Из доклада по итогам дней общественного контроля в Спб и Ленобласти 26-29 февраля 2020 г.

Mar 03, 2020 01:39

В части изучения языков коренных малочисленных народов води и ижоры

В рамках Дней общественного контроля в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области членом СПЧ А.В. Бабушкиным, Уполномоченным по правам человека в Ленинградской области С.С. Шабановым, начальником Управления Комитета по местному самоуправлению Ленинградской области Сяреньким, заместителем главы Кингисеппского муниципального района, руководителем ТЕОС «Община малочисленного народа ижор «Шойкула» Д. В. Хараккой-Зайцевым, руководителем отделения Комитета за гражданские права В.В. Пелиховым были посещены Вистинская средняя общеобразовательная школа, Кракольская средняя общеобразовательная школа, Ижорский музей д. Вистино, Управление образования администрации Кингисеппского муниципального района.
Водский музей д. Лужица посетить не удалось.

Во время германской оккупации в годы ВОВ, ижорцы и водь были переселены в Финляндию. В 1945 году ижорцы вернулись в СССР из Финляндии, однако на границе они были задержаны органами НКВД, после чего 20 тыс. ижорцев были высланы в области центральной России. В 1953 году ижорцам разрешено было вернуться на родину и они были реабилитированы. Тем не менее, в полном объеме их права и законные интересы восстановлены не были. Так, из 20 тыс. депортированных на Родину вернулось только 2 тыс. человек.

По данным переписи 2010 года в Ленинградской области проживало 169 ижор, в т.ч. 43 человека в дер. Вистино. По данным переписи 2002 года 53 ижорца проживали в Санкт-Петербурге. Перепись, проведенная в Эстонии в 2000 году, зафиксировала проживание там 62 ижорцев, из которых 19 человек назвали ижорский язык родным языком.

Ижорский язык изучается частью учащихся Вистинской средней общеобразовательной школы. Здание Вистинской средней общеобразовательной школы было построено в 1988 году. В школе обучается 121 человек. 10-й класс в школе набрать не удалось. Из 11 класса в текущем учебном году выпускается 5 человек. Штат учителей укомплектован. За счет компании «Транснефть» отремонтированы классы технического профиля, а также коридоры школы.

На базе Ижорского музея, расположенном в д. Вистино, изучается ижорский язык, танцы, песни, игра на ижорском музыкальном инструменте каннель (по-фински: кантеле). Обучение на каннеле ведет Е.В. Видайко, а также волонтер из числа родителей. Приобретено 10 каннелей, изготовленные мастером Ильей Доброхотовым.

Ижорский язык на базе музея изучают ученики третьего класса Вистинской школы в составе 13 человек (учитель - Ольга Николаевна Черняева). Кроме того язык изучают 7 детей, приезжающих в Вистино в летнее время, в основном внуки тех ижорцев, которые живут в Санкт-Петербурге. Преподавание языка ведет Никита Андреевич Дьячков.

Во время встречи с участниками посещения ученики 3-го класса исполнили ижорские песни и танцы. Общение показало, что Ижорские язык и культуру дети изучают с энтузиазмом. Из 11 опрошенных детей, 10 детей поставили «пятерку» своим родителям в части владения ими ижорского языка.

С 2020/21 школа Вистинская школа готова предоставить часы в рамках внеурочной деятельности. Согласно экспертной оценке не менее трети родителей согласны на то, чтобы их дети изучали ижорский язык. По оценке директора школы, изучением ижорского языка можно охватить около 50 детей.

До нашего приезда вопрос о включении ижорского языка в общеобразовательный стандарт и школьную программу не ставился.
Кроме того, 25 воспитанников Вистинского детского сада раз в неделю посещают музей, изучают ижорские игры, песни, танцы, легенды.




Ижорский музей в дер. Вистино открылся в 1993 году в здании бывшей средней школы. Музей посвящен гончарному и рыболовецкому промыслам, истории национального костюма, вязанию из шерсти, обрядам ижорцев. На втором этаже музея находится зал для занятий и мероприятий






Рыболовецкий промысел имел для ижоры важное значение, как говорят сами ижорцы, рыба была их хлебом. Женщины вместе с мужчинами ловили рыбу, жили в деревянных домах на льду, там же рожали детей.






При музее работает построенный в 2019 году центр гончарного мастерства и ижорского языка, в котором в настоящее время занимается 20 человек. Мастерская имеет полный комплект оборудования для изготовления керамических изделий высокого уровня сложности. На стенах мастерской в ближайшее время будут размещены фотографии гончарных изделий с надписями на ижорском языке. Официальное открытие центра с участием Губернатора области планируется на март 2020 года.
На базе музея работают курсы по ижорскому языку (детские и взрослая группа), мастерская ремесел «женское рукоделие» (мастерская по костюмам, гончарная мастерская, орнаментальное вязание).








В Кракольской средней школе обучается 341 учеников. Деревня Краколье (по ижорски -«Юимпере», что означает Задняя часть реки) дала название Кракольской средней школе, которой в 2021 году исполнится 120 лет. В настоящее время школа находится в пос. Ленрыба, который вошел в состав поселения Усть-Луга.




