Доклад «Общие задачи правозащитников и уголовно-исполнительной системы.
Методика проверки жалоб на нарушения прав человека в специальных приемниках для содержания административно арестованных, специальных помещениях для задержанных в органах внутренних дел и Центрах временного содержания иностранных граждан».
(выступление на семинаре Уполномоченных по правам человека 26.11.20)
- Общие задачи правозащитников и ФСИН России.
Правозащитники, как представляющие гражданское общество, так и представляющие государственную правозащиту имеют 4 важные совместные задачи:
- Сохранение ФСИН России, как самостоятельного ведомства, которое не будет ставить соблюдение прав человека в зависимость от интересов следствия.
- Создание в структуре ФСИН России, как единственного заинтересованного федерального органа, Службы пробации для работы с обвиняемыми, не взятыми под стражу, осужденными к наказанию, альтернативному лишению свободы, освобожденными из мест лишения свободы.
- Создание в учреждениях УИС условий, обеспечивающих достижение целей наказания, в первую очередь исправления человека, совершившего преступление.
- Снижение численности тюремного населения до догулаговского уровня 1930 года - 115 человек человек на 100 тыс. жителей или 179 тысяч заключенных на 156 миллионов человек. Так, только в 1934 году количество заключенных достигло нынешнего уровня в 510 тыс. человек, правда при населении в 159 млн. человек.
Представляется, что все эти задачи взаимообусловлены и вытекают одна из другой.
В связи с этим хотелось бы обратить внимание на предложение нашего эксперта В.М. Гефтера о проведении амнистии, которая могла бы разгрузить наши тюрьмы от тех, кто уже не нуждается в отбытии наказания.
2. Методика проверки СПЗЛ (специальных помещений для задержанных лиц органов внутренних дел) и отделов МВД.
В рамках такой проверки необходимо проверить:
Предмет проверки
способ проверки
- Соблюдение сотрудниками дежурной части требований о вежливом и культурном обращении с гражданами
- изучение отзывов в сети Интернет;
- опрос задержанных;
- опрос лиц, ранее находившихся в отделе и переведенных в ИВС, спецприемник, ЦВСИГ, СИЗО;
- личное наблюдение;
- изучение записей с камер видеонаблюдения
- Сроки доставки граждан с места задержания
- опрос задержанных;
- изучение соответствующих граф Книги учета лиц, доставленных в дежурную часть
- Реализация права на телефонный разговор в течение не позднее 3 часов с момента доставления
- опрос задержанных;
- опрос лиц, ранее находившихся в отделе и переведенных в ИВС, спецприемник, ЦВСИГ, СИЗО;
- личное наблюдение;
- изучение составленных в отношении доставленных протоколов
- Предоставление возможности пользоваться личным телефоном до вынесения решения суда о задержании или аресте
- опрос задержанных;
- опрос лиц, ранее находившихся в отделе и переведенных в ИВС, спецприемник, ЦВСИГ, СИЗО;
- личное наблюдение;
- осмотр мест хранения личных вещей доставленных
- Обеспечение сохранности личных вещей и документов доставленных
- опрос задержанных;
- опрос лиц, ранее находившихся в отделе и переведенных в ИВС, спецприемник, ЦВСИГ, СИЗО;
- личное наблюдение;
- осмотр мест хранения личных вещей доставленных (сейфа, ячеек для вещей, камеры хранения и т.д.)
