Рекомендации круглого стола «Мотивация изучения родного языка»
Сохранение и развитие мотивации изучения родного языка является обязательным условием выживания национальных языков в условиях глобализации, урбанизации, активного использования английского языка в российском языковом пространстве.
Ряд языков находятся под угрозой исчезновения.
Мотивация изучения родного языка делится на внутреннюю и внешнюю.
К внутренней мотивации относится группа мотивов, связанных с намерениями самого человека, его выбором, взглядами, системой ценностей.
К внешней мотивации относятся те обстоятельства, которые созданы для человека его семьей, образовательным учреждением, органами власти и местного самоуправления.
Обе группы мотивов находятся в тесной взаимосвязи и воздействуют друг на друга.
Из-за сужения традиционного образа жизни, сегмента традиционных видов хозяйства и культуры, происходит размывание того базиса, который поддерживает существование языка.
Тяга к городской жизни приводит к тому, что молодёжь собирается покидать родные места.
Участники круглого стола отметили насколько важен для учеников пример учителя.
Положительный опыт сохранения родных языков демонстрирует Осетия, Татарстан и Якутия - положительные примеры
По мнению участников круглого стола, возрождению и поддержанию интереса к родному языку будет способствовать:
- Создание произведений культуры и искусства, включая фильмы, формирующие положительный облик народа, являющегося носителем языка.
- Создание устойчивого этнокультурного пространства, включая:
- восстановление традиционной топонимики;
- максимально широкое использование языка в публичной сфере, включая надписи на национальном языке на организациях и учреждениях;
- объявление и написание остановок общественного транспорта на 2-х языках.
3. Введение органами образования ЕГЭ и ОГЭ по родному языку либо включение в аттестацию по русскому языку вопросов по родному языку.
4. Использование цифровых технологий для развития родных языков; разработка компьютерных игр и электронных приложений на национальных языках.
5. Понимание того, что владение родным языком позволит узнать, о чем говорят взрослые, когда они общаются на родном языке.
6. Понимание того, владение родным языком позволяет обладать знанием, отличающим человека от окружающих, включая:
- знание понятий и терминов, аналоги которых отсутствуют в русском и английском языков;
- причастность к речи, насчитывающей много столетий или даже тысячелетий.
7. Развитие этнического и экологического туризма.
8. Повышать престиж родного языка, в том числе проводя мероприятия по развитию и поощрению языкового многообразия.