В состав населенных пунктов, которые обслуживает Кракольская средняя школа, вошла и дер. Лужица, в которой проживают 8 последних представителей народа водь, которые с рождения знают водский язык.

С 2001 году в Кракольской школе работает ансамбль «Линнут» («Птички»), члены которого изучают водский язык, культуру, некоторые традиционные ремесла. В ансамбле занимается 30 человек. Руководителем ансамбля является педагог Марина Александровна Петрова.

Н. А. Дьячков 2 года ведет в школе курс водского языка, который длится с сентября по ноябрь 2020 года. Курс рассчитан на 3 месяца. Ижорский язык в Кракольской школе не изучается, несмотря на наличие детей, готовых его изучать.
В д. Лужицы в 1990-е годы был создан Музей водской культуры, где проводятся занятия водскому языку с местными жителями; в кружке занимается более 20 человек.
Ежегодно проводится день рождения дер. Лужица «Лужицкая складчина», в котором участвует и ансамбль «Линнут».

Участники посещения пришли к выводу о том, что нельзя ожидать, пока сложится один из сегментов изучения языка - будут написаны и изданы учебники, преподаватели языка, принят ФГОС, разработаны методики, а данные процессы следует инициировать путем выявления семей, дети в которых хотят изучать родные водский и ижорский языки.

По итогам посещения рекомендуется:

1. Федеральной службе безопасности России:
- направить информацию о местах высылки ижорцев, води и ингерманландских финнов в 1945 году с указанием количества высланных.

2. Губернатору Ленинградской области:
- отметить большую работу, которую ведет Комитет по местному самоуправлению Ленинградской области по сохранению ижорского и водского языков и культуры;
- поручить Комитету общего и профессионального образования Ленобласти активизировать работу по изучению ижорского и водского языков;
- повторно обратится в Правительство Российской Федерации о внесении изменений в постановление Правительства РФ № 631-р от 8 мая 2009 года в части мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов ижоры и води.

3. Комитету общего и профессионального образования Ленобласти:
- поддержать деятельность Вистинской средней школы по изучению ижорского языка и культуры, деятельность Кракольской средней школы по изучению водского языка и культуры, максимально поощрить участников этой деятельности;
- поддержать деятельность Вистинского детского сада по сотрудничеству с Ижорским музеем;
- изучить возможность преподавания ижорского и водского языках в Котельской средней школе, одной или нескольких школах г. Кингисеппа (для детей из сельских поселений, которые учатся в г. Кингисеппе, детей, проживающих в г. Кингисеппе), Куземкинском детском саду, Усть-Лужском детском саду, Котельском детском саду, а также ведения внеклассной работы по популяризации языка и культуры в данных учреждениях.
- внести в Министерство просвещения Российской Федерации предложение о внесении изучения ижорского языка в образовательный стандарт Вистинской средней школы, Вистинского детского дошкольного учреждения, Кракольской средней школы, Кракольского детского дошкольного учреждения, а также иных образовательных учреждений по результатам проведенного обследования;
- внести в Министерство просвещения Российской Федерации предложение о внесении изучения водского языка в образовательный стандарт Кракольской средней школы, Кракольского детского сада;
- вместе с ЛОИРО и Институтом лингвистики произвести переподготовку учителей по специальности преподавателей водского и ижорского языка;

4. Вистинской средней школе, совместно с управлением образования:
- в 2019/20 г.г. провести изучение готовности в изучении ижорского языка среди учащихся школы;
- выявить лиц, готовых получить высшее образование по специальности преподаватель водского языка, преподаватель ижорского языка для приема в вуз на внеконкурсной основе;
- внедрить преподавание ижорского языка и литературы в рамках факультативов и программы дополнительного образования.
5. Кракольской средней школе:
- выявить лиц, готовых получить высшее образование по специальности преподаватель водского языка, преподаватель ижорского языка для приема в вуз на внеконкурсной основе;
- продолжить и расширить практику привлечения носителей водского языка к встречам и занятиям со школьниками;
- обеспечить изучение в школе ижорского языка;
- расширить изучение водского языка с 2 месяцев до всего учебного года.

6. Комитету по культуре Ленинградской области:
- выявить строения традиционной ижорской и водской архитектуры на Сойкинском полуострове и других поселениях Кингисеппского муниципального района, обеспечить придание им охранного статуса, разработать программу их реставрации;
- организовать работу по внесению ижорской песенной культуры (более ста тысяч песен) в Реестр объектов нематериального культурного наследия народов России; инициировать внесение в Реестр объектов нематериального культурного наследия народов мира (ЮНЕСКО).

7. Комитету по местному самоуправлению:
- оказать помощь ТЕОС «Община малочисленного народа ижор «Шойкула» в реализации социально ориентированного проекта «Ижорская усадьба» в д. Ручьи.
- поддержать проект Ижорского музея по изучению традиционного рыболовецкого промысла ижоры;
- поддержать проект Ижорского музея по изучению ижорской кухни.

8. Ижорской общине:
- оказать содействие в подборе педагогов для преподавания ижорского языка;
- выявить семьи, проживающие в г. Санкт-Петербурге, дети из которых хотели бы изучать Ижорский или водский языки.

Общественный контроль, СПЧ, Совет при Президенте, Малые народы России

Previous post Next post
Up