27 октября 2019 года в Великобритании скончался выдающийся российский диссидент Владимир Константинович Буковский.
Буковскому на момент смерти было 76 лет.
В 14 лет за инакомыслие он был исключен из школы.
В 18 лет (1960 год) он становится организатором регулярных собраний молодежи около памятника В.В. Маяковскому.
Вскоре Буковский был исключен из МГУ, арестовывался в 1963, 1965, 1967 годах. Неоднократно он становился объектом преследованием карательной психиатрии.
В 1971 году его арестовали в 4-й раз.
За что арестовывали Владимира Буковского? За организацию демонстраций против арестов диссидентов, за интервью западным СМИ, за критику карательной психиатрии. Многое из того, что произошло с ним тогда напоминает то, что происходит с нами сейчас.
В 1976 году В.К. Буковского в г. Цюрихе обменяли на Луиса Корвалана.
Буковский встретился с Джимми Картером, окончил Кембриджский университет по специальности нейрофизиология, участвовал в бойкоте многих мероприятий в СССР, требуя соблюдения прав человека.
В 1990 году он получил гражданство России, от которого пытался отказаться в 1992 году от гражданства России в знак протеста против проекта Конституции России, которую он счел чрезмерно авторитарной. В 1992 году Моссовет выдвинул Буковского кандидатом в мэры Москвы, но Буковский отказался. В этом выдвижении Буковского участвовал и я.
Тем не менее, в октябре 1993 года В.К. поддержал расстрел Ельциным Б.Н. Верховного Совета России.
Но уже с 2002 года Буковский активно поддерживает российскую оппозицию. Так, в 2004 году он входит в «Комитет 2008: свободный выбор». В 2007 году его выдвигают кандидатом в президенты России. Однако ЦИК отклонил заявку Буковского, мотивируя это тем, что тот не проживал в России последние 10 лет.
Взгляды Буковского носят спорный характер. Со многими его суждениями согласиться очень сложно.
Тем не менее, он был честным человеком. Я общался с ним не менее 10 раз и видел, что он всегда говорит то, что думает. Однажды, когда из партии «ЯБЛОКО» кого -то исключали (может быть Илью Яшина) он приехал к нам, чтобы нас переубедить и тот, кого мы исключали, остался в партийных рядах.
В его лице мы видим того, кто мог принести пользу нашей стране, но из-за негибкости политических институтов оказался вначале вытеснен на политическую обочину, а затем стал врагом политического режима.
Нам бы учиться прошлому. Не повторять его ошибок. Но что - то пока у нас это не очень хорошо получается.