Москва, 24 ноября 2020 года
Рекомендации круглого стола
«Реализация прав граждан при реализации ритуальных услуг».
Ритуальная деятельность услуги выступают одновременно и в качестве услуги и в качестве реализации права человека на память о нем.
Человек - единственный вид живых существ, имеющее потребность заботы о своих умерших предках, что является ключевым качеством, отличающим человека от животных.
В журнале «Правоведение» за 1979 год впервые в нашей стране был поставлен вопрос о правах усопших.
В преамбуле Конституции Российской Федерации о населении нашей страны говорится, как о чтущей память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.
Согласно части 2 статьи 67-1 Конституции РФ, Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство.
Статус предка приобретаются с момента смерти человек. При этом предок субъектен. Без понимания прав предков невозможно сохранение общества, основанного на традициях и нравственных ценностях.
При этом на больших территориях устойчивость государства обеспечивается моральными стандартами общества, обеспечение сакральности.
До того, как ритуальная деятельность стала бизнесом, и оказалась направлена на получение прибыли, что произошло 250-350 лет назад, она являлась социально ориентированной и имела своей целью сохранение морально-нравственных стандартов
Федеральный Закон 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусматривает определенные, но не достаточные гарантии прав усопших, в том числе понятия волеизъявления умершего и достойного отношения к телу умершего.
Вместе с тем отсутствует федеральный орган, регулирующий деятельность в похоронной сфере. Попытки Минстроя, Мин ЖКХ и иных федеральных органов курировать данную сферу, оказались неудачными.
В настоящее время главными проблемами ритуальной сферы является то, что:
- органы власти продолжают рассматривать ее, как бизнес, применяя соответствующее правовое регулирование;
- рядом с кладбищами зачастую соседствуют мусорные объекты; это связано с тем, что во многих регионов кладбищами занималось то же подразделение органов власти или местного самоуправления, что твердыми бытовыми отходами;
- отсутствует федеральный орган, который координирует данную сферу.
В период пандемии коронавируса возникло новая проблема - похороны умерших в спецпакетах или закрытых гробах. Такие действия являются не только надругательством над умершим человеком, но и издевательством над его родственниками, но и зачастую влечет выдачу тел, не подготовленных к погребению либо выдачу под видом тела одного человека тела другого человека.
Те, которые научатся защищать права усопших, получат большие конкурентные преимущества в будущем.
При этом ритуальную деятельность нельзя измерять экономическими показателями.
Участники круглого стола рекомендуют:
- Правительству Российской Федерации:
- Передать сферу ритуальных услуг в ведение федерального органа по вопросам культуры.
- Разработать Федеральную целевую программу сохранения и благоустройства кладбищ.
- Предусмотреть создание вокруг кладбищ санитарно-защитных зон шириною не менее 10 м.
- Создать рабочую группу по подготовке проекта Федерального Закона «О памяти о человеке, погребении и похоронном деле» в составе Бабушкина А.В., Баратова У.А., Авдеева А.В., иных заинтересованных лиц.
- Возобновить реализацию программы «Опекунства над могилами», отмененную примерно в 2011 году, которая позволила бы использовать повторно брошенные могилы с сохранением, как самого захоронения, так и надгробных сооружений.
- Органам прокуратуры принимать меры прокурорского реагирования на нарушения прав граждан при захоронении, в том числе выдаче тел усопших в спец пакетах и принуждении к похоронам в закрытых гробах, привлекать к ответственности виновных лиц.