Доклад - методика проверки учреждений МВД - 26.11.20

Nov 29, 2020 00:51

Доклад «Общие задачи правозащитников и уголовно-исполнительной системы.
Методика проверки жалоб на нарушения прав человека в специальных приемниках для содержания административно арестованных,  специальных помещениях  для задержанных в  органах внутренних дел и Центрах временного содержания иностранных граждан».
(выступление на семинаре Уполномоченных по правам человека 26.11.20)

  1. Общие задачи правозащитников и ФСИН России. 
Правозащитники, как представляющие гражданское общество, так и представляющие государственную правозащиту имеют 4 важные совместные задачи:
  1. Сохранение ФСИН России, как самостоятельного ведомства, которое не будет ставить соблюдение прав человека в зависимость от интересов следствия.
  2. Создание в структуре ФСИН России, как единственного заинтересованного федерального органа, Службы пробации для работы с обвиняемыми, не взятыми под стражу, осужденными к наказанию, альтернативному лишению свободы, освобожденными из мест лишения свободы.
  3. Создание в учреждениях УИС условий, обеспечивающих достижение целей наказания, в первую очередь исправления человека, совершившего преступление.
  4. Снижение численности тюремного населения до догулаговского уровня 1930 года - 115 человек человек на 100 тыс. жителей или 179 тысяч заключенных на 156 миллионов человек. Так, только в 1934 году  количество заключенных достигло нынешнего уровня в 510 тыс. человек, правда при населении в 159 млн. человек.
Представляется, что все эти задачи взаимообусловлены и вытекают одна из другой.
В связи с этим хотелось бы обратить внимание на предложение нашего эксперта В.М. Гефтера о проведении амнистии, которая могла бы разгрузить наши тюрьмы от тех, кто уже не нуждается в отбытии наказания.

2. Методика проверки СПЗЛ (специальных помещений для задержанных лиц органов внутренних дел) и отделов МВД.

В рамках такой проверки необходимо проверить:

Предмет проверки
способ проверки

  1. Соблюдение сотрудниками дежурной части требований о вежливом и культурном обращении с гражданами

- изучение отзывов в сети Интернет;
- опрос задержанных;
- опрос лиц, ранее находившихся в отделе и переведенных в ИВС, спецприемник, ЦВСИГ, СИЗО;
- личное наблюдение;
- изучение записей с камер видеонаблюдения

  1. Сроки доставки граждан с места задержания

- опрос задержанных;
- изучение соответствующих граф Книги учета лиц, доставленных в дежурную часть

  1. Реализация права на телефонный разговор в течение не позднее 3 часов с момента доставления

- опрос задержанных;
- опрос лиц, ранее находившихся в отделе и переведенных в ИВС, спецприемник, ЦВСИГ, СИЗО;
- личное наблюдение;
- изучение составленных в отношении доставленных протоколов

  1. Предоставление возможности пользоваться личным телефоном до вынесения решения суда о задержании или аресте

- опрос задержанных;
- опрос лиц, ранее находившихся в отделе и переведенных в ИВС, спецприемник, ЦВСИГ, СИЗО;
- личное наблюдение;
- осмотр мест хранения личных вещей доставленных



  1. Обеспечение сохранности личных вещей и документов доставленных

- опрос задержанных;
- опрос лиц, ранее находившихся в отделе и переведенных в ИВС, спецприемник, ЦВСИГ, СИЗО;
- личное наблюдение;
- осмотр мест хранения личных вещей доставленных (сейфа, ячеек для вещей, камеры хранения и т.д.)

  1. Обеспечение горячим питанием задержанных на срок более 3 часов

- опрос задержанных;
- опрос лиц, ранее находившихся в отделе и переведенных в ИВС, спецприемник, ЦВСИГ, СИЗО;
- личное наблюдение;
- проверка книг выдачи питания;
- осмотр запаса сух пайков, проверка их срока годности, калорийности, условий хранения; либо проверка документации на поставку в СПЗЛ горячего питания;
- проверка того, не превышает ли отказ от получения питания 15-20 %  от общего числа задержанных

  1. Доступ к питьевой воде

- опрос задержанных;
- опрос лиц, ранее находившихся в отделе и переведенных в ИВС, спецприемник, ЦВСИГ, СИЗО;
- личное наблюдение;
- наличие в отделе кулера с водой и стаканчиками

  1. Доступ адвокатов к задержанным

- опрос задержанных;
- опрос лиц, ранее находившихся в отделе и переведенных в ИВС, спецприемник, ЦВСИГ, СИЗО;
- личное наблюдение;
- опрос адвокатов;
- выезд сотрудников Аппарата УПЧ, общественных помощников УПЧ, членов ОНК на жалобы о недопуске адвокатов в отдел

