Москва, 4 декабря 2019 года, Дом общественных организаций
Рекомендации круглого стола
«Права детей мигрантов и пути их защиты»
Основными проблемами соблюдения прав детей мигрантов является:
- отсутствие у детей свидетельства о рождении (в основном у граждан Кырзызстана);
- в связи с окончанием срока доверенности, выданной родителями ребенкана родственника или иное лицо, ребенок становится безнадзорным и изымается с помещением в детский приемник или приют (ЦВСНП);
- ограниченность доступа детей мигрантов к дошкольному образованию, как в силу положений приказ Минобрнауки № 293, так и в силу сложившейся практики многолетних проволочек с предоставлением места в детском саду детям, родители которых не имеют в Москве регистрации по месту жительства;
- требование при устройстве ребенка в школу постоянной регистрации (которой обладают граждане РФ, но не обладают иностранные граждане) и документа о праве на нахождение на территории РФ;
- формальный подход органов опеки при изъятии детей;
- невыдача полисов ОМС членам семей граждан стран ЕзАЭС.
Имеют место многочисленные упущения и со стороны самих родителей:
- неоформление ребенку свидетельства о рождении.
- неоформление ребенку постановки на миграционный учет;
- неоформление ребенку полиса ОМС при наличии вида на жительство;
- уклонение родителей от подготовки детей к школе;
- неподача родителями, получившими гражданство РФ, документов на паспортизацию ребенка.
Выявлены и случаи нарушения прав со стороны Посольств государств приезда.
Анализ уклонения родителей от оформления свидетельств о рождении показывает, что не оформляют свидетельства о рождении:
- нелегальные мигранты, в т.ч. с просроченными документами;
- жертвы сексуального насилия;
- рожавшие под чужим именем;
- родившие нежелательных детей.
Следует отметить, что решением Верховного Суда РФ признано, что единственным основанием для отказа в приеме в школу является отсутствием в образовательном учреждении свободных мест.
В среде киргизских мигрантов отказ в принятии детей в детские сады приводит к тому, что мигранты нанимают в Киргизии девочек в возрасте 14-15 лет («девочки-бахчи»), которые находятся в квартире и ухаживают за детьми. Такие дети не учатся, находятся на нелегальном положении, не выходят из дома, не учатся, не имеют возможности для игр. Речь идет о тысячах детей. Нередко такие девочки подвергаются насилию, в т.ч. и сексуальному. В Кыргызстане была предпринята попытка запретить выезд детей в возрасте до 18 дет за границу. В 2018 году трое девочек из числа нянечек замерзли насмерть.
Участники круглого стола обратили внимание на случаи националистических проявлений со стороны учителей и сотрудников полиции.
Участники круглого стола рекомендуют:
- Федеральному законодателю:
- отменить требование о выезде ребенка каждые 90 дней за пределы РФ, так как эта обязанность возлагает на мигранта дополнительные расходы, прерывает учебный процесс, создают угрозу утраты мигрантом рабочего места из-за длительного отсутствия, нередко создает стрессовые ситуации для ребенка;
- запретить выдворение нелегальных мигрантов из числа беременных женщин, обратившихся в род. дом за помощью в родовоспоможении.
- Правительству Российской Федерации:
- создать систему выявления детей из числа иностранных граждан или без гражданства, которые не получают образование и медицинской помощи, для реализации их права на образование и получение медицинской помощи;
- создать горячую линию по защите прав детей-мигрантов.
- Органам внутренних дел и ГБУ «Мои документы» размещать в подразделения МФЦ, ММЦ и УВМ плакаты и иные информационные материалы по защите прав детей-мигрантов, включая вопросы документирования детей, получения ими медицинской помощи на основных языках общения трудовых мигрантов.
- Провести совместное заседание Рабочей группы СПЧ по КМНС и Международной рабочей группы по правам мигрантам по вопросам организации переписи населения России 2020 года.
- Министерству просвещения России:
- внести изменения в приказ Минобрнауки, предусмотрев, что для детей мигрантов требуется не свидетельство о регистрации по месту пребывания, а документ о нахождении на миграционном учете;
- совместно с Посольством Киргизии и киргизскими общественными организациями открывать воскресные школы для детей трудящихся - мигрантов из Киргизии в местах массового проживания семей трудящихся - мигрантов;
- открыть школы для киргизских детей в местах массового проживания киргизских детей.
- Правительству Москвы обеспечить создание временных мест для детей мигрантов в детских дошкольных учреждениях.
- Посольствам Узбекистана оформлять свидетельства о рождении детей граждан Узбекистана.
- Органам исполнительной власти проводить обучение сотрудников органов опеки основам знаний о народах России и ближнего зарубежья, их традициях, проблемах мигрантов, миграционного законодательства, навыкам тактичного отношения к семьям мигрантов и детям из этих семей.
- Генеральной Прокуратуре РФ провести проверку соблюдения права на образование в части посещения детских дошкольных учреждений детьми из семей, не имеющих регистрации по месту жительства в г. Москве и иных субъектах РФ, где имеют место массовые имитация и отказ в приеме иногородних детей в детское дошкольное учреждение.