Следственный Комитет глазами правозащитников

Oct 08, 2020 18:54

Проект
Москва, 8 октября 2020 года

Рекомендации общественного обсуждения
«Общественная оценка работы Следственного Комитета».

Участники обсуждения отмечают, что основными проблемами в обеспечении и защите прав человека в работе Следственного Комитета России (СКР) являются:
- неудовлетворительная регистрация в СК заявлений о преступлении;
- слабость и неэффективность прокурорского надзора за работой СКР;
- фактическое отсутствие ведомственного контроля в СКР;  
- отсутствие общественных советов при СКР и тер. органах Следственного Комитета;
- низкий профессиональный и этический уровень следователей СКР;
- политическая ангажированность следователей СКР, крайне негативная роль следователь ГСУ СКР по г. Москве в «Болотном деле»;
- злоупотребления при изъятии компьютерной техники;
- злоупотребления положением п. 20 приказа СКР № 72 от 2012 года, которое позволяет не проводить процессуальную проверку по заявлению,  
- отсутствие взаимодействия СК с органами местного самоуправления.
Только экстраординарными способами гражданам удается добиваться прекращения допущенных органами Следственного Комитета России нарушений.
Некоторые участники обсуждения отмечали, что складывается впечатление, что в органах СК существует прайс-лист на возбуждение уголовных дел и принятие решений по делам.
Участники обсуждения отметили участие Нижегородского подразделения СКР в травле Ирины Славиной, покончившей жизнь самосожжением.
Был проведен следующий пример. В настоящее время следственным отделом по городу Сызрань СУ СК по Самарской области ведутся два уголовных дела в отношении медицинских работников Сызранской ЦГБ. Одно возбуждено в феврале 2016года, второе - в ноябре 2019г. За последние 6 месяцев прокуратурой вынесено 11 требований  об устранении нарушений уголовно- процессуального законодательства, однако нарушения не устраняются.
Для многих сотрудников органов СКР характерны высокомерие, чванство, неуважение к гражданам, полнейшее равнодушие к их судьбе, карьеризм.
Вместе с тем участники обсуждения отметили:
- хорошее взаимодействие СКР с общественностью по вопросам розыска пропавших детей и иной поисково-спасательной работы; вместе с тем с ГСУ СКР по г. Москве такое взаимодействие налажено не достаточно;
- активная роль органов СК по расследованию экологических преступлений.
Некоторые участники обсуждения ставят под сомнения необходимость существования Следственного Комитета, как самостоятельного органа.

Участники круглого стола рекомендуют:
  1. Президенту России:
    1. Ввести в обязанность руководителей СКР обязательный ежегодный отчет руководителя подразделения следственного комитета перед депутатами соответствующего уровня с участием населения.
    2. Потребовать от Генеральной Прокуратуры РФ усилить прокурорский надзор за деятельностью органов Следственного Комитета.
    3. Внести в Государственную Думу РФ проект закона об общественном контроле за работой Следственного Комитета.
    4. Внести в Государственную Думу РФ проект закона о внесении поправок в УПК России о проведении проверки заявления о преступлении только следственным путем.
 
  1. Верховному Суду РФ обобщить судебную практику по судебному обжалованию действий Следственного Комитета.
 
  1. Председателю Следственного Комитета России:
    1. Запретить непроведение доследственной проверки по заявлению о преступлении; внести изменения в соответствующую инструкцию СК РФ (приказ СКР № 72 от 2012 года), которая позволяет не регистрировать сообщения о преступлении со ссылкой на якобы выражение несогласия с действиями должностных лиц;
    2. Изменить критерии приема на службу в органы Следственного Комитет;
    3. Провести рабочую встречу с правозащитниками по вопросам работы СКР; проводить регулярную встречу с представителями правозащитного движения;
    4. Запретить нахождение изъятой для проверки в рамках проверочных мероприятий и уголовных дел техники в течение более 1 месяца обеспечить ее возврат владельцам;
    5. Усилить специальные подразделения органов СКР по проверке заявлений на применение пыток и жестокого обращения со стороны сотрудников правоохранительных органов;
    6. Создать Общественные Советы при СКР и его территориальных органах, включить в их состав правозащитников;
    7. Привлекать в качестве экспертов по уголовным делам, расследуемых СКР, членов Экспертных Советов при Уполномоченных по правам человека, правам ребенка, Уполномоченных по защите прав предпринимателей, включая данный пункт в соответствующие соглашения;
    8. Ввести институт специальных инспекторов при председателе СКР для проверки жалоб граждан на грубые нарушения со стороны органов СКР;
    9. Предусмотреть при поступлении на службу в органы СКР сдачу квалификационного экзамена;
    10. Провести Единый прием граждан 12 декабря руководством СКР с участием членов СПЧ;
    11. Ввести на портале Гос услуг размещение личного кабинета заявителя в СКР с тем, чтобы он смог следить за движением своей жалобы.
    12. Ввести усиленную ответственность за нарушение сроков ответов на обращения граждан и организаций со сороны сотрудников СКР.       

  1. Генеральному прокурору РФ:
    1. Запретить пересылку жалоб на работу органов СКР в СКР.   

следствие, Правозащита, Правозащитники, Следственный Комитет

Previous post Next post
Up