Москва, 20 июня, режим ВКС
Круглый стол «Общественные формирования правоохранительной направленности и права человека»
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, одним из главных направлений государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности является в том числе создание единой системы профилактики преступности и иных правонарушений.
В ноябре 2013 года Президентом России утверждена Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. Понятие общественной безопасности определено как состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Общественный порядок определен, как нормальное функционирование социальных отношений, отсутствие рисков и угроз, которые могут нарушить нормальную жизнедеятельность людей и их прогрессивное социальное и профессиональное развитие, создающие обстановку спокойствия и защиты личности и собственности физических и юридических лиц. Общественный порядок создает все необходимые условия для обеспечения общественной безопасности, делая зависимым соответствующие правовые категории.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрел два вопроса местного значения, касающихся общественного порядка: 1) п. 8 ч. 1 ст. 15 и п. 9 ч. 1 ст. 16 - организация охраны общественного порядка на территории муниципального района и городского округа муниципальной милицией; 2) п. 33 ч. 1 ст. 14 и п. 37 ч. 1 ст. 16 - создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка (в поселениях и городских округах).
2 апреля 2014 г. был принят Федеральный закон N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка".
Этот закон предусматривает:
- участие граждан в охране общественного порядка;
- участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести, - оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в поиске лиц, пропавших без вести, жизни и здоровью которых может угрожать опасность или в отношении которых могут совершаться противоправные деяния;
- участие граждан в качестве внештатных сотрудников полиции;
- создание общественных объединений правоохранительной направленности;
- создание народных дружин.
Среди принципов участия граждан в охране общественного порядка предусмотрены в том числе:
- приоритетность защиты прав и свобод человека и гражданина;
- право каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом.
Следует отметить, что добросовестное отношение дружинников к своей деятельности дисциплинируют полицейских, приводят их деятельность в соответствие с ожиданием общества.
Участники круглого стола рекомендуют:
- МВД России:
- шире привлекать народных дружинников к охране общественного порядка в парках, скверах, мангальных зонах, а также местах скопления лиц, распивающих спиртные напитки;
- шире поощрять участников народных дружин, активных участников других общественных правоохранительных формирований, а также сотрудников полиции, работающих с такими формированиями;
- не привлекать представителей добровольных дружин, а также казачьих формирований для борьбы с протестной активностью жителей, а также пресечения политических мероприятий.
- В Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" внести следующие дополнения:
- предусмотреть в качестве меры поощрения для членов народных дружин льготы при поступлении в учреждения среднего и высшего профессионального образования;
- предусмотреть в качестве меры поощрения для членов народных дружин дополнительно 3 оплачиваемых дня к отпуску, как это было в советское время.
- предусмотреть в ст. 11 Закона возможность создания общественного формирования правоохранительной направленности решением общественных объединений и политических партий, в том числе для охраны общественного порядка на массовых мероприятиях, включая спортивно-зрелищные мероприятия.
3 Федеральной службе судебных приставов:
- не допускать привлечения представителей казачьих правоохранительных формирований к охране судов вместо судебных приставов.