Посещение г. Лермонтов.
17 марта 2020 года член СПЧ А.В. Бабушкин посетил с рабочим визитом г. Лермонтов Ставропольского края.
По информации главы города Лермонтова С.Полуляха, депутатов Совета депутатов города, представителей жителей особо охраняемые и территории и природные комплексы города объектами застройки не являются.
Так, на территории г. Лермонтов находится гора Бештау. Большая часть горы покрыта лесами. 1300 га лесов находится на территории города. Из них 960 га поставлены на кадастровый учет. Работа будет завершена к концу 2020 года.
Промышленные земли отмежеваны и их для развития города хватает.
Так как под горой Бештау формируются многие минеральные источники, власти города проводят политику, направленную на защиту г. Бештау от промышленного и иного антропогенного воздействия .
Удалось вернуть в земли резервных лесов около 100 га, выделенные ОАО «Колосс» на г. Бештау. Застроек и вырубок на данной территории не ведется.
В г. Лермонтов численность зеленых насаждений превышает норматив на душу населения в 12 раз. Идет финансирование программы ремонта парков и скверов за счет совместного финансирование.
Выявлены проблемы, связанные с обеспечением жителей г. Лермонтов жилищно-коммунальными услугами.
Хотя стоимость 1 Гкал теплоэнергии в г. Лермонтов составляет 1980 руб., в г. Пятигорске - 1970 руб., в г. Ессентуки - 2238 руб., в г. Кисловодске - 2339 руб., у ООО «Лукойл» Ставропольэнерго (Запикетная ТЭЦ) - 2774 руб., Газпротеплоэнерго Кисловодск - 2771 руб., потребители жилищно-коммунальных услуг находятся в неблагоприятном положении.
Электростанция построена в 1954 году для обеспечения завода Минсредмаша и жилых домов. С 1970-е годы станция с угля была переведена на газ. Станция имеет мощность, которая позволяет обеспечить 2 таких города, как г. Лермонтов.
Сенников Сергей Петрович работает директором электростанции полтора года. 50 % энергии поставляет на Гидрометаллургический завод, градообразующее предприятия. В 2019 году прибыль была вложена в обновление оборудования. Депутаты и общественность города были приглашены для посещения станции. Жалобы на то, что в домах холодно связаны с нарушениями со стороны управляющих компаний: не промыты стояки, не проведена опресовка.
Тарифы на электроэнергию установлены общие для всего края: с газовыми плитами - 4,63, электроплитами - 3,24.
У ОАО «Южная энергетическая компания», которой принадлежит электростанция, нет достаточной связи с Единой энергетической системой. Так, только 30 % закупается у Ставропольэнерго.
Для юр лиц оплата установлены следующие тарифы: низкое напряжение - 6,04 (Пятигорск: 6,48), напряжение № 2 - 5, 44 (Ставрополь: 5, 41, Пятигор: 5,1), высокое напряжение - 3,3 (Ставрополь: 4,39, 4,08).
Первая проблема связана с состоянием инженерных сетей. Инженерные сооружения города были построены, как единая система снабжения для предприятий атомной промышленности и жилых домов.
С распадом СССР государство забыло об инженерных системах города.
Когда Гидрометаллургический комбинат в 1989 году перестал обогащать урановую руду и стал производить удобрение, из введения Средмаша он был передан в ведение края.
В 2010 года, когда шел капительный ремонт коммуникаций в домах городов Ставропольского края, г. Лермонтов не попал в программу капремонта. Таким образом, коммуникации изношены, требуют более тщательного ухода. Это приводит к значительным потерям теплоэнергии на пути к потребителю.
В 2018 года, когда поставщик энергии разорился, г. Лермонтов стоял перед угрозой энергетической катастрофы.
Вторая проблема связана с угрозой банкротства управляющих организаций города. Так, управляющие организации г. Лермонтов не выступают посредниками в расчете населения перед ресурсоснабжающими организациями, так как расчеты производятся населением напрямую. Тем не менее, свои претензии ОАО «ЮЭК» предъявляет управляющим компаниям, сумма долга только у одной из них составила 110 млн. руб., что создает опасность обанкрочивания управляющих компаний.
Третья проблема связана с тем, что на отопление идет не техническая, а питьевая вода, что повышает стоимость услуг по отоплению.
В настоящее время происходит вхождение города в Ставропольводоканал, что позволит снизить цену на воду примерно на 30 %.
Однотрубная система водоснабжения приводит к тому, что и теплая вода и вода для отопления подается одной трубой. После отключения отопления пока воду не спустят, горячая вода из кранов квартир идёт. Однако, чтобы перевести город из открытой на закрытую систему водоснабжения требуется федеральное финансирование. Проект выполнения указанных работ ОАО ЮЭК закончит в августе 2020 года.
Садовое товарищество г. Лермонтов объединяет 2000 хозяйств, большинство из них не имеют ни водоснабжения, ни газификации.
С 1950-х годов в город заходит 1 ветка газоснабжения мощностью 25 тыс. м. куб./час, идущая от станции «Винсады Ессентуки 2». Остался резерв всего лишь 600 свободных кубов. Необходимо строительство 2-й ветки. Согласие Межрегионгаза имеется. Развитие мощностей предприятий приводит к тому, что резерва на газоснабжение нет. Подобная ситуация может привести к тому, что развитие города остановится. В июне 2020 года в Межрегионгазе планируется совещание по строительству новой ветки.
Несмотря на классическое соответствие признакам моногорода, Лермонтов так моногородом не признан. Это связано с тем, что из 4 критериев моногорода Лермонтов подпадает только под 3. Так, когда градообразующее предприятие ГМЗ находилось на грани банкротства, и количество его работников было минимальным, Лермонтов не попал под критерий % занятого на градообразующем предприятии экономически активного населения города.
Лермонтов - единственный город Ставропольского края, медицинское обеспечение которого находится не в ведении Минздрава края, а в ведении ФМБА. Несмотря на федеральное подчинение городского здравоохранения, в поликлинике и МСЧ № 101 не хватает узких специалистов и терапевтов. Терапевтический корпус медсанчасти ФМБА передан под санаторий, который оказывает платные услуги. Отмечена высокая степень профессионализма медиков поликлиники и медсанчасти. Особенностью Лермонтова является то, что здесь на месте, без перевозки пациента в другое учреждение, можно оказать и оперативную и реабилитационную медицинскую помощь.
По итогам посещения рекомендуется:
- Минстрою России:
- осуществить федеральное финансирование замены коммуникаций;
- оказать помощь в получении г. Лермонтовым статуса моногорода.
2. Федеральному законодателю внести изменения в Федеральный Закон от
9.12.2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», предусмотрев, что показатель удельного веса лиц, занятых на градообразующем предприятии, может браться за последние 5 лет.
- ОАО «ЮЭК» разработать свои рекомендации для управляющих компаний.
- Правительству Ставролпольского края:
- разработать программу подключения к инженерным сетям садоводов на условиях софинансирования;
- оказать содействие в урегулировании вопросов между ОАО «ЮЭК» и управляющими организациями по вопросам задолженности.
5. Поддержать проект строительства в г. Лермонтов второй ветки газоснабжения.
6. Росстату: публиковать ежегодную статистику заболеваемости и смертности по каждому населенному пункту с населением свыше 5 тыс. жителей, в том числе по г. Лермонтову.
7. ФМБА России обеспечить строительство жилья для сотрудников МСЧ № 101 и поликлиники г. Лермонтов для привлечения и закрепления кадров.