- Обеспечение горячим питанием задержанных на срок более 3 часов
- опрос задержанных;
- опрос лиц, ранее находившихся в отделе и переведенных в ИВС, спецприемник, ЦВСИГ, СИЗО;
- личное наблюдение;
- проверка книг выдачи питания;
- осмотр запаса сух пайков, проверка их срока годности, калорийности, условий хранения; либо проверка документации на поставку в СПЗЛ горячего питания;
- проверка того, не превышает ли отказ от получения питания 15-20 % от общего числа задержанных
- Доступ к питьевой воде
- опрос задержанных;
- опрос лиц, ранее находившихся в отделе и переведенных в ИВС, спецприемник, ЦВСИГ, СИЗО;
- личное наблюдение;
- наличие в отделе кулера с водой и стаканчиками
- Доступ адвокатов к задержанным
- опрос задержанных;
- опрос лиц, ранее находившихся в отделе и переведенных в ИВС, спецприемник, ЦВСИГ, СИЗО;
- личное наблюдение;
- опрос адвокатов;
- выезд сотрудников Аппарата УПЧ, общественных помощников УПЧ, членов ОНК на жалобы о недопуске адвокатов в отдел
- Состояние камер (СПЗЛ и бывших КАЗ) на предмет наличия запаха, влажности, мощности освещения, работы вентиляции, увента стен, чистоты, отсутствия выступов
- личное наблюдение;
- измерение освещенности при помощи люксметра, движения воздуха,
- осмотр стен, пола, потолка
- Состояние туалета
- личное наблюдение;
- проверка исправности сантехнического оборудования, освещения, чистоты;
- проверка наличия туалетной бумаги, мыла, ершика
- Состояние спальных мест
- проверка являются ли скамьи по конструкции скамьями сплошного заполнения;
- проверка наличия матрасов, подушек, одеял, постельного белья;
- проверка их выдачи под роспись
- Наличие контактов ОНК, УПЧ, Общественных Советов
- осмотр стендов в уголке заявителей и в комнате процессуальных действий
- Состояние кабинета процессуальных действий
- наличие стенда и наличие на нем выписок из КоАП РФ, УПК РФ, приказа МВД № 389, Федерального закона 3-ФЗ «О полиции»;
- наличие кушетки;
- наличие аптечки;
- наличие актуальных УПК РФ, КоАП РФ, Закона «О полиции»
- Состояние уголка заявителя
- проверка наличия столов, образцов документов, достаточного количества стульев;
- проверка наличия информации на стендах, в том числе контактов участковых уполномоченных полиции, контактов, ОНК, ОПЧ, ОС при ОВД и т.д.
- Проверка соответствия административной практики задаче обеспечения прав человека
- соотнесение записей в книге учета доставленных с книгой учета сообщений о происшествиях;
- соотнесение оснований доставления (распитие, мелкое хулиганство, употребление наркотиков, мелкая кража) с теми административными правонарушениями, которые на самом деле волнуют жителей
- Использование положительного опыта УВД по СВАО г. Москвы по выдаче лицам, задержанным на срок более 3 часов и помещенным в СПЗЛ тапочек
- проверка наличия 1-разовых или пластиковых и пригодных к обработке тапочек;
- проверка выдачи тапочек лицам, помещенным в камеры более, чем на 3 часа.
3. Методика проверки Спецприемников для лиц, подвергнутых административному аресту.
В рамках такой проверки необходимо проверить:
Предмет проверки
способ проверки
- Соблюдение сотрудниками спецприемника требований о вежливом и культурном обращении с гражданами
- изучение отзывов в сети Интернет;
- опрос арестованных;
- опрос лиц, ранее находившихся в спецприемнике;
- личное наблюдение;
- изучение записей с камер видеонаблюдения
- Время приема прибывших лиц, повергнутых административному аресту
- опрос арестованных;
- личный контроль прибывших автомашин
- Предоставление свиданий
- наличие комнаты для свиданий;
- оборудована ли данная комната стульями и столом, информационными стендами, ее санитарное и эстетическое состояние
- Конструкция и состояние кроватей
- проверка устойчивости кроватей, при наличии 2-го яруса - расстояния между ярусами (не менее 90 см.), наличия подъемной лестницы и барьеров безопасности, состояния кроватницы;
- проверка того, имеются ли кровати для людей с ростом больше 180 см.;
- проверка состояния матрасов, подушек, одеял, постельного белья
- Выдача полотенец
Проверить, выдаются ли 2 полотенца - для лица и для тела
- Оборудование мест для ожидания граждан
- проверка того, имеется ли около входа место (скамейки с навесом), где могут подождать начала свидания или приема передачи прибывшие лица;
- проверка наличия стенда для посетителей, имеется ли на нем основная востребованная информация
- Реализация права на телефонные переговоры
- проверка того, имеется ли возможность подзарядки мобильных телефонов, оплаты мобильной связи;
- наличие доступных для арестованных стационарных телефонов
- Состояние камер
- проверка освещения, вентиляции, возможности открытия окон;
- проверка состояния потолков и стен, цвета, используемого для покраски камер
- Реализация права на прием передач
- проверка наличия места для досмотра передач;
- проверка наличия в камерах и на стендах для посетителей информации о порядке приема передач, а также о том, что и в каком количестве можно передавать
- Выдача в камеры книг и настольных игр
- проверка наличия литературы, оказывающей воспитательное воздействие;
- проверка наличия юридической литературы;
- проверка наличия настольных игр и их выдачу в камеры
- Реализация права на прогулку
- проверка наличия прогулочного дворика, его санитарного и эстетического состояния;
- опрос арестованных на предмет их вывода на прогулку;
- проверка наличия у арестованных одежды и обуви по сезону для прогулки;
- проверка наличия в прогулочном дворе скамейки, навеса от непогоды, турника, дренажной системы для слива осадков;
- проверка наличие во дворике часов для контроля времени прогулки
- Отправка жалоб и заявлений
- проверка выдачи в камеры бумаги, ручек, необходимых для составления жалоб нормативно-правовых актов;
- проверка своевременности регистрации жлоб и заявлений;
- проверка своевременности отправки жлоб и заявлений
4. Методика проверки Центра Временного содержания иностранных граждан.