  1. Состояние камер (СПЗЛ и бывших КАЗ)  на предмет наличия запаха, влажности, мощности освещения, работы вентиляции, увента стен,  чистоты, отсутствия выступов 

- личное наблюдение;
- измерение освещенности при помощи люксметра, движения воздуха,
- осмотр стен, пола, потолка

  1. Состояние туалета

- личное наблюдение;
- проверка исправности сантехнического оборудования, освещения, чистоты;
- проверка наличия туалетной бумаги, мыла, ершика

  1. Состояние спальных мест

- проверка являются ли скамьи по конструкции скамьями сплошного заполнения;
- проверка наличия матрасов, подушек, одеял, постельного белья;
- проверка их выдачи под роспись

  1. Наличие контактов ОНК, УПЧ, Общественных Советов

- осмотр стендов в уголке заявителей и в комнате процессуальных действий

  1. Состояние кабинета процессуальных действий

- наличие стенда и наличие на нем выписок из КоАП РФ, УПК РФ, приказа МВД № 389, Федерального закона 3-ФЗ «О полиции»;
- наличие кушетки;
- наличие аптечки;
- наличие актуальных УПК РФ, КоАП РФ, Закона «О полиции»

  1. Состояние уголка заявителя

- проверка наличия столов, образцов документов, достаточного количества стульев;
- проверка наличия информации на стендах, в том числе контактов участковых уполномоченных полиции, контактов, ОНК, ОПЧ, ОС при ОВД и т.д.

  1. Проверка соответствия административной практики задаче обеспечения прав человека

- соотнесение записей в книге учета доставленных с книгой учета сообщений о происшествиях;
- соотнесение оснований доставления (распитие, мелкое хулиганство, употребление наркотиков, мелкая кража) с теми административными правонарушениями, которые на самом деле волнуют жителей

  1. Использование положительного опыта УВД по СВАО г. Москвы  по выдаче лицам, задержанным на срок более 3 часов и помещенным в СПЗЛ тапочек

- проверка наличия 1-разовых или пластиковых и пригодных к обработке тапочек;
- проверка выдачи тапочек лицам, помещенным в камеры более, чем  на 3 часа.

3. Методика проверки Спецприемников для лиц, подвергнутых административному аресту.
В рамках такой проверки необходимо проверить:

Предмет проверки
способ проверки

  1. Соблюдение сотрудниками спецприемника требований о вежливом и культурном обращении с гражданами

- изучение отзывов в сети Интернет;
- опрос арестованных;
- опрос лиц, ранее находившихся в  спецприемнике; 
- личное наблюдение;
- изучение записей с камер видеонаблюдения

  1. Время приема прибывших лиц, повергнутых административному аресту 

- опрос арестованных;
- личный контроль прибывших автомашин

  1. Предоставление свиданий

- наличие комнаты для свиданий;
- оборудована ли данная комната стульями и столом, информационными стендами, ее санитарное и эстетическое состояние

  1. Конструкция и состояние кроватей

- проверка устойчивости кроватей, при наличии 2-го яруса - расстояния между ярусами (не менее 90 см.), наличия подъемной лестницы и барьеров безопасности, состояния кроватницы;
- проверка того,  имеются ли кровати для людей с ростом больше 180 см.;
- проверка состояния матрасов, подушек, одеял, постельного белья

  1. Выдача полотенец

Проверить, выдаются ли 2 полотенца - для лица и для тела

  1. Оборудование мест для ожидания граждан

- проверка того, имеется ли около входа место (скамейки с навесом), где могут подождать начала свидания  или приема передачи прибывшие лица;
- проверка наличия стенда для посетителей, имеется ли на нем основная востребованная информация

  1. Реализация права на телефонные переговоры

- проверка того, имеется ли возможность подзарядки мобильных телефонов, оплаты мобильной связи;
- наличие доступных для арестованных стационарных телефонов

  1. Состояние камер

- проверка освещения, вентиляции, возможности открытия окон;
- проверка состояния потолков и стен, цвета, используемого для покраски камер

  1. Реализация права на прием передач

- проверка наличия места для досмотра передач;
- проверка наличия в камерах и на стендах для посетителей информации о порядке приема передач, а также о том, что и в каком количестве можно передавать

  1. Выдача в камеры книг и настольных игр

- проверка наличия литературы, оказывающей воспитательное воздействие;
- проверка наличия юридической литературы;
- проверка наличия настольных игр и их выдачу в камеры

