Мэру г. Москвы
С.С. Собянину
Открытое письмо.
Уважаемый Сергей Семенович !
В г. Москве одержана убедительная победа над москвичами. Наконец- то снесены тысячи и тысячи разнокалиберных торговых и иных павильонов, переполнявших улицы столицы. Им на смену пришли унылые серые убожества. Ненавязчивый дизайн этих новых павильонов вызывает законную зависть у дизайнеров, проектирующих интерьеры тюремных камер для пожизненно осужденных.
Попробуем подвести итоги зачистки Москвы от нестационарных объектов потребительского рынка.
Не имея точных цифр о результатах погрома малого бизнеса в г. Москве, рискну предположить, что всего в 2012 году было снесено около 10 тыс. нестационарных объектов - киосков, палаток, тонаров, кафе, автомагазинов. При условии, что в каждом из них работало по 5 человек, то сокращение рабочих мест составило тысяч 50. Это меньше населения района Отрадное, но больше, скажем, населения района Марфино. Добавим к ним водителей, дворников, охрану, бухгалтеров, обслуживающие ютившийся в нестационарках малый бизнес. В этом случае речь уже будет идти, по меньшей мере, о 70 тысячах рабочих мест и полуторе сотне тысяч ртов: как известно люди имеют детей и иных иждивенцев.
Даже, если каждый из этих 70 тысяч платил не более 3 тыс. руб. в городской бюджет в качестве налогов, то получается сумма в 2,1 млрд. рублей. Платили налоги и предприятия малого бизнеса: думаю, что получалось в общей сложности не менее 5 млрд. в год. Для сравнения - весь бюджет местного самоуправления района Отрадное на 2013 год - 86 млн. руб.
Разумеется, только потерей рабочих мест и бюджетных поступлений дело не обошлось.
Пирожки и страховые услуги, кофе и сим - карты, а также еще тысячи необходимых для людей удалились от москвичей в тройном прыжке.
Во - х, добраться до них москвичи и гости столицы могут только в стационарных торговых объектах или в киосках Метрополитена или подземных переходов (до них пока, к счастью, не добрались). Даже, если в снесенной нестационарной сети делалось 15 млн. покупок в день, а на , чтобы дойти до стационарной сети потребуется дополнительно 2 минуты, то речь будет идти о дополнительных затратах в 30 млн. минут или 500 тыс. часов или более 20 тыс. дней. Если же учесть, что несколько миллионов пассажиров наземного общественного транспорта приобретали нужные им вещи в ожидании автобусов и троллейбусов, то как бы счет похищенного у москвичей времени шел не на пару столетий в день.
Во 2-х, снос доступных павильонов и палаток спровоцировал очереди в стационарных магазинах. Так, даже, если эта очередь привела к дополнительным затратам покупателей в размере лишь 1 минуты, то у москвичей забирают по 10 тыс. дней в день.
В 3-х, возрастают расходы на аренду (а иногда и возникают, так как у многих предпринимателей снесенные павильоны находились в собственности) и эти расходы могут быть компенсированы только одним из 3 способов: вырастить товарооборот, увеличить розничные цены, снизить зарплату работникам, снизить накладные расходы. Понятно, что для большинства предпринимателей самый простой и приемлемый способ - второй. Таким образом, москвичи заплатят за снос нестационарной торговой сети не только ростом затрат своего времени, но и оплатой через цену товара роса затрат на помещения.
Все ли злоключения, связанные со сносом палаток мы перечислили? Разумеется, нет!
Сетевые компании не просто так добивались уничтожения нестационарной сетей: уход с рынка конкурентов - чудесный способ для них поднять цены. В условиях, когда все московские торговые сети находятся в руках узкого круга субъектов, сделать это не трудно: владельцы сотен удачно расположенных крошечных магазинчиков и палаток не дышат крупным сетевикам в затылок, заставляя их каждый раз думать - а надо ли вздувать цены. Владельцы же стационарных магазинов шаговой доступности - плохие конкуренты для сетевиков, так как до половины их прибыли уходит на аренду. Ведь арендованные помещения они получают по конкурсу, который выигрывает не тот, кто предложит более качественный товар или более низкую цену для покупателей, а тот, кто предложит более выгодную цену для арендодателя - Департамента имущества г. Москвы.
Переориентировав поток покупателей на сетевые магазины и расположенные в домах магазины шаговой доступности, удалось добиться и еще одной важной задачи: тысячи грузовых машин, которые ранее разгружались около палаток и павильонов, расположенных около метро и остановок, теперь разгружаются по ночам под окнами квартир.
Особенно же повезло жителям домов, расположенных около выходов из метро: квартиры первых этажей в таких домах скупаются, перепрофилируются в нежилые помещения, превращаются в магазины и кафе, аптеки и парикмахерские. В связи с этим редко возрастает нагрузка на домовую и придомовую инфраструктуру: роты алкоголиков оккупируют дворы, стаи машин разгружаются под окнами, вырубаются перегруженные электросети, и самое главное: разбираются сделанные из бетона наружные стены, которые заменяются гламурненькими витринами. Такое конструкционное изменение дома, хотя и не приводит (или пока что не приводило) к обрушению стен, однако приводит к самым неожиданным изменениям в жизни дома. Например, в доме 2 по Северному бульвару, расположенному около трасы метро неглубокого залегания, замена стенных блоков первого этажа привело к резкому усилению вибрации на верхних этажах, где раньше жителями вибрация от работы линии метро не ощущалась.
Таким образом, трудно найти такую категорию москвичей, которая бы не пострадала от зачистки нашего города от нестационарной торговли. В битве между чиновной глупостью и интересами москвичей победила первая. Сетевикам дан зеленый свет на взвинчивание цен. Покупатели могут забыть те 20 лет, когда нужные им вещи они могли купить в ожидании автобуса или трамвая.
Программа московского отделения партии «Яблоко» так и называется: «Город, удобный для жителей».
И вот я думаю: а может быть есть у нас в городе некое неправильное общество с тайной программой, которая условно называется «Город, неудобный для жителей». Ну не любят, хоть плачь, члены этого общества, москвичей. И хотя реализацию своих будоражащих разум идей адепты этой программы начали с палаток у станций метро и павильонов на остановках, но есть у них в запасе еще много разных гадостей, способных превратить Москву в город, непригодный для жизни?
Уничтожение административным катком многих тысяч павильонов и палаток войдет в историю столиц мира 21 века, как яркое проявление враждебного жителям градостроительного экстремизма.
Уважаемый Сергей Семенович! Вы много ездите по городу и знаете, что еще не заасфальтированы те кусочки городской территории, где стояли павильоны и палатки. Потерявшие работу москвичи и иногородние работники еще не спились и не умерли от безысходности, еще не совершили корыстных насильственных преступлений, еще не утратили навыков участия в деятельности малого бизнеса. Еще не махнули рукой на Москву и не подались в более уютные края те, кто умеют вести малый бизнес.
Ситуация неблагополучна, но не необратима.
Я призываю Вас признать ошибочность ударов, нанесенных при Вашем мэрстве по малому бизнесу города Москвы и принять меры, направленные на исправление ситуации.
Поверьте: не все, что делалось и создавалось при вашем предшественнике надо разрушать до основания. Я понимаю, что приближается 2017 год, но было бы желательно, чтобы происходящие в преддверии юбилея революционные преобразования как - то согласовывались со здравым смыслом.
Искренне уважающий Вас
Андрей Бабушкин, депутат муниципального собрания, председатель Комитета за гражданские права, член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, член Бюро РОДП «Яблоко»