ЦВСИГ были созданы на основании ст. 35.1 Федерального Закона 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан».
В рамках такой проверки представляется необходимым проверить:
Предмет проверки
способ проверки
- Соблюдение сотрудниками ЦВСИГ требований о вежливом и культурном обращении с гражданами
- изучение отзывов в сети Интернет;
- опрос содержащихся;
- опрос лиц, ранее находившихся в спецприемнике;
- личное наблюдение;
- изучение записей с камер видеонаблюдения
- Недопустимость содержания в ЦВСИГ лиц без гражданства, не имеющих вида на жительство в иностранных государства
- проверка наличия в ЦВСИГ ЛБГ, не имеющих вида на жительство за пределами РФ
- Недопустимость выдворения из РФ граждан, супруги, дети или родители которых имеют гражданство РФ и постоянно живут в РФ (ст. 8 Конвенции прав человека)
- опрос выдворяемых;
- изучение личных дел на предмет наличия в них соответствующих документов;
- прием родственников выдворяемых на личном приеме; изучение представленных ими документов
- Оказание медицинской помощи выдворяемым
- проверка наличия в штате ЦВСИГ фельдшера и врача;
- проверка лекарств;
- опрос выдворяемых о качестве и своевременности оказания мед. помощи;
- своевременность прибытия наряда скорой помощи;
- наличие договора и взаимодействия с системой территориальной медицины
- Наличие нарушения в виде покамерного содержания выдворяемых
Проверка того, содержатся ли выдворяемые в запираемых камерах, проверка оснований для такого содержания, изучения нормативно-правовых актов
- Анализ Правил внутреннего распорядка ЦВСИГ
- проверка того, приняты ли такие Правила;
- их анализ на предмет наличия в них норм, нарушающих права человека либо содержащие правовую неопределенность
- Доступ выдворяемых к телефону
- проверка того, не является ли ограничение на достурпа выдворяемых к своему телефону чрезмерными;
- проверка того, есть ли возможность подзарядить телефон
- Наличие доступа к информации
- проверка наличия в доступном для выдворяемых месте телеприемника, радио, газет;
- проверка наличия изданий на национальных языках
- Возможности для прогулок
- проверка достаточности размеров прогулочного дворика;
- проверка наличия прогулочных в нем условий для занятий спортом и подвижными играми;
- наличие скамеек и навесов от осадков
- Работа с лицами, обратившимися о предоставлении им убежища
- проверка оказания таким лицам помощи в сборе документов;
- проверка освобождения лиц, обратившихся за убежище;
- Длительность содержания в ЦВСИГ
Проверка наличия лиц, содержащихся в ЦВСИГ 2 года 10 дней, а также того, устранены ли ошибки при опредедении сроков нахождения, когда между сроками давности привлечения к административной ответственности сроками нахождения в ЦВСИГ необоснованно ставится знак равенства
- Питание выдворяемых
- проверка достаточности указанного питания в части энергетической емкости и сбалансированности;
- предоставление лечебного питания в связи с состоянием здоровья;
- органолептические качества питания;
- наличие холодильников для хранения продуктов
- Наличие среди выдворяемых студентов
- проверка обстоятельств признания студентов нарушивших миграционные правила
- Предоставление передач
- проверка того, принимаются ли и отправляются передачи
- Отправка писем, жалоб и заявлений
- проверка полноты и своевременности регистрации и отправки писем, жалоб и заявлений;
- наличие в ЦВСИГ услуги ООО «Специальные электронные системы» «ФСИН-письмо»
Я также обратил внимание на частные жалобы на условия содержания ЦВСИГ Тульской, Владимирской и Ивановской областей
А. Бабушкин