  1. Реализация права на прогулку

- проверка наличия прогулочного дворика, его санитарного и эстетического состояния;
- опрос арестованных на предмет их вывода на прогулку;
- проверка наличия у арестованных одежды и обуви по сезону для прогулки;
- проверка наличия в прогулочном дворе скамейки, навеса от непогоды, турника, дренажной системы для слива осадков;
- проверка наличие во дворике часов для контроля времени прогулки

  1. Отправка жалоб и заявлений

- проверка выдачи в камеры бумаги, ручек, необходимых для составления жалоб нормативно-правовых актов;
- проверка своевременности регистрации жлоб и заявлений;
- проверка своевременности отправки жлоб и заявлений

4. Методика проверки Центра Временного содержания иностранных граждан.
ЦВСИГ были созданы на основании ст. 35.1 Федерального Закона 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан». 
В рамках такой проверки представляется необходимым проверить:

Предмет проверки
способ проверки

  1. Соблюдение сотрудниками ЦВСИГ требований о вежливом и культурном обращении с гражданами

- изучение отзывов в сети Интернет;
- опрос содержащихся;
- опрос лиц, ранее находившихся в  спецприемнике; 
- личное наблюдение;
- изучение записей с камер видеонаблюдения

  1. Недопустимость содержания в ЦВСИГ лиц без гражданства, не имеющих вида на жительство в иностранных государства

- проверка наличия в ЦВСИГ ЛБГ, не имеющих вида на жительство за пределами РФ

  1. Недопустимость выдворения из РФ граждан, супруги, дети или родители которых имеют гражданство РФ и постоянно живут в РФ (ст. 8 Конвенции прав человека)

- опрос выдворяемых;
- изучение личных дел на предмет наличия в них соответствующих документов;
- прием родственников выдворяемых на личном приеме; изучение представленных ими документов

  1. Оказание медицинской помощи выдворяемым

- проверка наличия в штате ЦВСИГ фельдшера и врача;
- проверка лекарств;
- опрос выдворяемых о качестве и своевременности оказания мед. помощи;
- своевременность прибытия наряда скорой помощи;  
- наличие договора и взаимодействия с системой территориальной медицины

  1. Наличие нарушения в виде покамерного содержания выдворяемых

Проверка того, содержатся ли выдворяемые в запираемых камерах, проверка оснований для такого содержания, изучения нормативно-правовых актов

  1. Анализ Правил внутреннего распорядка ЦВСИГ 

- проверка того, приняты ли такие Правила;
- их анализ на предмет наличия в них норм, нарушающих права человека либо содержащие правовую неопределенность

  1. Доступ выдворяемых к телефону

- проверка того, не является ли ограничение на достурпа выдворяемых к своему телефону чрезмерными;
- проверка того, есть ли возможность подзарядить телефон

  1. Наличие доступа к информации

- проверка наличия в доступном для выдворяемых месте телеприемника, радио, газет;
- проверка наличия изданий на национальных языках

  1. Возможности для прогулок 

- проверка достаточности размеров прогулочного дворика;
- проверка наличия прогулочных в нем условий для занятий спортом и подвижными играми;
- наличие скамеек и навесов от осадков

  1. Работа с лицами, обратившимися о предоставлении им убежища

- проверка оказания таким лицам помощи в сборе документов;
- проверка освобождения лиц, обратившихся за убежище;

  1. Длительность содержания в ЦВСИГ

Проверка наличия лиц, содержащихся в ЦВСИГ 2 года 10 дней, а также того, устранены ли ошибки  при опредедении сроков нахождения, когда между сроками давности привлечения к административной ответственности сроками нахождения в ЦВСИГ необоснованно ставится знак равенства

  1. Питание выдворяемых

- проверка достаточности указанного питания в части энергетической емкости и сбалансированности; 
- предоставление лечебного питания в связи с состоянием здоровья;
- органолептические качества питания;
- наличие холодильников для хранения продуктов

  1. Наличие среди выдворяемых студентов

- проверка обстоятельств признания студентов нарушивших миграционные правила

  1. Предоставление передач

- проверка того, принимаются ли и отправляются передачи

  1. Отправка писем, жалоб и заявлений 

- проверка полноты и своевременности регистрации и отправки писем, жалоб и заявлений;
- наличие в ЦВСИГ  услуги ООО «Специальные электронные системы» «ФСИН-письмо»

Я также обратил внимание на частные жалобы на условия содержания ЦВСИГ  Тульской, Владимирской и Ивановской областей

А. Бабушкин

МВД РФ, Полиция

Previous post Next post
Up