Москва, Комитет за гражданские права, 23 июня 2021 года
Круглый стол «Как защитить права дачников?»
23 июля 2021 года в России отмечается День дачника.
Сохранение садово-огородных товариществ является стратегической задачей развития России. Развитие садово-огородной деятельности позволяет:
- повысить качество и уровень жизни наименее состоятельной части населения;
- сохранить здоровье населения и защитить здоровый образ жизни;
- сохранить коллективистские традиции, характерные для народов России;
- благоустроить территории, прилегающие к городам и крупным населенным пунктам;
- развивать биологическое разнообразие в сфере цветоводства, декоративного садоводства, выращивания овощей и фруктов.
В России идет фронтальное наступление на садово-огородную деятельность, что подрывает здоровья население, ухудшает материальное положение семей, создает угрозу правам собственности и владения.
Массовое садоводство и огородничество уходит корнями в 1949 год, когда было принято постановление Совета Министров СССР № 807 от 24 февраля 1949 года «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих».
В 2010 году в России насчитывалось 125 тыс. садовых товариществ. Однако уже через 10 лет в ЕГРЮЛ было включено немногим более 49 тыс. садово-огородных товариществ.
С 2002 года регистрация товариществ была передана налоговым органам. По надуманным основаниям налоговым органом было ликвидировано 80 тыс. товариществ, но которые , по факту, являются действующими.
Ни одно садоводческое, огородническое некоммерческое товарищество не прекратило свое существование на своих землях, только благодаря тому, что , до сегодняшнего дня, содержится на денежные средства граждан. В то время, как с лица России исчезли более 50 000 сел, хуторов, деревень, которые были подведомтсвенны органам местного самоуправления.
В настоящее время сформировано 21 млн. земельных участков для садово-огородной деятельности. Однако над большей частью владельцев этих участков нависла угроза изъятия участков и сноса садовых домиков.
Не выполняется указ Президента РФ об урегулировании правоотношений, связанных с садово-огородной деятельностью, от 14 апреля 2014 года за номером 840..
В п. 22 Дорожной карты (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.12,2012 года за номером 2236-р) гласит, что земельные участки, поставленные на кадастровый учет, в законодательном порядке, до 2008 года, но не внесенные в ЕГРН, должны быть сняты с кадастрового учета, а 23 пунктом обязывали органы местного самоуправления, как бесхозяйные, забирать в свою собственность. Данная норма перешла в статью 70 часть 3 ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости». Между тем, только 38 % участков для СНТ внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В связи с принятием Федерального Закона 339-ФЗ от 2018 года более 3 млн. строений на земельном участках, которые были предоставлены гражданам под ведение огородничества, могут быть признаны самостроем. Ранее, действующий ФЗ № 66 от 15 апреля 19987 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», нормой статьи 1 определял порядок возможности возведения на таких землях не капитальные строения, то есть садовые дома. Также данная норма была определена Классификатором видов разрешенного использования земель.
Российские дачники сталкиваются с многочисленными проблемами, среди которых:
- Уничтожение в процессе приватизации предприятий документов о выделении их работникам земель для ведения садово-огородной деятельности.
- Восстановить действие Постановления Совета Министров СССР № 807 от 24 февраля 1949 года «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих»
- Неразвитость дорожно-транспортной инфраструктуры, что делает ряд дачных местностей труднодоступными.
- Законно возведенные строения попадают в риск их признания самостроем.
- Ликвидация товариществ, как юридических лиц влечет:
- прекращения действия ранее выданных документов с утратой права на ранее выданные земельные участки и признания возведенных строений самостроем;
- расторжение договоров с энергосбытовой организацией и организацией по вывозу ТБО.
6. Операторы по вывозу ТБО зачастую не выполняют свои обязанности по вывозу мусора.
7. Создана реальная угроза для граждан имеющих садовые дома и, постоянно проживающих в квартирах по договору социального найма, что данные договора буду расторгнуты, так как , на законодательном уровне, приравняли садовые дома к жилым домам. В результате создана угроза выдавливания горожан на данные территории, которые не пригодны для круглогодичного проживания.
8. С 01.01.2019 года, малоимущие граждане, имеющие садовые дома, не будут поставлены на жилищный учет. Таким образом, на законодательном уровне , в России, ликвидируется жилищный учет.
Участники круглого стола рекомендуют:
- Федеральной налоговой службе:
- Вернуть в ЕГРЮЛ ликвидированные садово-огородные товарищества, восстановив их статус юридических лиц.
- Налоговой инспекции не рассматривать садовые дома как жилые дома при налогообложении, так как в части 2 статьи 401 НК РФ не указаны садовые дома.
- Федеральному законодателю:
- Установить охранный статус садово-огородных товариществ для их защиты от произвола государственных органов, коммерческих или криминальных структур.
- Восстановить право граждан на земельные участки, не внесенные в ЕГРН, но поставленные, в законодательном порядке на кадастровый учет до 2008 года - восстановить кадастровый учет, так норма части 3 статьи 70 противоречит норме статьи 69 ФЗ № 218.
1.1. Восстановить право лиц, у которых изымают земельные участки, предоставленные под ведение садоводства, огородничества, на компенсацию их рыночной стоимости. Федеральный Закон 499-ФЗ от 2014 года предусмотрел при изъятии земельных участков возмещение убытков вместо рыночной компенсации. Однако затем это право было отменено нормой части 16 статьи 53 ФЗ № 217 от 29.07.2017 года «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
1.2. Отменить норму, согласно которой дачные дома должны соответствовать тем же стандартам, что и жилые дома в соответствии нормы части 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
1.3. Вернуть судебный порядок признания строений самостроем -
статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации..
1.4. Отменить норму, в соответствие с которой при комплексном развитии территории (ФЗ № 494 от 30.12.2020 года, чиновниками , без предварительного согласования с собственниками недвижимого имущества (квартиры, жилые дома, садовые дома) , принимаются решения по комплексной застройки территории, которая, после изготовления проекта застройки, по факту , выставляется на аукцион вместе с людьми проживающих в многоквартирных домах, в жилых домах, в садовых домах.
1.5. Вернуть в законодательство возможность проведения собраний товариществ в форме общих собраний уполномоченных , так как собрать 50 % +1 голос от членов больших товариществ невозможно.
2. Правительству России:
2.1. Отменить требование к лицензированию деятельности по устройству артезианских скважин.
2.2. Вернуть земли садово-огородных товариществ в бессрочное и безвозмездное пользование садоводов, которые не внесены в ЕГРН.
2.3. В случае ликвидации товариществ в связи с их расположения в зоне газо- и трубопроводов осуществлять рыночную компенсацию изымаемых земельных участков и сносимых строений.
2.4. Восстановить оборудование товариществ пожарными прудами.
3. Минсельхозу:
3.1. Выйти с законодательной инициативой и исключить статью 10.12 КоАП, которая была внесена 01.07.2021 году: «Нарушение “правил” производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. России», так как такая норма приведет к необоснованным щтрафным санкциям.
4. Минтрансу России:
4.1. Восстановить и развить систему маломерного пассажирского наземного транспорта для связей поселений с садовыми товариществами. Включить финансирование ремонта дорог к садового-огородным товариществам в совместное ведение органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
4.2. Минпромторгу восстановить работу в садовых товариществах выездных магазинов.