Офис МОПБО «Комитет за гражданские права»
4 августа 2021 г., г.Москва, первый этап круглого стола
Рекомендации
круглого стола по теме:
«Проблемы парков СВАО города Москвы и пути их решения».
В условиях урбанизации и глобализации человеческой культуры, отчуждения человека от природы, как одного из важнейших источников психологического, нравственного и физического благополучия человека, особое значение приобретают принципы и правила, на основании которых происходит посещение человеком природных комплексов, включения человека в биоритмы лесов и лесопарков.
Как уже отмечалось ранее на круглом столе по паркам г. Москвы, проведенном в 2013 год, успешное функционирование парков в городском поселении возможно исключительно на принципах:
- нейтрализации и обратимости текущего антропогенного воздействия;
- отказа от включения природных объектов в сферу интенсивного хозяйственного освоения;
- бесплатного доступа природных объектов для граждан, имеющих средние, низкие и сверхнизкие доходы;
- развитии семейных и групповых форм отдыха на природе;
- развития современной инфраструктуры отдыха на природе, соответствующей потребностям отдыхающих и сохранению природных объектов;
- формирования у граждан охранительных, а не потребительских установок к природным комплексам.
Законодательно закреплено разделение парков по типам:
- культуры и отдыха;
- особо охраняемые природные территории;
- скверы.
С августа 2020 года региональные ООПТ были исключены из числа объектов, в отношении которых должна проводиться государственная экологическая экспертиза проектов.
Это позволяет поставить интересы застройщиков и инвесторов выше интересов жителей, которые пользуются, нарушить климатообразующие и экологические функции парков.
При конфликте между комфортностью природной среды и ее благоприятностью, приоритет должен быть за ее благоприятностью, так как именно она гарантирована Конституцией РФ.
При уходе за зелеными насаждениями в парках:
- своевременно не удаляется сухостой;
- производится покос луговых газонов;
В соответствии с данными принципами, участники круглого стола рекомендуют:
- Проводить благоустройство парков:
- силами специализированных организаций, а не ГБУ «Жилищник» районов города, не имеющих опыта такой работы.
- Не допускать проведения работ до утверждения проекта вне сезона, когда осуществление таких работ возможно.
- Считать необходимыми элементами каждого парка:
- Зоны отдыха для различных категорий населения (родителей с малолетними детьми, подростков, молодежи, работающего населения, пожилого населения);
- Дреннажную систему;
- Зону выгула собак;
- Информационные стенды;
- Луговые газоны;
- Туалеты;
- Уголки дикой природы.
- При уходе за деревьями:
3.1. Проводить обрезку ветвей тополей, мешающих выживанию других деревьям;
4. Выделить парки в отдельные хозяйствующие единицы, предусмотрев, что
4.1. Директором парка должен быть человек, имеющий биологическое образование;
4.2. В штат парка должны входить садоводы, специалисты по почве
- Внести изменение в 174-ФЗ «О государственной экологической экспертизе», восстановив норму ст. 12, которая предусматривала обязательную государственную экологическую экспертизу проектов региональных ООПТ.
- Привести постановление Правительства Москвы № 1012 от в соответствие с Законом г. Москвы, который предусматривает более высокий статус регионального ООПТ
- Для обеспечения общественного контроля за сохранением и развитием парков:
- Создать из числа активных жителей общественные советы при парках.
- В парке «Торфянка»:
- Отменить постановление Правительства о выделении 0,2 га для нужд РПЦ.
- Оборудовать ливневой канализацией.
9. Предусмотреть в планах воспитательной работы образовательных учреждений:
- лекции, практические занятия и диспуты на темы, связанные с ролью граждан в качестве субъектов экологических правоотношений;
- проведение лекций и бесед по экологическому просвещению детей и молодежи в различных учебных заведениях, начиная с детских дошкольных учреждений;
- проведение экскурсий под условными названиями «Наша речка», «Наш лес», «Наш луг», «Флора нашего района» и т.д. с изучением флоры и фауны, природного многообразия данных природных объектов;
- участие детей в посадках;
- шире использовать посадку деревьев, посвященных конкретным выдающимся людям, семьям, именных деревьев учащихся, поощрение лиц, посадивших наибольшее количество прижившихся деревьев;
- проведение конкурсов сочинений, плакатов, рисунков, викторин на экологическую и природоохранную тематику.
10. При ужесточении наказания за экологические правонарушения четко отработать механизмы фиксации правонарушений, предусмотрев использование средств видеофиксации нарушений.
11. Изучить взаимосвязь между загрязнением лесных и лесопарковых массивов и культурой поведения жителей мегаполисов, мотивы экологически опасного поведения, культурно значимые факторы, которые способны изменить поведение лиц, отдыхающих на
А.В.Бабушкин