Сможем ли мы в 21 веке победить терроризм?

Sep 03, 2021 21:48

В День борьбы с терроризмом, который отмечается 3 сентября 2021 года, когда были освобождены заложники, удерживаемые в школе г. Беслана, я публикую тезисы своего доклада 10- летней давности.

Мне кажется,  что эти тезисы до сих пор не утратили своей актуальности.

Хорошо помню этот день, 3 сентября 2004 года. Люди не отходили от экранов телевизоров, радиоприемников, а самые продвинутые - от компьютеров. Они следили за тем, что происходило в прежде неизвестном им Беслане.

Я был в отпуске в Кисловодске, но мне, как и другим, было не до отдыха.  
Но мы и предположить тогда не могли,  что погибнет 346 человек!
А через неделю еще одна нелюдь убила мою маму…

Современный терроризм и права человека: кто кого?
(тезисы выступления на конференции в Федерации мира и согласия 22 сентября 2011 года)

1) Главными тенденциями развития современного терроризма являются, по крайней мере следующие 3 :
- разрушение барьеров между правыми и левыми терроризмами; террористические формы деятельности больше сближают террористов, чем идеологические догмы. Вполне было бы логично предположить, что  правые террористы должны мочить левых , и наоборот, однако на практике  99 % разрушительной  террористической активности направлено на мирных жителей;
- усиление роли провоцирующих факторов развития терроризма просчетами и злоупотреблениями,  допускаемыми государствами  при осуществлении своей внутренней  политики;
- толерантность общественного мнения к терроризму (чуть ли не четверть россиян после взрывов башен в Нью-Йорке пытались подвести теоретическую базу, оправдывающую террористов; в "КП" после теракта Брейвика я обнаружил на первой странице  мудрствования о том, что  "Европа получила по своей толерантной морде").

2) Следует иметь в виду, что оправдание терроризма и критика государства, когда государство само провоцирует терроризм, - не одно и то же.  Они  могут быть похожи друг на друга по форме,  но  преследуют  прямо противоположные цели:  апологеты террора стремятся к его , если не к росту, то по крайней мере к поддержанию на "приемлемом уровне", а критики государства, как силы, провоцирующей террор, мечтают с терроризмом покончить.

3) Терроризм всегда апеллирует к молодежи, как людям, не имеющим жизненного опыта, не осознающим отсутствие у них жизненного опыта, но желающим, чтобы добро победило зло, справедливость восторжествовала здесь и сейчас.  Почему - то российское государство в лице Министра образования решило помочь терроризму, снизив качество и стандарты образования, обкарнав программу исторического образования, исключив целые пласты отечественной литературы из школьной программы, выпуская в жизнь людей без нравственных ориентиров и исторической памяти.

4) Все чаще почему - то ставится проблема использования идей ислама для борьбы с терроризмом. Однако стоит вспомнить Ольстер, сихский терроризм, красных кхмеров Пол Пота, террористические  акции неоязычников и станет понятно, что дело здесь не в исламе. Попытки использовать религию для обоснования терроризма были, есть и будут.   Однако зрелая религия  всегда способна  противостоять тому, чтобы ее использовали во зло.  Весьма активно противостоит этому и ислам.

5) Терроризм нельзя победить, но его можно преодолеть, вылечить, сделать его постыдным для всех тех, чьим мнением террорист дорожит. Что является составными частями преодоления терроризма:
- воспитание исторического мышления;
- проведение последовательной и эффективной социальная политика;
- формирование общечеловеческих и правозащитных ценностей;
- создание справедливого мироустройства;
- обеспечение демократического режима внутри страны, как способа обеспечить реальное влияние всех политически активных сил на жизнь страны, общества  и собственную судьбу;
- обеспечение того, чтобы национальные антитеррористические институты были узкоспециализированными; иным словом,  эти институты не должны быть заинтересованными в сохранении террористической угрозы, как  условия своего сохранения.

