфальтированные улицы, пыль, мусор, дефицит зелени, отсутствие детских и спортивных площадок. Правда, дома не выглядели обшарпанными.



Сигареты продаются свободно. А вот людей, курящих кальяны, я почему-то не увидел.

Чтобы туристы не расслаблялись и покупали местные сим-карты, операторы сотовой связи, работающие через Интернет, например whats app, в Аджмане, как и других эмиратах, блокируются. Правда, отправить смс сообщение можно.

4. Как одна семья смогла преобразовать Дубай.

Чтобы вывести Дубай в одну из самых развитых территорий мира потребовались усилия всего лишь одной семьи, растянувшиеся почти на 170 лет.

Сегодня Дубай второй по размеру и богатству средди эмиратов ОАЭ, но, тем не менее, самый известный из них.

Площадь Дубая всего лишь 4 114 км кв. Немного меньше площади самого маленького среди субъектов РФ (разумеется, кроме городов федерального значения) - Республики Ингушетия.

Но поселению он первый среди эмиратов. В нем живет около 4 мл. человек, то есть больше людей, чем в соседнем Абу-Даби, площадь которого превышает площадь Дубая в 16 раз!

И площадь, и население города Дубай составляет более 90 % от населения и площади эмирата. В эмирате имеются еще 3 города - Джабаль- Али, Эль-Куоз и Хатта. Но они совсем маленькие, с населением от 12 до 31 тыс. Человек.

Сегодня трудно поверить в то, что электрофикация была осуществлена в Дубае только в 1950-е годы, а первое современное шоссе появилось только в 1963 году.



Вопреки распространенному мнению, основой экономического благополучия Дубая является не нефть (на нее приходится лишь 5 % ВВП эмирата; основная - 80 %- эмиратская нефть находится в Абу -Даби), а доходы от реэкспорта, оказания финансовых и транспортных услуг, продаже недвижимости. Началось все это в далекие 1930-е годы, когда японцы изобрели искусственный жемчуг, добыча жемчуга и шейх Дубая решил сделать ставку на реэкспорт.

Процветание Дубаю обеспечила одна-единственная семья. Емья шейхов аль-Мактум.

В 8-9 веке на территории Дубая находилось независимое княжество с тем же названием. Но к началу 19 века Дубай был городком с населением 1100 человек. правда на берегу залива Бар-Дубай существовал рынок, на котором торговали в 300 лавках.

Все изменилось в 1833 году, когда молодой шейх Рашид аль- Мактум из рода … вместе с 880 соплеменниками переселился в Дубай из соседнего Абу-Даби и провозгласил себя независимым правителем. Так как шейх Рашид решительно боролся с пиратством, разрешил беспошлинную торговлю европейцам, такой лидер англичанам импонировал и они признали его независимым правителем.

Шейх аль-Мактум и его потомки активно привлекали к развитию города иностранные инвестиции, но при этом находили такие варианты взаимоотношений с иноземцами, чтобы не утратить самостоятельность и не превратиться в колонию.

И хотя до 1930-х годов мало кто слышал о шейхстве Дубай, как о Договорном Омане в целом, именно правители Дубая из династии аль-Мактум создали ту уникальную деловую, административную и социальную культуру, которая создала фундамент для взлета Дубая, позволив кусочку ничем непримечательной пустыни и ее нищим жителям сделать рывок, опередив в короткий срок развитые страны.



Еще одной особенностью династии аль-Мактум, в отличие от соседних шейхов, эмиров, султанов Омара и даже шахов Ирана заключалась в том, что они не свергали друг друга и не давали оснований для того, чтобы свергш кто-то другой.

Вы скажете: а кому были нужны эти крошечные 4 тыс. километров пустыни? Не скажите: в соседнем Аджмане, который меньше Дубая в 15 раз, члены одной династии постоянно свергали друг друга вплоть до конца первой половины 20 века, а 2 раза шейхи даже были убиты. Правда, и в отношении нынешнего эмира Мухаммеда бен Рашида его дочерью Латифой были выдвинуты обвинения в том, что он убил одну из своих жен, а сама Латифа и одна из жен сбежали от эмира в западные страны.

Честно говоря, мне в эти обвинения оказалось трудно поверить. Эмир Мухаммед - лингвист по образованию, бывший глава полиции и сил самообороны Дубая, спортсмен-всадник, поэт и выдающийся экономист, по тому, что мне говорили о нем дубайцы, не очень вяжется с образом домашнего тирана.

Он создал и профинансировал фонды для получения образования в развивающихся странах 1 млн. неграмотных детей, помог нескольким миллионам, страдающим слепотой, восстанавливал школы в Пакистане после наводнения, создавал лагеря для афганских беженцев, реализовал ряд других проектов. Масштабы проектов показывают, что они носят не имиджевый, а инфраструктурный характер.

Он является экономическим создателем обоих дубайских авиакомпаний, создателем морского порта, входящего в тройку крупнейших портов мира, создателем одного из крупнейших в мире аэропортов, крупнейшего отеля «Бурж Арабик», высочайшего в мире здания «Бурж Халифа», искусственных островов в Персидском заливе и многих других удачных и уникальных бизнес-проектов. Состояние эмира оценивается в 4 млрд.долларов. Но, в отличие от многих других правителей, это не то, что смог откусить от бюджета и благосостояния страны. Иначе, при тех возможностях, что у него есть, его состояние, наверное, давно превысило бы 40 млрд.



Эмиром Мухамедом создано учреждение, которое борется с дискриминацией женщин на рабочих местах и продвигает женщин на руководящие должности.

Став после смерти своего отца шейха Рашида премьер-министром и вице-президентом ОАЭ, он в 2007 году учредил в Правительстве 2 новых министерства - Министерство Счастья и Министерство Толерантности.

Под его руководством разработан проект развития г. Дубай до 2040 года, предусматривающее жилищное и деловое строительство, расширение пляжей и общественного транспорта. Предполагается, что к этому времени население города составит почти 5 с половиной миллионов человек.

В это трудно поверить, но для обустройства Дубая песок завозили из Австралии, а плодородную землю - из Украины и России.

Для страны в целом разработана программа развития ОАЭ до 2071 года. Именно в этом году страна будет отмечать 100-летие со дня своего создания. Целью программы является сделать Эмираты государством, наиболее благополучным для жизни людей.

туризм, Эмираты, история, Дубай, ОАЭ

Previous post Next post
Up