Пределы полномочий прав граждан при осуществлении общественного контроля за полицией.

Jul 13, 2021 18:06

Граждане, как субъекты общественного контроля за полицией
(проект рекомендации ПК № 10 СПЧ).

В соответствие с приказом МВД РФ от 2 августа 2012 г. N 754 "О порядке посещения без специального разрешения членами общественных советов при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах помещений, занимаемых органами внутренних дел, а также мест принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, задержанных лиц, лиц, подвергнутых административному аресту" члены Общественных Советов при  органов внутренних дел имеют право посещения органов внутренних дел.

Вместе с тем, данный Порядок не умаляет права иных участников общественного контроля, так как не содержит ограничительных или запретительных мер в сфере общественного контроля для других субъектов такого контроля.

Так, в соответствие со ст. 50 Федерального Закона 3-ФЗ «О полиции» граждане Российской Федерации, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом.  Общественная палата Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью полиции в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации".  Общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий осуществляют контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания". Общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах.

Таким образом, именно граждане, по смыслу ст. 8 Федерального Закона «О полиции», в соответствие с которой «деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции…» вправе осуществлять общественный контроль за деятельностью полиции.

Соответственно, граждане, как субъекты общественного контроля, осуществляют общественный контроль за теми сторонами деятельности полиции, которые открыты, без разрешения соответствующих должностных лиц, и за теми сторонами деятельности полиции, доступ к которым не является свободным, - с разрешения должностных лиц, которое те дают по своему усмотрению.

Таким образом, никаких препятствий для осуществления гражданами общественного контроля за деятельностью полиции, в действующей правовой системе Российской Федерации не имеется.
А. В. Бабушкин

Общественный контроль, СПЧ, Совет при Президенте, Полиция

Previous post Next post
Up