6) Очаг террора не может затухнуть, он может быть только излечен. И Ольстер, и Страна Басков,  и Италия перестали быть зонами активного террора не в силу автоматизма исторических процессов, а в силу изменения приоритетов государственной стратегии. Государство заявило той части населения, которое поддерживало террористам: мы Вас уважаем, мы Вас слышим, Ваше мнение для нас важно, мы готовы работать вместе с Вами - и терроризм пошел на спад. Разумеется, после того, как  общество убедилось в том, что государство его не обмануло.

7) Необходимо создание под эгидой ООН Международных антитерористических сил - межгосудаственного института, не подчиняющегося конкретному национальному правительству,  с очень высокой репутацией и хорошей историей, не отягощенной позорными или сомнительными  страницами,  осуществляющими борьбу с террором.

8) Чему нас учат неудачи в Сомали? - Тому, что при преодолении терроризма необходимы комплексность, учет экологической обстановки, победы над социальными и культурными предпосылками терроризма борьба с терроризмом не может быть  сопряжена с грубыми нарушениями прав человека под флагом помощи.

9) Можно предложить следующие принципы борьбы  с терроризмом:
- борьба с терроризмом не должна влечь больше вреда, чем сам терроризм, антитеррор должен основываться на общепринятых нравственных  началах, а не их отрицании. К чему может привести бесчеловечные методы борьбы с терроризмом видно из дела воевавшего в Чечне Александра З., который после командировки в Чечню в своем родном Ижевске отрезал головы 3 гражданам, за что был осужден к пожизненному лишению свободы;
- борьба с терроризмом должна носить комплексный характер;  нельзя увлекаться силовой или пропагандисткой составляющей, забыв  про  социальные, экономические, культурные  корни терроризма,  как  идеологии, поведения или образа жизни;
-  главным препятствием развитию терроризма является понятная и последовательная социальная политика;
- главный способ борьбы с терроризмом - выявление и устранение социальных, экономических, политических и духовных причин терроризма.

10) Ревизия международного права под лозунгами борьбы с терроризмом способна  повлечь  обесценивание всех достижений 45 мирных послевоенных лет, возврат мира на 100 лет назад в начало 20 века.

11) Выгодность терроризма для недобросовестных сил в государстве демонстрирует дело бывшего сенатора Игоря Изместьева. Для того, чтобы  снизить опасность оправдательного  приговора,  к статьям обвинения Изместьева  искусственно  приделали  статью 205 УК РФ (терроризм), после чего  дело оказалось изъятым из юрисдикции суда присяжных.
Вообще же изъятие дела по терроризму из компетенции народных судей -  коллегии присяжных, одна из главных загадок современной российской действительности.  Если терроризм - реальная угроза и народ готов с ней бороться, то откуда берутся опасения того, что народ оправдает террористов? Нам говорят: присяжные боятся террористов. Однако наблюдениями и исследованиями специалистов этот вывод не подтверждается. Совершенно непонятно, чем террористы страшнее для присяжных, нежели, к примеру, киллеры или вооруженные банды, убивающие людей налево и направо.  Как можно понять, только одним, -  по ряду уголовных дел присяжные будут вынуждены  сломать себе  мозги, чтобы понять, каким образом обвиняемый, не имеющий  к терроризму никакого  отношения, внезапно оказался "террористом".

12) Трагедия Беслана, где погибло 346 человек, показала, что у террористов нет нравственных барьеров. Но ведь они не родились безнравственными убийцами. Их воспитанием занимались родители и учителя, братья и дедушка с бабушкой, друзья и СМИ. Однако никто не смог вложить в них уважение к людям, понимание высшей ценности человеческой жизни, недопустимости убийства человека, созданного, согласно канонам ислама и христианства по образу и подобию Божьему.
Формирование такого понимания у тех, кто в будущем могут стать пушечным мясом террористических организаций, и есть главная задача борьбы с терроризмом. 

Кавказ, Права Человека

Previous post Next post
Up